Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 722038-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"
Досье на проект федерального закона
Российская Федерация часто выступает учредителем (участником) некоммерческих организаций. Однако, учет сведений о таких некоммерческих организациях, а также о представителях Российской Федерации в органах управления некоммерческих организаций, в настоящее время не осуществляется.
Специальный учет таких некоммерческих организаций позволит систематизировать и аккумулировать сведения о них, что в свою очередь будет способствовать оперативному получению Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти необходимых сведений в целях реализации своих полномочий при управлении некоммерческими организациями, в том числе для усиления контроля за принятием соответствующими некоммерческими организациями, в деятельности которых используются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовых решений по распоряжению денежными средствами и имуществом.
Принимая во внимание компетенцию Минюста России в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля (надзора) за их деятельностью (Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 10) проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (далее - законопроект) предлагается наделить Минюст России полномочием по ведению учета сведений о некоммерческих организациях, учредителем (участником) которых является Российская Федерация, посредством ведения перечня таких некоммерческих организаций, включающего в том числе сведения о назначенных представителях Российской Федерации в органах управления некоммерческих организаций.
Учитывая отсутствие необходимости учета некоммерческих организаций, которые в силу закона создаются только Российской Федерацией, учету не будут подлежать государственные корпорации, государственные компании, а также созданные ими некоммерческие организации, государственные учреждения. Включаться в перечень будут сведения о некоммерческих организациях, учредителем (участником) которых вправе выступить Российская Федерация.
Особый порядок вступления в силу положений законопроекта обусловлен необходимостью осуществления нового направления деятельности Минюста России, а также изданием нормативного правового акта, направленного на урегулирование порядка учета некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является Российская Федерация. По итогам предварительного анализа сведений ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций Минюста России и учетных дел некоммерческих организаций, приблизительное количество организаций, учредителем (участником) которых является Российская Федерации, составляет около 80 организаций. Продолжительность переходного периода, предусмотренная законопроектом, позволит аккумулировать и систематизировать имеющиеся у Минюста России сведения в отношении некоммерческих организаций, учредителями которых является Российская Федерации, а также в рамках межведомственного взаимодействия получить отсутствующие сведения о таких некоммерческих организациях.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях", не окажет влияния на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон) потребуется принятие постановления Правительства Российской Федерации об утверждении порядка учета некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является Российская Федерация.
Срок подготовки - в течение ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минюст России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.