Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 666139-8 "О внесении изменений в статью 161 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 161 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" является развитием положений, включенных в статью 161 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", с учетом практики их применения.
Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" возложил обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по операциям реализации отдельных товаров, в частности лома и отходов черных и цветных металлов, на покупателей - налоговых агентов. Указанные механизм хорошо зарекомендовал себя, поскольку он позволяет исключить недобросовестные действия по уклонению от уплаты НДС со стороны продавца данных товаров, а также исключить риски оспаривания налоговыми органами вычета "входного" НДС у покупателя.
Указанный механизм налогового агентирования предлагается распространить также и на операции реализации продуктов переработки медного лома и отходов (далее - медные полуфабрикаты), поскольку многочисленные обращения от представителей бизнес-сообщества свидетельствуют о том, что на практике сохраняются риски недобросовестных действий по уклонению от уплаты НДС при реализации таких полуфабрикатов. Указанные риски возникают в связи с тем, что продавцами медных полуфабрикатов, как правило, выступают не их производители, а лица, которые заказывают их производство на давальческой основе. При этом зачастую для таких лиц основной целью совершения сделки является неуплата налога.
Такая ситуация приводит к предъявлению налоговыми органами претензий к заводам, приобретающим у указанных лиц медные полуфабрикаты для производства кабельно-проводниковой продукции, о непроявлении этими заводами должной осмотрительности и о неправомерном применении ими налоговых вычетов в части НДС, предъявленного недобросовестными продавцами медных полуфабрикатов.
Перенос обязанности по исчислению и уплате НДС по операциям реализации медных полуфабрикатов на покупателей - производителей кабельной-проводниковой продукции создаст условия для устранения экономической заинтересованности недобросовестных налогоплательщиков-продавцов медных полуфабрикатов в применении схем уклонения от уплаты НДС. Это, в свою очередь, позволит исключить риски налоговых споров между производителями кабельной-проводниковой продукции и налоговыми органами.
Для целей реализации предлагаемого механизма законопроектом предусмотрено формирование двух перечней: перечня производителей кабельно-проводниковой продукции - для того, чтобы исключить возложение обязанностей налогового агента на покупателей медных полуфабрикатов - перепродавцов; перечня производителей медных полуфабрикатов - для того, чтобы исключить из налогового агентирования прямые покупки у производителей медных полуфабрикатов.
Полномочия по определению указанных перечней предлагается возложить на Минпромторг России совместно с ФНС России, а порядка их определения на Правительство Российской Федерации.
Таким образом, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 161 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" позволит в значительной мере обелить отрасль переработки медного лома и повысить эффективность взимания НДС по операциям реализации медных полуфабрикатов.
Законопроект доработан в соответствии с замечаниями, изложенными в заключении Правительства Российской Федерации от 04.07.2024 г. N ДГ-П13-21054.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 161 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 161 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативно правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 161 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 161 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 161 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 161 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" потребует принятия Постановления Правительства Российской Федерации о порядке определения перечня производителей кабельно-проводниковой продукции и перечня производителей медных полуфабрикатов.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России совместно с Минфином России и ФНС России.
Срок подготовки - в течение двух месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.