Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Пояснительная записка к проекту федерального закона N 718674-8 "О внесении изменения в статью 8 федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

 

Досье на проект федерального закона

 

Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования правового регулирования в сфере противодействия коррупции и обеспечения баланса между требованиями антикоррупционного законодательства и правами граждан.

В настоящее время статья 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" обязывает определенные категории лиц представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не только в отношении себя, но и в отношении своих супругов и несовершеннолетних детей. Однако действующее законодательство не учитывает ситуации, когда брак фактически распался и супруги находятся в процессе его расторжения.

Такое правовое регулирование порождает ряд проблем, особенно в ситуации расторжения брака, которая часто сопровождается конфликтами между супругами. Это существенно осложняет выполнение обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах и имуществе. В таких обстоятельствах возникают следующие проблемы:

1. Сложности в получении необходимой информации. При фактическом прекращении семейных отношений лицо может не иметь доступа к информации о доходах и имуществе супруга, что затрудняет выполнение обязанности по предоставлению достоверных сведений.

2. Намеренное препятствование в предоставлении информации. Супруг, обладающий необходимыми сведениями, может умышленно отказываться от их предоставления или затягивать процесс передачи информации. Это создает риск нарушения сроков подачи декларации и может привести к привлечению декларанта к ответственности за несвоевременное предоставление сведений.

3. Предоставление недостоверной информации. В ситуации конфликта один из супругов может намеренно предоставлять ложные или неполные сведения о своих доходах и имуществе, что ставит декларанта перед выбором: либо подать недостоверные сведения и рисковать ответственностью за это, либо не подавать сведения вовсе.

4. Риск освобождения от занимаемой должности за непредоставление или предоставление недостоверных сведений в ситуации, когда лицо объективно не может получить необходимую информацию.

5. Использование обязанности декларирования как инструмента давления. Недобросовестный супруг может использовать ситуацию для шантажа или манипуляций, угрожая не предоставлять необходимую информацию или предоставить заведомо ложные сведения, что может негативно повлиять на профессиональную деятельность и репутацию декларанта.

6. Сложности в проверке достоверности предоставленной информации. В условиях конфликта декларант может не иметь возможности проверить полноту и достоверность сведений, предоставленных супругом, что увеличивает риск непреднамеренного нарушения законодательства.

7. Создание дополнительного психологического напряжения в период бракоразводного процесса, что может негативно сказываться на профессиональной деятельности лица, обязанного предоставлять декларацию.

8. Злоупотребление правом на подачу жалоб и заявлений. Недобросовестный супруг может использовать свое право на подачу заявлений о предполагаемых нарушениях антикоррупционного законодательства как способ давления или мести, даже если декларант действовал добросовестно.

Для решения указанных проблем законопроектом предлагается дополнить статью 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" пунктом 1.3, освобождающим лицо от обязанности представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга (супруги) в случае, если на момент подачи декларации в суде рассматривается дело о расторжении брака между ними.

Предлагаемое изменение направлено на:

1) обеспечение баланса между требованиями антикоррупционного законодательства и правами граждан;

2) снижение рисков привлечения к ответственности за непредоставление или предоставление недостоверных сведений в ситуациях, когда лицо объективно не может получить необходимую информацию;

3) уменьшение психологической нагрузки на лиц, находящихся в процессе расторжения брака;

4) предотвращение возможных злоупотреблений требованием о предоставлении сведений в ходе бракоразводного процесса;

5) повышение эффективности антикоррупционных мер путем концентрации внимания на актуальной и доступной информации.

При этом законопроект предусматривает механизм, обеспечивающий предоставление необходимых сведений в случае, если брак не будет расторгнут. Это позволяет сохранить баланс между правами граждан и требованиями антикоррупционного законодательства.

Принятие законопроекта будет способствовать более эффективной реализации антикоррупционной политики, обеспечению прав граждан и созданию более справедливой системы декларирования доходов и имущества. Предлагаемые изменения приводят законодательство к логичному и обоснованному регулированию, которое учитывает реальные жизненные ситуации и обеспечивает баланс между общественными интересами и правами отдельных граждан.

Освобождение от обязанности предоставлять сведения о супруге в период рассмотрения дела о расторжении брака является абсолютно разумным шагом, так как:

1. Учитывает фактическое прекращение семейных отношений, когда доступ к информации о доходах и имуществе супруга может быть объективно затруднен или невозможен.

2. Признает сложность и конфликтность ситуации расторжения брака, снимая дополнительное напряжение с декларанта в этот непростой период.

3. Устраняет возможность злоупотреблений со стороны недобросовестного супруга, который мог бы использовать требование о предоставлении сведений как инструмент давления или манипуляции.

4. Обеспечивает соответствие законодательства реальным жизненным обстоятельствам, повышая его эффективность и справедливость.

5. Позволяет сконцентрировать усилия антикоррупционных механизмов на проверке достоверной и актуальной информации, не отвлекаясь на ситуации, где получение корректных сведений объективно затруднено.

6. Создает более прозрачные и понятные правила для декларантов, снижая риски непреднамеренного нарушения закона.

Таким образом, предлагаемые изменения логично встраиваются в существующую систему антикоррупционного законодательства, устраняя неоправданные сложности и приводя нормативное регулирование в соответствие с принципами разумности и справедливости. Это позволит повысить эффективность антикоррупционных мер, обеспечивая при этом защиту прав граждан в сложных жизненных ситуациях.

Предлагаемые изменения не потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета и не повлекут негативных социально-экономических, политических или иных последствий.

Законопроектом предусматривается, что изменения вступают в силу с 1 января 2025 года. Этот срок позволит обеспечить надлежащее информирование граждан, адаптацию правоприменительной практики и проведение необходимых организационных мероприятий.

В целом, предлагаемое изменение направлено на совершенствование антикоррупционного законодательства, обеспечение баланса между общественными и частными интересами, а также на повышение эффективности мер по противодействию коррупции. Законопроект соответствует целям развития антикоррупционного законодательства и отвечает интересам общества и государства.

 

Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

 

Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" не повлечет за собой дополнительных финансовых расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

 

Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.