Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 252 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) нацелен на расширение возможностей трудоустройства лиц, не достигших возраста 18 лет, и снижение кадрового дефицита на российской рынке труда.
Статья 252 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) позволяет устанавливать особенности регулирования труда не только ТК РФ, но и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Это возможно при условии, что данные особенности не влекут снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав (ч. 1 ст. 252 ТК РФ).
Такое правовое регулирование оправдано и необходимо в условиях стабильной экономики и социальных отношений в обществе. При возникновении же экстремальных ситуаций (например, эпидемий, экономических кризисов, катастроф и пр.) требуется оперативно реагировать на сложившиеся обстоятельства. В связи с этим Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 273-ФЗ статья 252 ТК РФ была дополнена частью второй, согласно которой в исключение из общих правил порядка установления особенностей правового регулирования трудовых отношений право установления некоторых особенностей регулирования труда предоставлено Правительству Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации сегодня вправе устанавливать особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах в случаях, если это необходимо в связи с введением специальных мер в сфере экономики. Особенности могут касаться, в частности, порядка и условий привлечения к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков. Наделение Правительства Российской Федерации таким правом позволяет в особых социально-экономических условиях (обстоятельствах) устанавливать особенности применения правовых норм в целях оперативного решения возникших проблем, точечно вводить в отдельных организациях особенности правового регулирования трудовых отношений.
В настоящее время российский рынок труда испытывает ощутимую нехватку работников: по разным оценкам, не хватает от 1 млн. до 4,8 млн. рабочих рук. Так, по данным исследования лаборатории конъюнктурных опросов Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (ИЭП), январь 2024 года принес российской промышленности очередные негативные рекорды: уже 53% представителей промышленных предприятий говорят о том, что кадровый голод ограничивает выпуск продукции, на 47% промышленных предприятий не хватает сотрудников. Это рекордный уровень дефицита кадров в истории опросов ИЭП с 1996 года.
По данным Росстата, число работников в возрасте моложе 35 лет за 2022 - 2023 гг. сократилось на 1,3 млн. человек. В ближайшие пять лет на рынок будет выходить все меньше новых кадров, спрос на них будет расти. Отток мигрантов и отъезд "релокантов" еще более обострил вопрос кадрового обеспечения. Российские компании сегодня часто декларируют желание нанимать молодых работников даже без опыта работы. При этом работодатели жалуются на нехватку молодежи вследствие демографической ямы 1990-х годов и всеми силами пытаются заманить к себе молодых людей, активно сотрудничая с образовательными учреждениями.
В связи с этим на рынке труда наблюдается активный спрос на несовершеннолетних работников. По данным кадровых агентств, в 2023 году только на hh.ru было открыто свыше 42000 вакансий, в которых компании обозначили готовность взять на работу подростков от 14 лет. Это почти втрое больше, чем годом ранее, когда таких позиций было 14500. Тенденцию более активного привлечения к работе лиц этой возрастной категории подтвердили представители агентства Superjob, а также ряд крупных компаний, среди которых Ozon, "Ашан", "Вкусно - и точка".
Эксперты считают, что расширение возможностей для занятости несовершеннолетних заинтересует работодателей, позволив им раньше вовлекать учащихся в свои кадровые программы. При этом, как отмечают представители компании Superjob, работодатели, готовые принять на работу несовершеннолетних, чаще всего сотрудничают с учреждениями среднего профессионального образования.
Со своей стороны, Правительство Российской Федерации также намерено создать условия, при которых граждане еще до достижения совершеннолетия могли бы определиться с профессией и получить профессиональный опыт. В частности, Председатель Правительства Российской Федерации М.В. Мишустин представил обновленную программу поддержки молодежной занятости до 2030 года. Среди прочего в перечне запланированных мероприятий - профориентация школьников, начиная с шестого класса, упрощение найма подростков в возрасте от 14 до 18 лет, обеспечение занятости несовершеннолетних, не обучающихся и не работающих.
Сегодня основными видами работ для несовершеннолетних являются работа курьером, оператором ЭВМ, сотрудником колл-центра, делопроизводителем, подсобным рабочим, озеленителем территорий населенных пунктов, помощником вожатого, а также другие виды работ, не требующие предварительной профессиональной подготовки и имеющие социально-полезную направленность.
Вместе с тем, несовершеннолетние лица, осваивающие либо уже успевшие освоить образовательные программы среднего профессионального образования, могли бы выполнять и иные виды работ, соответствующих получаемой ими профессии, желательно - под обязательным руководством наставника.
В связи с этим и с учетом ситуации, сложившейся на российском рынке труда, законопроектом предлагается дополнить часть вторую статьи 252 ТК РФ положением, согласно которому при введении специальных мер в сфере экономики Правительство Российской Федерации вправе устанавливать в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет, осваивающих либо освоивших образовательные программы среднего профессионального образования.
Принятие законопроекта будет существенно способствовать расширению возможностей трудоустройства лиц, не достигших возраста 18 лет, а также снижению дисбаланса спроса и предложения на российском рынке труда.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 252 Трудового кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 252 Трудового кодекса Российской Федерации", не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 252 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 252 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 252 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 252 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.