Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 250 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования налогового регулирования, обеспечения стабильности кредитных организаций и ряда иных организаций финансового рынка в условиях введения ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц в связи с недружественными и противоречащими международному праву действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций.
В настоящее время кредитные организации и ряд организаций финансового рынка сталкиваются с проблемой неэффективного налогообложения в части признания рекламных расходов для целей определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Данная проблема связана с установленным НК РФ порядком признания доходов от реализации и внереализационных доходов, не учитывающим особенности деятельности указанных организаций.
Преобладающая часть доходов кредитных организаций в РФ относится к процентным доходам от предоставления кредитов и размещения денежных средств клиентов в других финансовых учреждениях. С точки зрения кредитных организаций такие процентные доходы являются доходами от основной деятельности и непосредственно связаны с реализацией банковских услуг. Однако, в связи с тем, что в соответствии с положениями пункта 6 статьи 250 НК РФ доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, признаются внереализационными доходами налогоплательщика, доходы кредитных организаций в виде процентов по долговым обязательствам учитываются в составе внереализационных доходов (расходов) в общеустановленном положениями главы 25 НК РФ порядке.
В то же время в соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ расходы на виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом данного пункта, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Доходы в виде процентов, относящиеся к внереализационным доходам, выручку от реализации кредитных организаций в силу закона не формируют и, соответственно, в расчете лимита нормирования расходов на рекламу не участвуют.
При этом виды деятельности, которыми вправе заниматься кредитные организации, ограничены Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Как результат, формирование расходов на рекламу для кредитных организаций сейчас осуществляется от деятельности, которая не является основной и существенно ограничена в силу закона. Вследствие этого значительная часть расходов кредитных организаций на призы, бонусы и иные вознаграждения, вручаемые (выплачиваемые) победителям рекламных акций, не может быть признана в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. При этом данные рекламные акции направлены на рекламу и продвижение кредитных и депозитных продуктов и привлечение клиентов, т.е. непосредственно связаны с получением доходов. Такая ситуация фактически ставит кредитные организации в невыгодное положение по сравнению с другими налогоплательщиками, для которых процентные доходы действительно являются внереализационными доходами, а не доходами от основной деятельности, и для которых норматив расходов на рекламу ставится в зависимость от основного вида деятельности.
Новые условия работы рынка и привлечения средств граждан, важность сохранения объема средств граждан в банках, а также необходимость популяризации и доведения до населения новых разрабатываемых участниками рынка способов защиты финансовых вложений и противодействия мошенничеству в последние периоды приводят к необходимости увеличения рекламных бюджетов у кредитных организаций.
Аналогичная ситуация существует и для иных финансовых организаций, доходы которых формируются в большей степени за счет процентных доходов.
В данных условиях вопрос приведения действующего регулирования в соответствие с особенностями деятельности финансовых организаций представляется крайне актуальным.
Законопроектом предусматривается возможность признания банками, потребительскими кооперативами и микрофинансовыми организациями профильного для таких субъектов вида дохода - процентного дохода - доходом от реализации, что устранит вышеуказанную проблематику, будет способствовать эффективному продвижению финансовых услуг.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не приведет к негативным социально-экономическим и финансовым последствиям.
Реализация соответствующего федерального закона не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 250 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 250 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 250 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 250 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.