Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации" (далее также - проект федерального закона, законопроект) разработан в целях совершенствования законодательства в области психологической деятельности и станет основополагающим нормативным правовым актов в данной сфере.
Законопроект направлен на:
- установление системного правового регулирования психологической деятельности в Российской Федерации;
- обеспечение психологического благополучия населения России;
обеспечение доступа граждан к квалифицированной психологической помощи и платным психологическим услугам;
- повышение качества подготовки психологов в соответствии с профессиональными и образовательными стандартами;
- создание правовых оснований для защиты российских граждан от псевдопсихологической и некачественной психологической деятельности;
- законодательное закрепление государственных гарантий и основных прав потребителей в сфере осуществления психологической деятельности;
- последовательное повышение уровня психологического благополучия населения РФ;
- создание условий для повышения качества и уровня жизни семей;
- содействие в обеспечении социально-психологической стабильности общества.
В проекте федерального закона определены:
- основные, базовые понятия для введения в законодательство, включая термины: "психологическая деятельность", "психолог", "психологическая организация", "психологическая тайна", "получатель психологической помощи", "получатель платных психологических услуг" и др.;
- формы психологической деятельности;
- виды психологической деятельности;
- требования, предъявляемые к психологам для доступа в профессию и профессиональной деятельности;
- права получателя психологической помощи и платных психологических услуг;
- условия соблюдения психологической тайны при осуществлении психологической деятельности;
критерии работы психологов по предоставлению платных психологических услуг в рамках гражданского законодательства и другие важные аспекты, что является гарантией повышения уровня психологического благополучия населения;
- условия перехода на новые квалификационные требования в психологической деятельности.
Особое внимание в законопроекте уделено основным принципам психологической деятельности, включая особенности оказания психологической помощи и предоставления платных психологических услуг несовершеннолетним.
В проекте федерального закона учтен опыт федеральных органов исполнительной власти, полномочия, которые они реализуют, а также работающие системы, в том числе межведомственного взаимодействия, существующее правовое регулирование, регламентирующее профессиональную деятельность психологов, ее особенности в разных сферах, государственных (муниципальных) органах, учреждениях, организациях.
Данным законопроектом заложены основы именно психологической деятельности, которая подразделяется на психологическую помощь (в основе, которой лежит государственное регулирование) и платные психологические услуги, к которым наблюдается большое количество претензий, особенно к их качеству и безопасности. Проект федерального закона устанавливает правовые условия для качественного оказания психологической помощи и платных психологических услуг, формируя единую систему психологической деятельности. Положения законопроекта не распространяются на отношения в сфере оказания психиатрической и медицинской (медикаментозной) психотерапевтической помощи гражданам.
Создание законодательных основ психологической деятельности обусловлено, с одной стороны - созданием и практикой работы отраслевых и региональных психологических служб, а с другой - ростом числа псевдопсихологов-предпринимателей, в особенности тех, кто оказывает услуги с нарушением законодательства Российской Федерации, маскируя под "психологической деятельностью" занятия магией, колдовством, тренинги личностного роста и прочие схемы наживы и введения в заблуждения доверчивых граждан.
Особую важность приобретает возможность установления критериев подготовки и оценки квалифицированных кадров для населения и организаций, осуществляющих управление деятельностью психологического характера для населения и трудовых коллективов.
Например, руководство современных предприятий заинтересовано в повышении производительности труда и эффективности сотрудников. Поэтому, к работе с трудовыми коллективами привлекаются профессиональные психологи, которые занимаются социально-психологическими процессами в сфере труда. К данному кругу вопросов относятся: профилактика профессионального выгорания, проблемы адаптации и межличностных отношений, в том числе в связи со структурными преобразованиями, аспекты нематериальной мотивации сотрудников и др. При появлении новых рисков психосоциального характера возникают новые требования к сохранению психологического благополучия населения и работников трудовых коллективов, следовательно, возрастает роль психологической помощи, оказываемой психологами, работающими не только в государственных учреждениях, но и в коммерческих структурах, частной практике.
За минувшее десятилетия в указанной сфере деятельности неоднократно обновлялось отраслевое законодательство, принимались новые нормативные правовые акты, вносились изменения в действующие. Это позволяло решать только отдельные локальные, острые вопросы.
Принятие законопроекта создаст необходимые условия для профессионального развития и роста специалистов, инструменты контроля качества оказания психологической помощи или платных психологических услуг, а также защиту их получателей, как среди населения, так и среди трудовых коллективов (организаций), в интересах достижения приоритетов государственной политики.
Законопроект направлен на реализацию основополагающих конституционных принципов, закреплённых в статьях 7, 38, 39, 41 Конституции Российской Федерации, согласно которым, политика нашего государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирующих защиту прав различных категорий граждан, находящихся в сложных жизненных ситуациях, а также повышение значимости материнства, отцовства и детства, сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
В настоящее время психологическая деятельность представляет собой одну из наиболее активно развивающихся и востребованных областей экономики страны. Данные Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, представленные в форме N ВПО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" показывают увеличение числа поданных заявлений на поступление в ВУЗы по соответствующим направлениям в 2023 году до 278 782 (за 2021-23 года подано 706 468 заявлений). При этом, закончили обучение в этом же году 29 721 специалист (за 2021-23 года закончили обучение 80 150 специалистов), что указывает на определенный рост привлекательности профессии.
По данным аналитиков федерального оператора беспроводной связи "Yota", посещаемость психологических онлайн-сервисов в России в 2023 году выросла более чем в полтора раза, а мобильный интернет-трафик таких ресурсов за год увеличился на 81%. Почти на треть выросло среднее время, которое пользователи уделяют онлайн-психологам.
По данным аналитиков онлайн-платформы "Авито Услуги", в феврале 2024 года, например, жители Краснодара стали искать детских психологов на платформе на 56% чаще, чем годом ранее. Спрос на семейных психологов вырос на 15%.
Проведенные исследования позволяет утверждать, что психологическая деятельность интенсивно развивается, прирастает новыми функциями и в современных условиях социальных и экономических перемен использование методов, достижений психологической науки и практики может стать эффективным средством психологической поддержки и помощи представителям российского общества.
Подтверждением являются результаты социологических опросов. Так, запрос на психологическое консультирование среди россиян достиг максимума за 15 лет, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), индекс потребности в психологической помощи в конце 2024 г. составил 30 пунктов из 100 возможных, что в 1,3 раза больше показателя 2022 г.
Вместе с тем наблюдается увеличение числа псевдопсихологов, коучей, тренеров личностного роста, магов, волшебников, прочих представителей "околопсихологии". В этой связи появилась потребность переосмысления критериев отнесения психологической деятельности к источникам потенциальной опасности, так как любое неквалифицированное применение инструментария психологической деятельности способно причинить непоправимый ущерб жизни и деятельности человека, а также скомпрометировать саму психологическую деятельность.
Применение проектируемых норм позволит разработать должностные инструкции, системы профессионального развития, мотивации и стимулирования, тарификацию должностей, программы профессионального и дополнительного профессионального образования психологов, а также будет способствовать популяризации данного вида профессиональной и предпринимательской деятельности и помогать формированию стандартов высокого качества оказываемых помощи или услуг и защите интересов их получателей, в первую очередь несовершеннолетних.
Таким образом, принятие Федерального закона позволит сформировать эффективный механизм правового регулирования в сфере психологической деятельности, правовые условия, обеспечивающие превращение психологической деятельности в одну из движущих сил и ресурсов социально-экономического развития, в важный механизм формирования инновационного потенциала общества и экономики, повышения конкурентоспособности страны, при одновременном сохранении юридических гарантий свободы и равного доступа к психологической помощи или платным психологическим услугам российских граждан.
Проект федерального закона, регулирующий основы психологической деятельности, потребует ее определения как самостоятельного вида экономической деятельности, с присвоением кода ОКВЭД, который повысит экономическую, налоговую, статистическую "прозрачность" психологической деятельности и определит ее вклад в валовый внутренний продукт Российской Федерации.
Структура ОКВЭД психологической деятельности может включать, например, психологическое консультирование населения, психологическое консультирование трудовых коллективов, профориентационное консультирование.
Области (виды экономической деятельности), в которых в настоящее время осуществляется психологическая деятельность, представлены различными кодами ОКВЭД, например:
- 70.10 деятельность головных офисов;
- 70.22 консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;
- 88.99 предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки.
В России психологи работают в структурах различных психологических служб, обеспечивающих различные сферы деятельности: здравоохранение, образование, силовые, кадровые структуры, структуры оказания экстренной психологической помощи и информационной поддержки пострадавшим, родственникам пострадавших и погибших при чрезвычайных ситуациях и другие, создавая особую сферу психологической деятельности. Наряду с этим, психологи работают в психологических организациях, ассоциациях, а также осуществляют частную практику.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод об актуальности и своевременности принятия единого, целостного, системообразующего закона "Об основах психологической деятельности в Российской Федерации".
Принятие Федерального закона "Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации"
Проект федерального закона "Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.