Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" подготовлен в целях пресечения злоупотреблений в отношении поставщиков лекарственных препаратов со стороны аптечных сетей, которые монополизируя розничный фармацевтический рынок и обладая рыночной силой, нарушают принцип равенства участников гражданских правоотношений, навязывают поставщикам неравные и невыгодные условия ведения бизнеса, произвольно взимая с них денежные средства, что приводит к нарушению комплексного и стабильного обеспечения граждан Российской Федерации доступными лекарственными препаратами.
Законопроектом ограничивается возможность получения внереализационных доходов аптечными организациями и организациями оптовой торговли и предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по определению порядка установления совокупного размера такого вознаграждения,
В настоящее время производители лекарственных препаратов инвестируют в розницу при помощи так называемых "маркетинговых контрактов": платят аптечным ритейлерам крупные суммы в обмен на обязательства по объемам реализации их продукции или за предоставление выгодного места на полках. Таким образом производитель получает прирост продаж, а аптеки - увеличение бэк-маржи (получаемой от поставщиков части прибыли), которая стала играть значимую роль в доходах сетей, наряду с фронт-маржей (заработком от операционной деятельности предприятия).
Получив доступ к деньгам производителей, аптечные сети начали активно расти - открывать новые и новые точки, заходить в новые и новые регионы. Этой рисковой модели развития в какой-то мере способствовала и лояльная политика дистрибьюторов, предоставлявших аптекам комфортные сроки по товарному кредиту. Изменилась и жизнь первостольников аптек - их бросили на передовую исполнения маркетинговых контрактов. Появились жесткие планы продаж, пришедшиеся не по нраву фармацевтам, которые привыкли видеть суть своей работы в "помощи людям", а не во "втюхивании нужного топ менеджерам аптечной сети товара".
Эта схема работала идеально до тех пор, пока не была широко распространена. На сегодняшний момент у многих аптечных сетей заключены десятки маркетинговых контрактов.
Используя чужие деньги и кредиты сети открывали аптечные точки настолько активно, что не всегда достаточно хорошо просчитывали их потенциальную доходность. Свежие красивые аптеки оказывались убыточными и тянули экономику компаний вниз. У ритейлеров образовались многомиллионные долги перед дистрибьюторами. В ответ те сделали условия товарных кредитов менее лояльными, сократив сроки выплат и начав требовать материальное обеспечение сделок.
Фактически на сегодняшний момент "заложниками" маркетинговых договоров стали сами производители. Фармацевтический ритейл благодаря консолидации выставляет производителю всё более и более крупный счет за присутствие на полках. Другими словами, растущие за счет поглощения конкурентов сети и ассоциации диктуют производителям свои условия. В результате крупный производитель воспринимает маркетинговый договор как легкую форму шантажа, а мелкий - пока еще как единственный способ попасть на полку.
Ранее аналогичная ситуация развивалась на продовольственном рынке и вела к бурному росту цен на продукты питания. Что привело к многочисленным обращениям граждан и работе государства "над ошибками"- были установлены ограничения в ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" - порог 5% от цены приобретенных продовольственных товаров и введена административная ответственность в КОАП за нарушение этой нормы. Данная мера привела к стабилизации роста цен на продовольственном рынке.
По информации ряда экспертов фармацевтического рынка размер платы за услуги по продвижению лекарственных препаратов в аптечных сетях в последнее время кратно увеличился, в ряде случаев достигнув 80%, захватив заметную долю в общей выручке аптечных сетей. Для руководства аптечных сетей заключении маркетинговых договоров с Большой фармой является безусловным приоритетом. Некоторые сети строят графики, на которых отражается товарооборот, рост продаж и процент, который получает данная сеть от известного фармацевтического производителя.
В то время как топ-менеджеры аптечных сетей и их представители в профильных аптечных ассоциациях утверждают, что такие заоблачные маркетинговые бонусы от производителей помогают им выжить в условиях низкой рентабельности, сами сотрудники аптек - фармацевты и провизоры относятся к вознаграждениям крайне негативно. По результатам исследования аналитической компании RNC Pharma и сервиса "Доктор на работе" среди сотрудников аптек о том, как они относятся к маркетинговым соглашениям с производителями лекарств. 32% опрошенных отметили, что маркетинговые акции отвлекают от работы, а также вынуждают фармацевтов навязывать покупателю то, что ему не требуется. Еще 22% респондентов заявили, что договоры между аптеками и производителями можно считать "неизбежным злом": если не выполнить условий акций, то можно потерять в зарплате. Кроме того, 18% опрошенных относятся к маркетинговым соглашениям крайне негативно и всегда рекомендуют покупателям только то, что считают оправданным в конкретной ситуации.
Таким образом, в целом 72% опрошенных фармацевтов и провизоров отрицательно относятся к бонусам сетям от производителей. В исследовании приняли участие 244 сотрудника аптек из 70 регионов России. Еще 18% респондентов указали, что относятся к соглашениям скорее позитивно, если в рамках исполнения обязательств не приходится рекомендовать покупателям абсолютно бесполезную продукцию. Только 6% безоговорочно признают пользу маркетинговых договоров, отмечая, что они приносят аптеке и сотрудникам дополнительный доход, а 1% респондентов вообще не задумывались, что такие акции в принципе проводятся.
Не стоит забывать, что дополнительное вознаграждение аптечным сетям за продвижение лекарственных препаратов затрудняет производителям финансирование новых и инновационных лекарственных средств, проведение клинических исследований и модернизацию производственных площадок, приводит к дефектуре, сложностям в импортозамещении и удорожанию лекарственных препаратов для потребителей.
Сложившаяся ситуация была отдельно отмечена депутатами на прошедших в Государственной Думе парламентских слушаниях, посвященных лекарственной безопасности, где было отмечено, что текущая модель взаимодействия аптечных сетей с поставщиками лекарственных препаратов - это путь в никуда. Главным образователем цены на лекарства являются аптечные сети, которые обладают в отношении производителей просто неограниченными правами: навязываемые мероприятия, собственные условные наименования, постановка товара. Бонусы, которые получают аптечные сети, никак не урегулированы. При этом само понятие аптечной сети в законодательстве отсутствует. Соответственно, отсутствует и регулирование деятельности аптечных сетей.
Дальнейшее развитие ситуации с маркетинговыми выплатами аптечным сетям во избежание роста цен на лекарства и вымывания с рынка лекарств низшего ценового диапазона приведет к необходимости государственного дотирования производства лекарственных препаратов для обеспечения лекарственной безопасности в текущих условиях. И не только к этому.
В одной из стран Прибалтики аналогичное развитие ситуации уже привело к тому, что сейчас фактически существует только две гигантские аптечные сети. Эти сети так взвинтили цену на маркетинговые контракты, что теперь доходность бизнеса ряда крупнейших компаний производителей в этой стране в 10 раз меньше, чем в России. Огромный ценник маркетинговых контрактов привел к сокращению ассортимента компаний на полках аптек, из-за чего пострадали конечные потребители лекарственных препаратов. Такое несветлое будущее может нас ждать при сохранении текущей ситуации с регулированием деятельности аптечных сетей.
Исходя из изложенного, в связи с указанными особенностями регулирования обращения лекарственных средств для реализации целей законопроекта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" дополнив статью 54 положением о том, что совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого организации, осуществляющей оптовую торговлю лекарственными средствами и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, в связи с приобретением ей у организации, осуществляющей оптовую торговлю лекарственными средствами, определенного количества лекарственных препаратов, стоимости оказания услуг по предоставлению, распространению и обеспечению доступа к информации о лекарственном препарате, логистических услуг, услуг по подготовке к продаже и иных подобных услуг устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств"
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств"
Принятие проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.