Досье на проект федерального закона
Как следует из пояснительной записки к проекту федерального закона N 646434-8 (далее - законопроект), необходимость внесения проектируемого изменения обусловлена тем, что фактически выплачиваемая работнику сумма заработной платы может быть меньше минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) в том числе из-за удержания работодателем налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) из начисленного заработка.
С этой целью законопроектом предлагается внести в часть третью статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) изменение, предусматривающее, что фактически выплаченная месячная заработная плата работника не может быть ниже установленного МРОТ.
Вместе с тем МРОТ подпадает под общее определение понятия "заработная плата (оплата труда работника)", содержащееся в статье 129 ТК РФ. Понятие "фактически выплаченная месячная заработная плата" статья 129 ТК РФ, устанавливающая основные понятия и определения, не содержит.
В соответствии с законодательством о налогах и сборах заработная плата относится к доходам, являющимся объектом налогообложения (НДФЛ). Работодатель, являясь налоговым агентом, обязан рассчитывать НДФЛ с заработной платы работника, удерживать его и перечислять в соответствующий бюджет.
Таким образом, предлагаемое законопроектом изменение требует внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в статью 129 ТК РФ.
Кроме того, законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения соответствующих расходных обязательств, что противоречит требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 9 субъектов Российской Федерации получены отрицательные отзывы, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое Управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении обращает внимание, на то, что для целей определения оплаты труда ТК РФ установлены такие понятия как "заработная плата", "тарифная ставка", "оклад (должностной оклад)", "базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы". При этом в изменяемой статье 133 ТК предлагается порядок установления минимального размера оплаты труда. В этой связи нуждается в уточнении предлагаемое проектом понятие "фактически выплаченная заработная плата" с точки зрения того, какие именно выплаты должны быть произведены работнику в обязательном порядке в рамках принятой у работодателя системы оплаты труда.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект, отмечая в своем заключении, что в целях обеспечения прав работников на справедливые условия оплаты труда регулярно осуществляется повышение МРОТ. Так, с 1 января 2024 г. МРОТ составляет 19242 рубля (рост на 18,5 процента по сравнению с 2023 годом).
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию законопроекта. В заключении Комитета Совета Федерации по социальной политике на законопроект отмечено, что в законопроекте не учитывается, что заработная плата за выполнение трудовых обязанностей относится к доходам, являющимся объектом налогообложения НДФЛ, и работодатель, являясь налоговым агентом, обязан рассчитать НДФЛ с заработной платы работников, удерживать его и перечислять в соответствующий бюджет.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам не поддерживает концепцию законопроекта.
Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК), представляющая общероссийские объединения профсоюзов законопроект не поддержала и в своем заключении отмечает, что принятие законопроекта в предложенной редакции приведет к нарушению принципа равной оплаты за труд равной ценности в случаях, когда работники с различным уровнем квалификации и размером начисленной заработной платы до различного рода вычетов должны будут получить одинаковый размер фактически выплаченной заработной платы.
Сторона РТК, представляющая общероссийские объединения работодателей, своего мнения по законопроекту не представила.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального N 646434-8 "О внесении изменения в статью 133 Трудового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.