Письмо Московского таможенного управления от 14 января 1998 г. N 01-51/328 О комплексной проверке деятельности Зеленоградской таможни

Письмо Московского таможенного управления от 14 января 1998 г. N 01-51/328


В соответствии с приказом Московского таможенного управления от 08.12.97 N 263 в период с 09.12.97 по 19.12.97 была проведена внеплановая комплексная проверка деятельности Зеленоградской таможни по отдельным направлениям, а именно: таможенного поста "Клинский", ОТОиТК N 1 и ОТОиТК N 2 Зеленоградской таможни, правоохранительного блока, отдела по работе с конфискатами и взиманию штрафов, отдела таможенной стоимости и валютного контроля, отдела по контролю за доставкой товара, группы таможенных режимов, отдела таможенных платежей.

Итоги работы комиссии, анализ имеющейся аналитической информации показывает, что Зеленоградская таможня является одной из ведущих таможен Московского региона по объемам и относительному приросту оформляемых внешнеэкономических грузов. Мероприятия, проведенные таможней с целью повышения эффективности мер, направленных на формирование доходной части федерального бюджета позволили увеличить поступление таможенных платежей более чем в 2,5 раза по сравнению с 1996 г. Проводится определенная работа по внедрению современных программных средств обработки статистической информации.

В то же время комиссией отмечен низкий уровень организации управленческой деятельности руководства Зеленоградской таможни, выявлены упущения в работе Клинского таможенного поста, ОТОиТК N 2 таможни, в вопросах контроля таможенной стоимости и валютного контроля, контроля за соблюдением участниками ВЭД заявляемых таможенных режимов. Недостаточно эффективно работает правоохранительный блок таможни, имеют место недостатки в работе отдела по работе с конфискатами и взиманию штрафов. Выявленные упущения привели к недополучению денежных средств в виде таможенных платежей федеральным бюджетом и значительно снижают результативность работы таможни.

Для анализа и информации Вам направляется "Обзор деятельности Зеленоградской таможни по итогам внеплановой комплексной проверки МТУ".

Приложение: 13 листов.


Первый заместитель

начальника Управления

В.Б.Корнилов


Обзор
деятельности Зеленоградской таможни по итогам
внеплановой комплексной проверки комиссией МТУ


Во исполнение приказа и.о. начальника Московского таможенного Управления от 08.12.97. N 263 "О проведении внеплановой комплексной проверки Зеленоградской таможни" силами сотрудников функциональных отделов Управления и Московской оперативной таможни осуществлена комплексная инспекторская проверка деятельности Зеленоградской таможни за период с 01.05.97. по 19.12.97.

Зона деятельности Зеленоградской таможни территориально включает в себя Солнечногорский, Химкинский, Клинский, Волоколамский, Лотошинский, Шаховской, Истринский, Красногорский районы Московской области и город областного подчинения Зеленоград. Основными видами транспортных коммуникаций являются железнодорожные и автомагистрали на направлениях Москва - Санкт-Петербург, Москва - Рига. Здесь же расположены: крупные железнодорожные узлы Крюково, Сходня, Химки, Ховрино, Поварово, Подсолнечная, Клин, Красногорск, Павшино, Нахабино, Истра, Ново-Иерусалимск, Волоколамск, аэродром "Клин - 5", а также же аэропорт "Шереметьево" с разветвленной инфраструктурой.

Для региона характерно многоотраслевое крупное промышленное производство и развитое сельское хозяйство. Большую роль в экономике играют концерн "Научный центр", заводы "Микрон", "Ангстрем" и ряд других предприятий по разработке и производству средств вычислительной техники и электроники (г. Зеленоград); а так же предприятия машиностроительных отраслей НПО "Энергомаш", НПО им. Лавочкина, АООТ "Факел" (г. Химки) и некоторые другие, в том числе и совместное российско-шведское предприятие "Электролюкс". Предприятия этих отраслей были ориентированы в основном на оборонные нужды. В настоящее время потенциал некоторых предприятий используется не полностью, однако в связи с проводимой конверсией возрастает выпуск конкурентоспособной продукции, реализуемой на внутреннем и внешнем рынке. Так за проверяемый период экспорт некоторых предприятий г. Зеленограда превышал ввоз более чем в 2 раза. В структуре производства так же значительна доля предприятий по производству стройматериалов, керамических изделий, мебели, лесоматериалов, текстильных и предприятий пищевой промышленности, расположенных в городах Сходня, Солнечногорск, Клин, Красногорск, Дедовск.

Зеленоградская таможня является одной из ведущих таможен Московского региона. Постоянно возрастают объемы внешнеэкономических грузов, оформляемых таможней. С 01.01.97 по 01.12.97 по сравнению с аналогичным периодом 1996 г. оформлено 34013 ГТД (164,7%), 29898 автотранспортных средств, 5388 ж/д вагонов, 9899 контейнеров, 3 самолета, общий вес брутто внешнеэкономических грузов составил 604,01 тыс.т. (157,9%), 6186 мест несопровождаемого багажа весом брутто 911,7 т., 69 МПО, зарегистрировано 1539 автотранспортных средств физических лиц. За отчетный период таможенное оформление производило 1760 участников ВЭД, взыскано таможенных платежей 806 445 063 414 руб. (259%) и 8 224 415, 2 ам.долл. (102,7%). В структуре товарооборота экспорт составляет 15,1%; импорт - 84,9%; для участников ВЭД г. Москвы оформлялось 65% товарных партий, подведомственных районов Московской области - 33,5% (на них же приходится 90% экспорта и 40% импорта в стоимостном выражении, оформляемого таможней); иных регионов России - 1,5%. Такая структура товарооборота обусловлена близостью г. Москвы как рынка сбыта и удобством расположения таможенных постов и ОТОиТК таможни вблизи транспортных магистралей и города на направлении одного из основных товаропотоков. В г. Москву через Зеленоградскую таможню ввозятся в основном продукты питания, товары народного потребления, бытовая техника и электроника. В подведомственные районы Московской области ввозятся в основном технологическое оборудование, комплектующие изделия, сырьевые товары, вывозится продукция промышленных предприятий.

Структурно Зеленоградская таможня состоит из 24 отделов, 4 групп и служб, 5 таможенных постов: "Химкинский", "Волоколамский", "Истринский", "Красногорский", "Клинский".

В связи с жестким ограничением по времени и количеству задействованных сотрудников в процессе этой работы членами комиссии была проанализирована деятельность следующих структурных подразделений таможни: Клинского таможенного поста, ОТОиТК N 1 (место расположения СВХ открытого типа "ЦВТиЭ", г. Зеленоград), ОТО и ТК N 2 (место расположения - СВХ открытого типа "Терминал - М", 34-й км. Ленинградского шоссе), суммарная доля которых по оформленным ГТД с 01.01.97 по 01.12.97 составила 52% от общего количества, а так же: правоохранительного блока таможни, отдела таможенной стоимости и валютного контроля, отдела по контролю за доставкой товаров, группы таможенных режимов, отдела по работе с конфискатами и взиманию штрафов, отдела таможенных платежей.

Штатная численность таможни - 286 ед., фактическая численность - 279 единиц, укомплектованность личным составом на момент проверки - 97,5%. Некомплект составляет 7 штатных единиц, из которых 4 - руководящий состав. В целом качественный состав кадров соответствует предъявляемым требованиям и способен обеспечить выполнение задач, поставленных перед Зеленоградской таможней.

Проведенный анализ работы правоохранительного блока показывает, что в зоне деятельности таможни сохраняется напряженная оперативная обстановка. Способы уклонения от таможенного контроля со стороны участников ВЭД перестают носить поверхностный характер (например, использование поддельной таможенной атрибутики) и во все большей степени их отличает серьезная проработка слабых мест таможенного законодательства. На 01.12.97. таможней было заведено 655 дел о НТП, рассмотрено 587 дел о НТП, незакончено производством 68 дел, прекращено производством 39 дел. Конфисковано товаров на сумму 8.655.896.000 руб., наложено штрафов на сумму 8.399.900.000 руб., взыскано штрафов на сумму 9.922.900.000 руб. Осуществляется постоянное взаимодействие с правоохранительными подразделениями Управления, таможен, МТУ, Тверской таможней, территориальными органами МВД, ФСБ, ФСНП и другими организациями. Превышение сроков производства по делам о НТП связано с длительным исполнением запросов таможни УФСНП РФ по г. Москве, пограничными таможнями, территориальными УВД, органами Госкомстата, длительными сроками проведения технико-криминалистических экспертиз. Упрощенная форма применения взыскания применяется только по составам таможенных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 383 ТК РФ, должностные лица, уполномоченные на применение Акта о наложении взыскания по упрощенной форме, определены приказом по таможне от 16.01.97. N 10. Имеется технологическая схема по применению упрощенной формы наложения взысканий за НТП, согласно п.2.2 которой сумма штрафов вносится лицом, совершившим НТП, на расчетный счет Зеленоградской таможни через Зеленоградский филиал МИБ. Качество рассмотрения дел о НТП находится в удовлетворительном состоянии.

За период с 01.01.97 по 20.12.97, возбуждено 7 уголовных дел (3 по признакам контрабанды и 4 по признакам уклонения от уплаты таможенных платежей), поступили 2 уголовных дела из других правоохранительных органов. В настоящее время в производстве находится одно уголовное дело (возбуждено 15.12.97. по ст. 194 ч. 1 УК РФ). Отказано в возбуждении уголовных дел по 11 материалам, из них 10 - за отсутствием состава преступления, 1 - за отсутствием события преступления.

Вместе с тем комиссией выявлено, что недостаточно внимания уделяется повторному досмотру, проводимому сотрудниками правоохранительного блока, как форме контроля за работой ОТО и ТК и таможенных постов. За 1997 г. правоохранительным блоком проведен 1 повторный досмотр в отношении товаров, оформленных ОТО и ТК N 1 и 2 - в отношении товаров, оформленных ОТОиТК N 2 (на более чем 10 000 товарных партий, оформленных данными подразделениями). В ОТОиТК N 2 не определен сотрудник, уполномоченный вести производство по делам о НТП по упрощенной форме, из 23 дел о НТП 22 заведены по ст. 266 ТК РФ, следовательно, не уделяется должного внимания другим составам нарушений таможенных правил (на момент проверки при контроле отрывных листов книжек МДП было выявлено 20 случаев превышения сроков доставки, дела о НТП по данным фактам не были заведены). Работа отделов правоохранительного блока во многом зависит от качественно произведенных первоначальных действий по закреплению следов правонарушений, проведению процессуальных действий и получению доказательств о их совершении, поэтому нельзя недооценивать своевременное и грамотное выполнение правоохранительных функций ОТО и ТК, таможенными постами и функциональными отделами таможни.

В ходе проведения проверки ОТС и ВК таможни комиссией выявлено, что на основании приказа по таможне от 28.02.96. N 42 "О распределении компетенции по таможенной стоимости и валютному контролю" существуют и действуют технологические схемы по осуществлению контроля за заявляемой таможенной стоимостью в регионе деятельности Зеленоградской таможни на всем вертикальном уровне по распределению полномочий между функциональными ее подразделениями. Документальный контроль за заявляемой таможенной стоимостью товаров после выпуска в свободное обращение осуществляется ОТС и ВК Зеленоградской таможни по представляемым ежемесячно ОТО и ТК бумажным носителям информации (4 - ый экземпляр ГТД, ДТС, ПС, ПСи, и т.д.), а также по массиву электронных копий ГТД в соответствии с приказом Зеленоградской таможни по 10.12.97 N 284 "Об организации работ с массивом ГТД в ОТС и ВК и ОТН и ПТ". В результате проведенного анализа в октябре месяце 1997 года силами ОТС и ВК Зеленоградской таможни было выявлены факты занижения таможенной стоимости ввозимых товаров в адрес ЗАО "Компания Агора" по 72 ГТД. Информация по данным фактам нарушения таможенного законодательства была передана в ОТИ Зеленоградской таможни (в соответствии с распоряжением от 02.10.97 N 44), в ОТС и ВК Зеленоградской таможни в настоящее время завершается оформление акта проверки и оформление корректировок таможенной стоимости и таможенных платежей. В ноябре месяце сего года были выявлены факты таможенного оформления товаров, ввозимых в адрес ЗАО "Амберг" и ЗАО "Креис" по подложным паспортам импортных сделок но около 500 ГТД. Распоряжением по Зеленоградской таможне от 11.12.97 N 53 материалы по вышеуказанным фактам нарушения таможенного законодательства были переданы в ОБТП Зеленоградской таможни. Также в ноябре месяце сего года выявлены факты таможенного оформления товаров, ввозимых в адрес ООО "Прагонт" по 34 ГТД по подложным товаросопроводительным документам с занижением таможенной стоимости предъявленных к таможенному оформлению товаров. В соответствии с переданными материалами Московской оперативной таможней по данным эпизодам начато производство по делу о НТП N 27400-613/97. По всем поименованным выше выявленным фактам нарушения таможенного законодательства таможенной оформление производилось на т/п "Клинский".

В процессе проведения проверки были выявлены факты нарушения таможенного законодательства в части уклонения от уплаты таможенных платежей ЗАО "П.Т.С.". Оформление товаров, ввозимых в адрес указанной организации производилось ОТО и ТК N 2 (СВХ "Терминал-М"). По факту оформления 190 ГТД ( код товаров по ТН ВЭД гр. 85) было установлено, что ввозимые товары оформлялись по подложным счетам-фактурам. В процессе таможенного оформления принимались для целей таможенного оформления счета-фактуры без отметок направляющей пограничной таможни, что является нарушением п.п.4.5, 6.2 Правил доставки товаров под таможенным контролем, утвержденных приказом ГТК России 20.05.96 N 304. Из ОКДТ Зеленоградской таможни были выборочно запрошены направляющие листы книжек МДП по вышепоименованным ГТД. В результате сравнительного анализа установлено, что имеются расхождения между фактурными стоимостями указанными в книжках МДП и представленными декларантом для целей таможенного оформления счетов-фактур, занижение таможенной стоимости по каждой товарной партии составляет от 10-ти раз и более. Также такая же ситуация сложилась в отношении товаров, поступивших в адрес ООО "Интерспецтех" таможенное оформление которых также производилось ОТОиТК N 2. В результате анализа информации по товарам, оформленным на т/п "Клинский" были выявлены подобные факты по более 1000 книжкам МДП в отношении ООО "Стройимпэкс", ООО "Фобос", ООО "Компания Девис", ООО "Меверик", ЗАО "Данел+", ЗАО "Концерн-НБК", ЗАО "Амберг", ООО "Талаш", ЗАО "Кардис". Проверка охватывала товарные группы по ТН ВЭД СНГ 84, 85 предъявленных к таможенному оформлению с апреля месяца сего года. В связи с изложенным можно сделать выводы, что контроль за заявленной таможенной стоимостью в Зеленоградской таможни осуществляется не в полном объеме, что является следствием отсутствия соответствующего технического оснащения и технологии взаимодействия между функциональными отделами таможни (ОТС и ВК, ОКДТ, ОТСиА, ОСБ). Так же отсутствует в действующей нормативной базе по таможенному законодательству обязательное условие о наличии в коммерческом счете-фактуре отметки приграничной таможни, отсутствие которой могло бы служить поводом для отказа в таможенном оформлении товаров по заявленной таможенной стоимости.

Деятельность ОКДТ осуществляется в соответствии с приказом ГТК России от 21.04.94. N 104, Положением об отделе, должностными инструкциями. Направления в работе отдела и функциональные обязанности определяются начальником ОКДТ устно. Комиссией отмечается высокая исполнительская дисциплина сотрудников отдела, организованность и ответственность в повседневной работе, отлично организованное делопроизводство, соблюдение сроков направления информации в таможни назначения. Как недоработку можно отметить низкую требовательность к таможенным постам и ОТО и ТК в части соблюдения сроков представления информации по доставленным товарам и помещенным под процедуру доставки под таможенным контролем, что объясняется несовершенством технологической схемы взаимодействия ОКДТ с ОТОиТК и выполнением Технологической схемы, утвержденной приказом Управления от 26.01.96 N 22. Существенным недостатком является отсутствие контроля за помещением товаров и транспортных средств по контролируемым таможенным режимам под процедуру ДКД.

Группа таможенных режимов в составе 2-х человек (старший группы одновременно является заместителем начальника ОНиЭК) создана в 1996 г. приказом по таможне от 18.12.96. N 269. Сотрудники группы руководствуются в своей работе "Положением о группе таможенных режимов", должностными инструкциями, технологическими схемами взаимодействия с отделами таможенных платежей и таможенных расследований. Следует отметить, что неопределенность формулировки задач и обязанностей сотрудников группы приводит к самоустранению от оперативного контроля выполнения ряда режимов, в частности режимов "Переработка на/вне таможенной территории", "Уничтожение", "Реимпорт", "Реэкспорт". Отсутствие технологии взаимодействия с таможенными постами и ОТО и ТК, практики подготовки и документационного обеспечения процесса принятия решения руководством таможни по помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим а так же неопределенность контрольных функций группы таможенных режимов усугубляет такое положение дел. По обоснованности предоставления таможенного режима "Уничтожение" из 19 случаев за 1997 г. детально рассмотрено 3: уничтожение 20 т. цитрусовых, испорченных в результате дорожно-транспортного происшествия, 8-ми автомобилей, пластин полупроводниковых. В случае с цитрусовыми таможенный режим предоставлен неправомерно, разрешение на уничтожение автомобилей и сама процедура уничтожения произведены с нарушением "Положения о таможенном режиме "Уничтожение", утвержденного приказом ГТК России от 18.05.94. N 203, таможенный режим уничтожения пластин полупроводниковых предоставлен правомерно.

Комиссией проверялась обоснованность представления таможенного режима "Переработка вне таможенной территории" по контракту N 0056 от 03.07.97. между ООО "Юниспецтех" (113461 г. Москва, Севастопольский пр.3) и фирмой "Амбьянс трейдинг Лтд." (США), разрешение на переработку N 22503/61001841 от 26.09.97., выданное таможенным постом РПК и ООЦТ. Разрешение на переработку вне таможенной территории было выдано на основании требований гл. 13 ТК РФ и действующего нормативного акта ГТК России "Временное положение ..." от 4 - 7 марта 1992 г. (приложение N 2 раздел N 1 п.п.1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8). Должностные лица т/п РПК и ООЦТ проявили формальный подход к выполнению своих обязанностей выразившийся в том, что при выдаче лицензии не была установлена номенклатура, количество и стоимость иностранных товаров, используемых в переработке, не была представлена калькуляция на технологические и иные производственные операции, которым подвергаются российские товары. Данные документы представлялись в ОТС и ВК МТУ, который дал заключение по стоимостным показателям. В делах ОТС и ВК эти документы на момент проверки отсутствуют что не позволяет уточнить правильность выданного заключения. Не был определен порядок таможенного оформления образующихся при переработке отходов. Решение о способе идентификации товаров для переработки и продуктов переработки, о нормах выхода компенсационного товара было принято на основании результатов платных информационно - консультационных и исследовательских работ специалистов ЦТЛ ГТК РФ (заключение эксперта N 97-3/3 07 П).

Кроме того, отсутствует разъяснение конкретных действий инспектора по исполнению собственно идентификации по способу, указанному в лицензии (согласно п. 3 письма ГТК РФ от 24.03.97. N 01-15/5366), что при условии добросовестного выполнения обязанностей сотрудниками ОТО и ТК N 2 как минимум явилось бы причиной задержки таможенного оформления по вине таможенных органов.

Сотрудники ОТО и ТК N 2 приняли к исполнению данное разрешение на переработку в нарушение п. 5 письма ГТК России от 24.03.97. N 01-15/5366, т.к. в нем не оговаривались конкретные способы идентификации компенсационного товара и не ясны действия должностных лиц, производящих таможенное оформление, по идентификации российских товаров в продуктах переработки. При таможенном оформлении товаров по данному контракту были допущены следующие нарушения:

- при вывозе давальческого сырья не производился отбор образцов, что сделало практические невозможной идентификацию компенсационного товара способом, оговоренным в разрешении;

- на 284 ГТД в режиме ЭК 61 не оформлены документы контроля доставки;

- перечисленные причины, а так же многочисленные ошибки, выявленные в оформленных ГТД на вывоз сырья, наличие актов досмотра по некоторым ГТД (например, N 22807/29107/003479), выполненных на ксероксе с оригинальными подписями и ЛНП инспекторов, непредставление для досмотра автотранспортных средств в зоне таможенного контроля согласно учетным документам охраны "Терминал - М" позволяет сделать вывод о том, что таможенный контроль и таможенное оформление на 2-м этапе документационного контроля и группой досмотра проводились с нарушениями действующего таможенного законодательства, в результате чего ставится под сомнение сам факт вывоза сырья с таможенной территории РФ,

- ввозимые компенсационные товары не идентифицировались в соответствии со спецификацией к контракту и разрешением на переработку.

Проведенная в процессе работы комиссии экспертиза компенсационного товара по данному контракту, находящегося на временном хранении на СВХ "терминал-М" экспертом ЦТЛ ГТК РФ (заключение 3/2644-97) показала, что данная мебель не соответствует изделиям, поименованным в контракте и разрешении на переработку.

Таким образом, таможенный орган (ОТО и ТК N 2) неправомерно предоставил декларанту таможенный режим "Переработка вне таможенной территории" согласно контракта N 0056 от 03.07.97 г.

Проведен анализ работы таможни с 01.05.97 г. по соблюдению порядка учета, хранения и реализации товаров, обращенных в федеральную собственность, перечисления средств от их реализации в доход государства и оценка служебной деятельности отдела по работе с конфискатами. Зеленоградской таможней по состоянию на 1.12.97 г. обращено товаров в федеральную собственность - 18 317 041, 591 тыс.руб, в том числе помещенных под режим "отказ в пользу государства" - 143.558,128 тыс.руб., изъято товаров в обеспечение уплаты штрафов - 3.135.313,982 тыс.руб., реализовано товаров, обращенных в федеральную собственность - 11.549.374,866 тыс.руб., остаток нереализованных товаров, обращенных в федеральную собственность - 7 017 805,835 тыс.руб. Процентное соотношение суммы остатка нереализованных товаров, обращенных в федеральную собственность к общей сумме конфискованных товаров на 01.12.97 г. составил 38,3%, т.е. превысило допустимый уровень остатков (до 35%), указанный в приказе ГТК России от 22.05.97 г. N 287. Реализация осуществлялась только через торговые организации (ТОО "Истэк", ДГУП "Ростэк-Комплекс", ДГУП "Ростэк-Таможсервис" и другие). Приобретение товаров, обращенных в федеральную собственность, для нужд таможни, безвозмездная передача и уничтожение не осуществлялись. Перечислено на депозитный счет ГТК России 15 513 014,438 руб.

На таможне не обеспечивается должный и постоянный контроль за сокращением остатков нереализованных товаров, обращенных в федеральную собственность. На момент проверки в остатках числятся товары конфискованные в 1995-1996 г.г. по постановлениям о НТП, отказ в сертификации которых получен таможней 25.02.97 г. Несмотря на наличие в таможне экспертного заключения ЦТЛ ГТК России от 15.07.97 г. N 01-13/2016 об уничтожении вышеуказанных конфискованных товаров их уничтожение до сих пор не произведено, хотя в приказе МТУ от 08.07.97 г. N 149 "О результатах комплексной ревизии финансово-хозяйственной деятельности Зеленоградской таможни" был отмечен факт длительного хранения товаров, подлежащих уничтожению. В плане мероприятий по устранению замечаний по акту комплексной ревизии финансово-хозяйственной деятельности Зеленоградской таможни от 26 июня 1997 г., утвержденной начальником таможни, данный вопрос не нашел должного отражения.

К тому же, в нарушении указания Управления (письмо от 19.05.97 г. N 01-33/4149) таможня товары, обращенные в федеральную собственность и не пользующиеся спросом, в небольших количествах не включает в договора комиссии на реализацию ликвидных товаров. В тоже время, в условия договоров комиссии таможней включалось возмещение издержек СВХ, хотя, в большинстве случаев, последние являлись комиссионерами и поверенными при реализации конфискованных товаров.

На момент проверки в числе нереализованных товаров, обращенных в федеральную собственность, значится колбаса вареная - 11576 кг., ветчина - 8984 кг. и паштет - 720 кг., оформленные под режим "отказ в пользу государства" 15.08.97 г.

Длительный период оформления мясопродуктов под таможенный режим "отказ в пользу государства" привел к реализации мясопродуктов только для промпереработки на корм животных, а их нереализация до настоящего времени к большим затратам по их хранению т.е. сумма реализации мясопродуктов на корм скоту не возместит расходы по их хранению.

Должностные лица таможни в данном конкретном случае не приняли должные меры к реализации мясопродуктов, как скоропортящийся товар, до их помещения под режим "отказ в пользу государства".

В ходе проверки отмечен факт нарушения пункта 13 приказа ГТК России от 11.04.96 г. N 229, т.е. таможней допускается занижение общей суммы договоров комиссии (цены товаров по акту описи и оценки, обращенных в федеральную собственность) на сумму расходов, связанных с хранение товаром на СВХ "Истэк" и указанные расходы не возмещаются после реализации товаров в соответствии со статьей 398 ТК России, а вычитаются из общей суммы договоров комиссии - на основании согласованного счета, представленного ТОО "Истэк". Таможня в нарушении пункта 2.1.6 приказа ГТК России от 11.04.96 г. N 229 и пункта 2.6.1 приказа МТУ от 10.01.97 г. не имеет договоры об ответственном хранении, регулирующих взаимоотношения таможни и СВХ в части расчетов за хранение, погрузочно-разгрузочные работы задержанных и обращенных в федеральную собственность товаров. Хотя между таможней и СВХ "Истэк" подписаны изменения и дополнения к процедуре использования СВХ "Истэк" не все тарифы в нем оговорены.

В нарушении пункта 5.8 Типовой технологической схемы учета и хранения изъятых и обращенных в федеральную собственность товаров, транспортных средств и иных предметов и их реализации" приказа ГТК России от 11.04.96 г. N 229 в договорах комиссии N 411, 425, 426, 433 в разделе "Цена договора" включено условие переоценки товара в случае его нереализации в 30-ти дневный срок.

В ходе проверки выявлен факт уценки товара (пижамы детские), переданного на реализацию без наличия заключения независимой экспертной организации по его качеству (актом таможни товар был уценен на 30%).

Имела место несвоевременная передача материалов и постановлений по делам о НТП без оформления акта приемо-передачи в отдел по работе с конфискатами и взиманию штрафов. В нарушение статьи 339 ТК России первоначальная оценка товаров и транспортных средств в рамках производства по делам о НТП не производилась, отмечены факты затягивания сроков реализации с даты вступления постановлений о НТП в законную силу, отдельные случаи несвоевременного перечисления денежных средств, полученных от реализации товаров, обращенных в федеральную собственность, в ГТК России.

Комиссией проверялась служебная деятельность ОТО и ТК N 1, N 2 и функционирование СВХ "ЦВТиЭ" и "Терминал-М".

Штатная численность ОТО и ТК N 1 - 18 единиц, в наличии - 17, располагается на СВХ "ЦВТиЭ" (г. Зеленоград, 12 сотрудников) и "Интертамсервис" (г. Солнечногорск, 5 сотрудников). Отдел полностью укомплектован оргтехникой и мебелью, функционирует локальная электронная сеть. Отдел занимает помещения, предоставленные владельцами складов, на СВХ "ЦВТиЭ" имеется операционный зал в котором располагается группа документационного оформления, доступ участников ВЭД производится по требованию сотрудников таможни и регулируется охраной склада. Обустройство, функционирование и учет товаров на СВХ "ЦВТиЭ" соответствует "Типовым требованиям, предъявляемым к СВХ и ТС, учреждаемым в Московском регионе". Должностные лица ОТО и ТК постоянно осуществляют контроль за деятельностью склада. Имеется отдельное помещение и отдельная зона таможенного контроля для оформления автотранспорта физических лиц и выдачи паспортов транспортных средств. По организации повседневной работы по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров и транспортных средств замечаний нет.

Как узкое место в работе можно отметить следующее. На 5554 ГТД, оформленных ОТО и ТК N 1 с 01.01.97. на момент проверки, приходится 1024 акта выдачи товаров на ответственное хранение по причине несоответствия характера товара условиям хранения на СВХ "ЦВТиЭ" (скоропортящиеся товары; продукты питания; товары, требующие особых условий хранения). Данное положение сложилось в связи с тем, что этот склад является контрольно - диспетчерским пунктом для прибалтийских перевозчиков. Имеется технологическая схема выдачи товаров и транспортных средств на ответственное хранение подразделениями Зеленоградской таможни. Но она не может быть выполнена в части размещения товаров на склад владельца под таможенным контролем в связи с тем, что данная технологическая операция требует долговременного присутствия сотрудников в месте выгрузки товара, а это невозможно выполнить без увеличения сроков таможенного оформления всего товаропотока выше нормативных.

Штатная численность ОТО и ТК N 2 - 8 единиц, на момент проверки отдел полностью укомплектован личным составом, обеспечен оргтехникой и мебелью, функционирует локальная электронная сеть. Отдел располагается в помещениях, предоставленных СВХ "Терминал - М". Как положительный момент в работе отдела следует отметить успешную эксплуатацию экспериментального программного продукта "Асто" на этапе документационного контроля что безусловно сокращает время таможенного оформления. При проверке служебной деятельности отдела комиссией были выявлены факты неправомерного предоставления заявленного декларантом таможенного режима, занижения таможенной стоимости ввозимых товаров, недобросовестного проведения досмотра товаров и транспортных средств, нарушения некоторых нормативных актов ГТК РФ, МТУ, Зеленоградской таможни. При таможенном оформлении товаров ООО "Юниспецтех" во всех случаях необоснованно изменялась валюта платежа валютной части сборов за таможенное оформление. С октябре 1997 г. общая сумма таких изменений составила 16,9 тыс.ам.долл.

Технологически процесс таможенного контроля и таможенного оформления был построен таким образом, что на этапе предварительных операций и временного хранения не осуществлялся контроль со стороны сотрудников ОТО и ТК (досмотровая группа) за движением товарно-сопроводительных документов. Провозные документы перевозчиком вручались диспетчеру СВХ без составления описи, затем с уведомлением передавались в группу досмотра. После завершения предварительных операций и подтверждения доставки товара группа досмотра передавала документы декларантам для составления ГТД не оставляя для себя экземпляров для контроля, что по мнению комиссии могло использоваться недобросовестными участниками ВЭД для подмены документов и других злоупотреблений. Обустройство и порядок учета товаров и транспортных средств на СВХ и ТС "Терминал - М" не в полной мере соответствует действующему таможенному законодательству. Группа досмотра размещена в месте, не позволяющем постоянно наблюдать за выгрузкой и погрузкой товара. Товары, изъятые по делам о НТП, не перемещаются в обязательном порядке в зону задержанных грузов. Форма книги учета не соответствует приказу ГТК России от 07.10.93. N 388. Однако следует отметить, что склад оснащен достаточным количеством погрузо-разгрузочной техники, евростеллажами, холодильными камерами что позволяет хранить большое количество товара и быстро обрабатывать грузы. Уровень организации этих работ, а так же внутрискладского учета (кроме обязательных бумажных форм, отражающих движение товара, для этих целей используется электронный журнал), функционирования платной стоянки для автотранспорта и диспетчерской службы достаточно высок.

Кроме вышеупомянутых недостатков в части контроля таможенной стоимости и валютного контроля, по организации таможенного контроля и таможенного оформления товаров на т/п "Клинский" выявлены следующие нарушения:

1. На посту имеется общая технологическая схема, утвержденная Приказом по Зеленоградской таможне N 119 от 28.05.96 г. Распоряжением по посту N 7 и N 9 от 6.10.97 г. закреплены участки работы за инспекторским составом поста, однако, в нарушение Приказа ГТК РФ N 203 от 4.04.96 г. не рассматривается сама возможность приема и регистрации ГТД на первом этапе, что приводит к увеличению сроков таможенного оформления. По отдельным ГТД с момента подачи до момента выпуска проходит более 20 суток.

2. На этапах проведения основного таможенного оформления инспекторами, ответственными за тот или иной этап не проставлялось время окончания контроля, что устранено в ходе проверки.

3. Режим реэкспорта открывался для вывоза товаров на Украину, Казахстан, Финляндию, Словению, Грузию. Начальником Зеленоградской таможни по обращению Фирмы ООО "Инсервис" был разрешен реэкспорт товара (игровые приставки к телевизору) после их выпуска для свободного обращения (4 товарных партии), причем при таможенном оформлении ввоза в актах досмотра указано что страна происхождения товара - Южная Корея, а при вывозе - Китай.

4. По обращению ООО "Звезда" начальником Зеленоградской таможни было дано разрешение на перемещение 11 машин товара, находившихся в таможенном режиме таможенного склада (ИМ-74) и размещенных на СВХ Клинского поста. Из 11 машин у 4-х (Мониторы, корпуса мониторов, постельное белье, рулеты) истекли сроки хранения на Высоковском СВХ. Остальные 7 машин (шоколадные яйца, кетчуп, постельное белье, кофе) были размещены (разгружены) на СВХ "Мосглавснаб" и "Клинавтотранс". Это решение не соответствует действующему таможенному законодательству, а обращение организации не зарегистрировано в таможне в установленном порядке.

5. По ГТД 20802/03077/004432 и 22802/07077/004497 в дополнительных листах исправлены коды ТН ВЭД и таможенные платежи. Данное исправление вызвано "Актом документальной проверки", проводимой ОТН и ПТ Зеленоградской таможни. Однако, по факту обнаружения недостоверного декларирования, существенно повлиявшего на начисление таможенных платежей должен быть составлен протокол о НТП, но он составлен не был.

6. В зоне деятельности Клинского таможенного поста по контракту N ВС-132 от 16 апреля 1996 г. оформляются две организации: Главное управление охраны и Управление делами Президента. Сроки подачи ГТД в большинстве случаев прошли, но дела о НТП за нарушение сроков подачи ГТД и сроков временного хранения не заведены. На посту нет ни одной оформленной ГТД по товару, выпуск которого состоялся и где получателем являются вышеперечисленные организации.

В результате проверки Высоковского склада временного хранения обнаружены следующие недостатки:

- журнал учета товаров, помещаемых на СВХ ведется с нарушениями Приказа ГТК N 388 от 7.10.93 г., так например в журнале значится, что товар поступил на СВХ 8-го ноября, а следующая запись о помещении товара 5-го ноября 1997 г.;

- товар помещен на СВХ без подачи краткой декларации.

В результате проверки СВХ "Клинавтотранс" обнаружены следующие недостатки:

- обустройство склада и организация складского учета не отвечают требованиям действующего таможенного законодательства и не обеспечивают в полной мере сохранность товароматериальных ценностей, хранящихся на СВХ:

- не соблюдаются предельные сроки хранения товаров на СВХ: по книге учета под N 61 - свыше 4-х месяцев; под N 170- 6 месяцев; под N 133 - свыше 7 месяцев и другие,

- в связи с тем, сто СВХ "Клинавтотранс" не обеспечен каким-либо технологическим оборудованием и достаточным количеством персонала затруднено проведение досмотровых операций сотрудниками таможни, медленно производится выгрузка и погрузка, а длительное хранение товаров приводит к потере их товарного вида.

Комиссией отмечен недопустимо низкий уровень организации управленческой деятельности руководства таможни. Не предпринимались действенные меры по разрешению ситуации, возникшей на СВХ "Терминал - М" (скопление большого количества автотранспортных средств с товарами, таможенное оформление которых не производилось), в результате чего имели место кризисные явления, вышедшие за рамки таможни и Управления. Слабо организовано взаимодействие между функциональными отделами для реализации задач по контролю за деятельностью в первую очередь ОТО и ТК и таможенных постов. Отсутствуют горизонтальные связи между функциональными подразделениями таможни, слабо осуществляется координация их действий со стороны руководства таможни на определенных направлениях. Недостаточное внимание уделяется вопросам правоохранительной деятельности в подразделениях оперативного и экономического блока. Работа по решению вопросов по предоставлению льготных таможенных режимов построена таким образом, что таможенный режим предоставляется по резолюции начальника таможни или 1-го заместителя начальника таможни, контроль за исполнением отсутствует, группа таможенных режимов выполняет только функции сбора информации, имеют место факты неправомерного предоставления таможенных режимов. Имеются существенные упущения в работе с конфискованными и обращенными в федеральную собственность товарами. Упущено качество контроля, особенно в вопросах правильного определения таможенной стоимости. В последнее время факты занижения таможенной стоимости недобросовестными участниками ВЭД приобрели массовый характер.

Выявленные факты привели к недополучению федеральным бюджетом денежных средств в виде таможенных платежей, сумму которых в настоящий момент определить не представляется возможным по техническим причинам (изъятие товаросопроводительных и товарораспорядительных документов ввиду крайне ограниченного времени работы комиссии не производилось, а так же большой объем работ по подсчету).

Изучив акты проверки Зеленоградской таможни по направлениям комиссия оценивает работу Клинского таможенного поста, ОТОиТК, N 2 таможни, группы таможенных режимов "неудовлетворительно". Таким образом, в целом работа Зеленоградской таможни за проверяемый период оценивается "неудовлетворительно".


Предложения по устранению недостатков в работе Зеленоградской таможни, выявленных комиссией в ходе внеплановой комплексной проверки


1. До 20.01.98 подготовить кандидатов на вакантные должности руководящего состава таможни и представить материалы в Управление на согласование, исключить формальный подход при формировании резерва кадров.

2. Начальнику таможни, должностным лицам правоохранительного блока навести четкий и правомерный порядок во взаимоотношениях ОТР с другими постами и отделами таможни, прекратить практику длительного ведения производства по делам о НТП в других отделах таможни, своевременно после заведения дел передавать их для производства в ОТР.

3. Объединить два оперативно-поисковых отряда в один с целью повышения ответственности руководства, мобильности и оперативности их действий при решении служебных задач.

4. Производить сравнительный анализ баз данных ОТСиВК, ОКДТ и ОТСиА на предмет заявленной таможенной стоимости при пересечении таможенной границы и при таможенном оформлении во внутренней таможне.

5. Произвести проверку наличия ДКД, оформленных на основании деклараций по контролируемым таможенным режимам.

6. Составить новую технологическую схему взаимодействия ОКДТ с таможенными постами и ОТОиТК в полном соответствии с нормативными документами ГТК России и Управления.

7. При вынесении постановлений о наложении взысканий по делам о НТП, объектами которых являются узкоспециализированные товары и оборудование, использовать возможность применения взыскания стоимости товаров, не применяя в этих случаях их конфискацию.

8. Соблюдать установленные сроки перечисления денежных средств, полученных от реализации товаров, обращенных в федеральную собственность, максимально сокращать сроки реализации товаров в целях уменьшения расходов по их хранению, не допускать случаев длительного хранения товаров, подлежащих уничтожению.

9. Проводить предварительную оценку изъятых товаров при зачислении их на забалансовый счет N 332, уценку товаров, переданных по договорам на реализацию, производить при наличии заключений независимых экспертных организаций.

10. Подписать договоры об ответственном хранении с СВХ и другими складами, обеспечить постоянный контроль за сокращением остатков нереализованных товаров, товары, обращенные в федеральную собственность и не пользующиеся спросом включать в договоры комиссии на реализацию ликвидных товаров.

11. Рассмотреть вопрос об отмене указания МТУ от 09.06.95. N 28.

ГАРАНТ:

Указанием Московского таможенного управления от 13 января 1998 г. N 5 упомянутое выше указание Московского таможенного управления от 9 июня 1995. г. N 28 признано утратившим силу


12. Рассмотреть вопрос о правомерности начисления и взимания ввозной таможенной пошлины на стоимость переработки в случае применения комбинированной или специфической ставки с учетом всех действующих законодательных и нормативных актов Российской Федерации.

13. Исключить из практики работы т/п РПК и ООЦ Московской автогрузовой таможни выдачу лицензий на основании платных экспертных услуг ЦТЛ ГТК РФ по определению норм выхода компенсационного товара как противоречащую п. 1.8 "Временного положения" от 12.03.92. N 11-20/934.

14. В соответствии со ст. 90 п. 6 ТК РФ аннулировать разрешение на переработку вне таможенной территории от 26.09.97 N 22503/61 001841, выданную ООО "Юниспецтех" по контракту от 03.07.97. N 0056.

15. Разработать и внедрить на основании действующих приказов ГТК России и Управления технологические схемы таможенного оформления и таможенного контроля конкретно для каждого ОТОиТК и таможенного поста с учетом места расположения и условий повседневной служебной деятельности.



Настоящий документ не является нормативным и обязателен для исполнения только в регионе деятельности таможенного органа, издавшего данный документ (см. письмо ГТК РФ от 19 февраля 2002 г. N 01-23/6696)


Письмо Московского таможенного управления от 14 января 1998 г. N 01-51/328


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение