Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Пояснительная записка к проекту федерального закона N 635615-8 "О внесении изменений в статью 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"

 

Досье на проект федерального закона

 

Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на установление правила о подведомственности экономических споров с участием самозанятых граждан, а также на исключение законодательной неопределенности в вопросе подведомственности экономических споров с участием индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, в случаях, когда на момент обращения субъектов экономической деятельности за судебной защитой указанные лица прекратили соответствующий статус.

Налоговой кодекс Российской Федерации в статье 11 определяет индивидуальных предпринимателей как физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно абзаца 11 пункта 5 Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р, под самозанятыми гражданами понимаются граждане, осуществляющие приносящую доход деятельность и не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Таким образом основным отличием между физическим лицом - индивидуальным предпринимателем и физическим лицом - самозанятым выступает факт регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В остальном указанные категории взаимодействуют с хозяйствующими субъектами в экономическом пространстве без каких-либо различий.

При этом в рамках действующего законодательства экономические споры с участием индивидуальных предпринимателей подведомственны арбитражным судам, а споры с участием самозанятых отнесены к компетенции судов общей юрисдикции.

В основу отнесения споров к компетенции арбитражных судов заложено два критерия: специальный субъектный состав и экономический характер спора. Аналогичный вывод сделан Президиумом Верховного суда Российской Федерации в "Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год" от 02.07.2014 года.

Однако именно экономический характер спора определяет специфику и подход судов к его рассмотрению. В этой связи любой экономический спор вне зависимости от субъектного состава, когда одной из сторон выступает самозанятый, либо индивидуальный предприниматель, прекративший свой статус, не прекращает быть экономическим.

Специфика подведомственности дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, не вооружает их должной компетенцией, опытом и практикой для рассмотрения экономических споров, которые по своей природе должны рассматриваться арбитражными судами.

В отсутствие законодательной определенности вопрос подведомственности экономических споров с участием гражданина, прекратившего статус индивидуального предпринимателя, разрешен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 (ред. от 25.12.2018) "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации": дела с участием гражданина, прекратившего регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.

Органы судебной власти вынуждены приходить к таким выводам, учитывая в рамках законодательного правила, в соответствии с которым отсутствие одного из двух критериев, необходимых для рассмотрения спора в арбитражном суде (субъектный состав; экономический характер спора), влечет передачу дела в суды общей юрисдикции.

Необходимо подчеркнуть, что критерий субъектности состава спора является формальным в то время, как сама природа экономического спора сохраняется и не может быть изменена в последующем даже в случае изменения статуса субъекта спора.

В связи с этим в целях формирования единообразной судебной практики, оптимизации рассмотрения экономических споров, в результате которой на рассмотрение судов общей юрисдикции перестанут поступать не свойственные для их компетенции споры, предлагается внести соответствующие поправки в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

 

Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

 

Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.