Письмо ГТК РФ от 17 ноября 1997 г. N 18-07/21831 "О результатах целевой проверки отдела таможенного оформления и таможенного контроля дипломатических грузов Московской автогрузовой таможни"

Письмо ГТК РФ от 17 ноября 1997 г. N 18-07/21831
"О результатах целевой проверки отдела таможенного оформления
и таможенного контроля дипломатических грузов
Московской автогрузовой таможни"


В июле 1997 г. комиссией ГТК России проведена целевая проверка деятельности отдела таможенного оформления и таможенного контроля дипломатических грузов Московской автогрузовой таможни. Дополнительно были проверены подразделения т/п Одинцовской таможни, производящие оформление товаров и транспортных средств иностранных лиц.

Направляем Вам информацию о причинах и условиях, повлекших снижение эффективности таможенного контроля в Московской автогрузовой таможне при оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации лицами, указанными в разделе VII Таможенного кодекса Российской Федерации, а также иными представительствами (иностранных фирм, банков, авиакомпаний, средств массовой информации) и их работниками, подготовленную по результатам проверки.

Обращаем Ваше внимание на следующие недостатки работы таможенных органов, выявленные в процессе проведения проверки:

- необоснованное предоставление льгот по уплате таможенных платежей;

- несоблюдение условий помещения товаров и транспортных средств под таможенные режимы таможенного склада и временного ввоза/вывоза;

- отсутствие контроля за использованием условно выпущенных товаров, ввозимых лицами, указанными в разделе VII Таможенного кодекса Российской Федерации, а также иными представительствами (иностранных фирм, банков, авиакомпаний, средств массовой информации) и их работниками, в заявленных целях;

- отсутствие работы по организации технологического процесса, позволяющего в полной мере осуществлять таможенный контроль за оформляемыми товарами;

- отсутствие мероприятий по осуществлению анализа и планирования работы таможенных органов.

В целях совершенствования организации таможенного оформления и таможенного контроля за товарами, ввозимыми указанной категорией лиц, и устранения недостатков, предлагаем:

1. Довести указанную информацию до подведомственных таможенных органов, в компетенцию которых входит таможенное оформление и контроль за перемещением таких товаров;

2. Провести в подведомственных таможенных органах совещания по вопросам организации таможенного оформления и контроля за товарами, принадлежащими иностранным лицам, пользующимся таможенными льготами;

3. Доложить в УТР ГТК России об исполнении указанных поручений, а также, при необходимости, представить свои предложения, направленные на совершенствование таможенного контроля за товарами указанной категории лиц.

Приложение: 3 л.


Начальник Управления

таможенных режимов

А.Г.Васильев


Причины и условия, повлекшие снижение эффективности таможенного контроля в Московской автогрузовой таможне при оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации лицами, указанными в разделе VII Таможенного кодекса Российской Федерации, а также иными представительствами (иностранных фирм, банков, авиакомпаний, средств массовой информации) и их работниками.


Указанием ГТК России от 27.05.96 N 01-14/549 установлены таможенные органы, где должно производиться таможенное оформление товаров, перемещаемых лицами, указанными в разделе VII Таможенного кодекса Российской Федерации. Однако, в нарушение этого, в практику деятельности таможенных органов Московского таможенного управления вошло таможенное оформление товаров, перемещаемых указанной категорией лиц, и в иных таможенных органах, подчиненных МТУ.

ГАРАНТ:

Приказом ГТК РФ от 4 февраля 2003 г. N 97 вышеназванное указание признано утратившим силу с 14 декабря 2002 г.


Приказ ГТК России 04.04.96 N 203 утверждает типовой порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, на основании которого таможня разрабатывает и утверждает технологические схемы таможенного оформления и таможенного контроля, исходя из конкретных условий деятельности отделов таможенного оформления. В ходе проверки выявлено, что таможенное оформление товаров, предназначенных для вышеуказанных лиц, осуществляется в соответствии с устаревшей технологической схемой, не учитывающей особенностей этапов таможенного оформления. Указанная технологическая схема не устанавливает и не обеспечивает в полной мере организацию технологического процесса таможенного оформления товаров, движения и учета документов при этом оформлении, организацию контроля за товарами, выпущенными со льготами по уплате таможенных платежей или иными ограничениями.

ГАРАНТ:

Приказ ГТК РФ от 4 апреля 1996 г. N 203 признан утратившим силу приказом ГТК РФ от 8 мая 2001 г. N 421 в связи с отказом в государственной регистрации в Минюсте РФ (письмо Минюста РФ от 12 марта 2001 г. N 07/2384-ЮД)


Следует отметить низкий уровень ведения таможенной документации. Приказ ГТК России от 28.11.94 N 624, определяющий порядок приема грузовых таможенных деклараций от декларантов, их регистрацию и хранения таможенным органом, не выполняется. Хранение ГТД и иных документов, предъявляемых для осуществления таможенного оформления, не систематизировано, не упорядочено и ведется в нескольких местах. Описи документов, предъявляемых к таможенному оформлению декларантом, не представлялись и таможенным органом не требовались. Все это приводит к тому, что невозможно сделать вывод о правомерности таможенного оформления и осуществить сбор и обработку оперативных данных для их включения в статистику, которая ведется таможенными органами.

Неудовлетворительным является состояние дел по осуществлению таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, помещенными под таможенные режимы "таможенный склад", "временный ввоз/вывоз".

Участились случаи приобретения дипломатическими представительствами и членами дипломатического корпуса товаров (в основном алкогольных напитков и продуктов питания) с таможенных складов, расположенных на территории Российской Федерации, со следующими нарушениями:

- товар, подлежащий маркировке марками акцизного сбора, ввозится владельцами таможенных складов на территорию Российской Федерации немаркированным, без соответствующего разрешения ГТК России;

- не соблюдаются правила и условия таможенного режима "таможенный склад";

- допущено необоснованное предоставление льгот по уплате таможенных платежей.

В настоящее время, из-за подобного таможенного оформления и контроля невозможно определить точную сумму, подлежащую к взысканию таможенных платежей, т.к. значительная часть товаров с указанием складов оформлялась с нарушением установленного порядка, без представления ГТД и даже без ТПО.

Отсутствуют четкие технологические схемы продления сроков временного ввоза автотранспортных средств представительств иностранных фирм, банков, организаций, а также оперативного контроля за их соблюдением. Контроль за соблюдением сроков временного ввоза автотранспортных средств представительств иностранных фирм, банков, организаций, их сотрудников, а также сотрудников административно-технического персонала представительств иностранных государств осуществляется непосредственно при обращении этих лиц в отдел по вопросам продления сроков временного ввоза, что явно недостаточно для осуществления таможенного контроля и своевременного заведения дел о НТП.

В ходе проверки также выявлены неоднократные случаи таможенного оформления автотранспортных средств, у которых отсутствуют отметки или какие-либо документы, подтверждающие факт ввоза автотранспортного средства на таможенную территорию Российской Федерации. Отсутствие указанных выше документов у сотрудников таможенных органов может приводить к оформлению автотранспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации с нарушением порядка пересечения таможенной границы, либо автотранспортных средств, ранее уже оформленных в каком-либо таможенном органе.

Отдельно необходимо отметить, что при таможенном оформлении автотранспортных средств в качестве таможенной стоимости принималась стоимость автотранспортных средств, указанная в товаросопроводительных документах, а при их отсутствии - в актах экспертизы, что зачастую вело к занижению таможенной стоимости и, как следствие, к недобору таможенных платежей.

При этом, таможенным органом заявляемая таможенная стоимость не контролировалась, даже в тех случаях, когда взимались таможенные платежи. При производстве дел о НТП совершенные нарушения таможенного законодательства в части соблюдения сроков обратного вывоза, иногда классифицировались неверно, а принимаемые меры в выявленных случаях невывоза товаров в установленные сроки, часто оказывались неадекватными совершенным правонарушениям.

Отсутствовал контроль за правильностью начисления и своевременностью взимания таможенных платежей при переоформлении или отчуждении автотранспортных средств, при ввозе которых были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей.

При проведении таможенного оформления, ОТОиТК ДГ руководствовался приказом ГУГТК СССР от 26.05.88 N 108, в том числе той его частью, которая противоречит Таможенному кодексу Российской Федерации.

В ходе работы комиссия выявила значительное число случаев отчуждения автотранспортных средств без уплаты таможенных платежей.

Можно констатировать, что в отделе фактически осуществлялась работа только по регистрации товаров, указанной категории лиц, а в других подразделениях таможни подход к таможенному оформлению носил формальный характер.

Причинами, повлекшими допущение вышеуказанных недостатков в работе являются:

1. Отсутствие нормативной базы, четко регламентирующей порядок таможенного оформления и контроля в отношении вышеуказанной категории лиц.

2. Не надлежащая подготовка кадрового состава в отношении осуществления таможенного контроля за условно выпускаемыми товарами.

3. Не обеспеченность техническими средствами, позволяющими вести учет и анализ документов, представляемых к таможенному оформлению.

4. Жесткая регламентация прохождения запросов таможенных органов по конкретным проблемам, только через региональные управления.

Вместе с тем, сложившаяся ситуация вызвана субъективными причинами, к которым прежде всего нужно отнести:

- низкий профессиональный уровень сотрудников таможенных органов;

- отсутствие активной позиции руководителей МАГТ в организации контроля за предоставлением льгот по уплате таможенных платежей и устранение недостатков выявленных предыдущими проверками ГТК России;

- использование руководством таможенного органа не в полной мере, представленных полномочий, для выявления и пресечения правонарушений при осуществлении таможенного контроля.



Письмо ГТК РФ от 17 ноября 1997 г. N 18-07/21831 "О результатах целевой проверки отдела таможенного оформления и таможенного контроля дипломатических грузов Московской автогрузовой таможни"


Текст письма официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.