Решение коллегии ГТК РФ от 3 февраля 1998 г. "Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 1997 году и основных направлениях их деятельности в 1998 году"

Решение коллегии ГТК РФ от 3 февраля 1998 г.
"Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 1997 году и основных направлениях их деятельности в 1998 году"


Заслушав и обсудив доклад председателя ГТК России А.С.Круглова об итогах работы таможенных органов в 1997 году и основных направлениях их деятельности в 1998 году, коллегия отмечает, что минувший год для таможенных органов Российской Федерации был годом дальнейшего совершенствования работы по обеспечению роста поступлений в федеральный бюджет, усилению контроля за соблюдением таможенного законодательства, противодействию преступности в сфере внешнеэкономических связей, унификации и упрощению таможенных процедур в интересах ускорения внешнеторгового оборота и привлечения иностранных инвестиций, углублению интеграции в рамках Таможенного союза.

В 1997 году приняты Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и ряд важнейших правительственных документов по вопросам его исполнения. Сотрудники таможенной службы России расценивают переход на новые, контрактные условия службы как новую, более высокую ступень деятельности по пополнению федерального бюджета страны и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации.

В федеральный бюджет перечислено 66,57 трлн. рублей, или 121,35% контрольного задания.

В 1997 году продолжена работа по модернизации таможенной службы России. Анализ управленческой деятельности на всех уровнях таможенных органов обусловил новый подход к решению проблем службы, к необходимости структурных изменений и проведения в РТУ, таможнях и таможенных постах организационно-штатных мероприятий. Проведенная классификация таможенных органов по категориям стала значительным шагом на пути оптимизации структуры и штатной численности таможенных органов.

В 1997 году удалось создать реальную систему, противостоящую экономической и иной контрабанде, повысить уровень фактического досмотра перемещаемых через границу товаров.

Значительно улучшилась координация всех направлений деятельности правоохранительных и контролирующих органов. Общие мероприятия, периодически проводимые координационные совещания, формирование совместных рабочих групп для решения конкретных задач позволило преодолеть межведомственные барьеры. На сегодняшний день, как показывает практика выполнения Межведомственного плана по пополнению доходной части бюджета, эффективность совместных мероприятий значительно повысилась.

Укрепление финансовой и бюджетной дисциплины потребовали перевода счетов ГТК России из коммерческих банков в казначейство. В связи с этим проведен ряд мероприятий по усилению контроля за участниками ВЭС должностными лицами, непосредственно контролирующими взимание таможенных платежей.

С учетом замечаний и рекомендаций, высказанных на заседании коллегии ГТК России первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Б.Чубайсом и заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром внутренних дел России А.С.Куликовым, коллегия ГТК России отмечает значительные упущения в деятельности таможенных органов в 1997 году.

В частности, недостаточно настойчиво ведется работа по изменению ставок таможенных пошлин, внесению изменений и дополнений в таможенное законодательство, другие нормативные акты, направленные на совершенствование таможенного дела в России и увеличение собираемости таможенных платежей и налогов.

Особого внимания требует организация работы по контролю таможенной стоимости ввозимых транспортных средств (прежде всего физическими лицами), табака, алкоголя, контролю за товарами, перемещаемыми авиационным транспортом.

Недостаточно активны действия таможенных органов по пресечению незаконной деятельности фирм-однодневок, по контролю за предоставляемыми льготами на уплату таможенных платежей под видом многочисленных таможенных режимов. До сих пор не разработан объективный критерий оценки эффективности деятельности службы.

Отсутствует четкая система в работе с участниками ВЭС, практика дифференцированного подхода к законопослушным и недобросовестным участникам.

Требуется активизация работы по унификации и упрощению таможенных процедур, организации таможенного контроля в рамках Таможенного союза.

Недостаточно внимания уделяется работе по борьбе с коррупцией и взяточничеством в таможенной системе.

Коллегия ГТК России решила:

1. Считать повышение эффективности работы по обеспечению полного и своевременного поступления таможенных платежей в федеральный бюджет важнейшей задачей руководителей таможенных органов всех уровней.

Сосредоточить усилия таможенных органов Российской Федерации, подразделений центрального аппарата, организаций, подведомственных ГТК России, на качественном изменении технологий таможенного контроля, совершенствовании методов борьбы с контрабандой, защите отечественных производителей, радикальном улучшении существующих и создании новых информационных технологий и информационных сетей, на улучшении координации деятельности всех государственных служб, связанных с перемещением через границу товаров, капиталов и услуг.

2. С учетом задач, предусмотренных целевой Федеральной программой развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 годы и на период до 2000 года, Концепцией модернизации таможенной службы России, определить приоритетными направлениями деятельности таможенных органов в 1998 году:

- совершенствование технологий взимания таможенных платежей, обеспечение выполнения контрольных заданий по формированию федерального бюджета;

- совершенствование работы правоохранительного блока в части профилактики экономических правонарушений, усиления контроля за использованием таможенных режимов и деятельностью участников ВЭС;

- совершенствование технологий таможенного контроля и таможенного оформления, создание центров таможенного оформления, применение компьютерных технологий и современных систем связи для ускорения таможенного оформления при повышении эффективности контрольных действий должностных лиц; унификацию таможенного законодательства и процедур таможенного законодательства и процедур таможенного контроля на таможенной территории государств - участников Таможенного союза;

- качественное улучшение кадровой и воспитательно-профилактической работы, социального обеспечения личного состава с учетом выполнения положений Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации";

В центре внимания по-прежнему должны оставаться вопросы совершенствования стиля управленческой деятельности таможенных органов, усиления методической, контрольной и организационной функций ГТК России, расширения прав региональных таможенных управлений и таможен, проведения модернизации таможенной службы Российской Федерации.

3. Организационно-инспекторскому управлению (Н.А.Сапьяник) совместно с другими управлениями и самостоятельными отделами центрального аппарата ГТК России при участии специализированных региональных управлений разработать и в месячный срок представить на утверждение меры по реализации замечаний, предложений и рекомендаций, взысканных в выступлениях на заседании коллегии ГТК России первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Б.Чубайсом и заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром внутренних дел А.С.Куликовым.

4. Для выполнения контрольных заданий по формированию федерального бюджета 1998 года:

4.1. Определить для РТУ и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, контрольные показатели по взиманию таможенных платежей и формированию Фонда развития таможенной системы (после принятия Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год").

4.2. Управлению федеральных таможенных платежей (Э.А.Сафаров), Управлению косвенного налогообложения (А.К.Ковальчук) до 01.04.98 разработать систему взаимодействия с Центральным Банком Российской Федерации по фактам поступления денежных средств на его счета, обеспечить открытие счетов региональных таможенных управлений по учету денежных средств.

4.3. Управлению федеральных таможенных платежей (Э.А.Сафаров), Управлению косвенного налогообложения (К.А.Ковальчук) при участии Управления таможенной статистики и анализа (В.В.Орлов) до 01.03.98 разработать новую систему статистической отчетности по таможенным платежам, пересмотреть порядок осуществления взаимодействия между таможенными постами, таможнями, региональными таможенными управлениями и ГТК России.

4.4. Провести исследовательско-аналитическую работу:

- Управлению федеральных таможенных платежей (Э.А.Сафаров), Управлению косвенного налогообложения (К.А.Ковальчук), Управлению тарифного и нетарифного регулирования (А.О.Кудряшев) при участии РТА (Н.М.Блинов) до 01.07.98 - по выявлению влияния размера ставок таможенных платежей на размер поступлений таможенных платежей;

- Управлению федеральных таможенных платежей (Э.А.Сафаров), Управлению косвенного налогообложения (К.А.Ковальчук) при участии РТА (Н.М.Блинов) и Управления таможенной статистики и анализа (В.В.Орлов) до 01.07.98 - по выявлению зависимости поступлений таможенных платежей в разрезе отдельных товаров;

- Управлению федеральных таможенных платежей (Э.А.Сафаров), Управлению косвенного налогообложения (К.А.Ковальчук) при участии Управления таможенной статистики и анализа (В.В.Орлов) до 01.10.98 - по выявлению зависимости поступлений денежных средств в разрезе отдельных регионов;

- Управлению тарифного и нетарифного регулирования (А.О.Кудряшев), Управлению таможенных режимов (А.Г.Васильев) при участии Управления таможенной статистики и анализа (В.В.Орлов) до 01.07.98 - по выявлению влияния различных таможенных режимов на значение средневзвешенной ставки таможенных платежей;

- Управлению федеральных таможенных платежей (Э.А.Сафаров), Организационно-инспекторскому управлению (Н.А.Сапьяник), Управлению косвенного налогообложения (К.А.Ковальчук), Финансовому управлению (П.Г.Городецкий) при участии Управления таможенной статистики и анализа (В.В.Орлов), РТА (Н.М. Блинов) до 01.10.98 - по определению экономической эффективности деятельности таможенных органов в аспекте расходов и доходов.

4.5. Активизировать работу по взысканию недоимок, для чего разработать:

- Управлению федеральных таможенных платежей (Э.А.Сафаров), Управлению косвенного налогообложения (К.А.Ковальчук) при участии Правового управления (С.Б.Зайцев) до 01.04.98 - Инструкцию по порядку взыскания недоимок по уплате таможенных платежей;

- Управлению федеральных таможенных платежей (Э.А.Сафаров), Управлению косвенного налогообложения (К.А.Ковальчук) при участии Оперативно-организационного управления (А.Ф.Епифанов), Правового управления (С.Б.Зайцев) до 01.04.98 - Инструкцию по начислению пени при таможенном оформлении и при вторичном таможенном контроле в соответствии со статьями 186 и 193 Таможенного кодекса Российской Федерации.

5. Управлению таможенных режимов (А.Г.Васильев) совместно с Правовым управлением (С.Б.Зайцев) завершить к 01.07.98 разработку и выпуск положения о порядке осуществления всех таможенных режимов, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.

6. Начальникам управлений и самостоятельных отделов ГТК России, начальникам региональных таможенных управлений и таможне:

- разработать дополнительные меры по оперативно-служебному взаимодействию с органами МВД России, ФСБ России, ФПС России, ФСНП России, МО России и СВР России, органами прокуратуры;

- создать единую базу данных о нарушителях таможенного законодательства и разработать механизмы ее использования.

7. Региональному таможенному управлению по борьбе с таможенными правонарушениями (М.В.Ванин), Таможенной инспекции (А.Л.Волков) совместно с другими подразделениями ГТК России, региональными таможенными управлениями и таможнями:

7.1. Завершить до 01.04.98 разработку концепции создания следственной службы таможенных органов и концепции борьбы с таможенными правонарушениями в условиях Таможенного союза.

7.2. Обеспечить в первом полугодии 1998 года единообразие ведения в полном объеме статистики таможенных правонарушений.

7.3. Разработать и применять механизм обмена оперативной информацией и проведения совместных мероприятий по выявлению и пресечению таможенных правонарушений с таможенными службами государств - участников Таможенного союза.

7.4. Целенаправленно и эффективно проводить целевые проверки участников ВЭС.

8. Оперативно-организационному управлению (А.Ф.Епифанов), РИТТУ (Н.А.Чупланов), Управлению таможенных режимов (А.Г.Васильев) внедрить в течение 1998 года специализированные системы обработки данных о перемещаемых товарах и транспортных средствах в рамках совершенствования процедур таможенного оформления и контроля.

До 01.07.97 определить и представить на утверждение руководства основные направления упрощения таможенных процедур для участников ВЭС с учетом заявляемых таможенных режимов, категорий товаров, особенностей технологии их производства, транспортировки, хранения, потребления, а в ряде случаев и влияния природных факторов.

9. Центральной таможенной лаборатории (В.А.Соложенцев) совместно с Оперативно-организационным управлением (А.Ф.Епифанов), Управлением тарифного и нетарифного регулирования (А.О.Кудряшев), Управлением косвенного налогообложения (К.А.Ковальчук), Региональным таможенным управлением по борьбе с таможенными правонарушениями (М.В.Ванин) завершить к концу 1998 года полную интеграцию таможенных лабораторий в технологические схемы таможенного оформления и контроля товаров.

10. В целях повышения полноты и действенности таможенно-банковского валютного контроля Управлению валютного контроля (В.И.Титов) и Правовому управлению (С.Б.Зайцев) в течение 1998 года завершить разработку нормативно-правовой базы, регулирующей внедрение и применение технологий таможенно-банковского валютного контроля.

11. Руководителям таможенных органов обеспечить повышение эффективности таможенно-банковского валютного контроля, применение мер воздействия со стороны таможенных органов при выявлении случаев нарушения валютного и таможенного законодательства.

12. Региональному информационно-техническому управлению (А.Н.Чупланов), ГНИВЦу (Ю.А.Чеботов) до конца 1998 года обеспечить разработку проекта и внедрение в практику первой очереди системы доступа федеральных органов власти и управления в реальном масштабе времени к агрегированной базе данных таможенной статистики внешней торговли.

13. Управлению таможенной статистики и анализа (В.В.Орлов) обеспечить:

13.1. Проведение сопоставительного анализа взаимной торговли Российской Федерации с основными внешнеторговыми партнерами;

13.2. Регулярную подготовку статистических и аналитических материалов о внешней торговле России со странами СНГ и государствами, входящими в Таможенный союз.

14. Управлению таможенной статистики и анализа (В.В.Орлов), ГНИВЦ (Ю.А.Чеботов), начиная с данных за первый квартал 1998 года, осуществлять ведение и формирование публикаций таможенной статистики внешней торговли Союза Беларуси и России.

15. Оперативно-организационному управлению (А.Ф.Епифанов), РИТТУ (А.Н.Чупланов) вести в 1998 году активную и целенаправленную работу:

- по совершенствованию и внедрению технологии Центра таможенного оформления на основе дифференцированного подхода к участникам ВЭС и максимального использования возможностей электронно-вычислительной техники и программных обеспечений с применением электронной формы декларирования ими товаров и транспортных средств и принятия предварительных решений о выпуске;

- по разработке, внедрению и контролю за исполнением технологий досмотровых операций на основе выборочности их проведения, достижения максимальной эффективности с целью всестороннего анализа внешнеэкономической деятельности;

- по совершенствованию таможенных процедур в целях повышения конкурентоспособности российских предприятий и транспортных организаций.

Вести работу совместно с МПС России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации;

- по осуществлению государственной политики транзитных перевозок по Транссибирской магистрали;

- по использованию упрощенной технологии оформления багажа граждан без обязательного заполнения таможенных деклараций во всех аэропортах, открытых для международного сообщения (по результатам эксперимента в Шереметьевской таможне);

- по внедрению в будущем году в аэропортах, открытых для международного сообщения, технологии оформления багажа граждан по упрощенной схеме ("красные" и "зеленые" коридоры), с предоставлением преимущества таможенного оформления по "зеленому" коридору багажа гражданам государств - участников СНГ.

16. Управлениям и самостоятельным отделам ГТК России:

- до конца 1998 года завершить в основном работу по унификации таможенного законодательства государств - участников Таможенного союза;

- обеспечить работу Таможенного комитета Союза Беларуси и России.

17. Региональному информационно-техническому управлению (А.Н.Чупланов) обеспечить:

- создание информационно-технической службы таможенных органов, обеспечивающей рациональное проведение единой технической политики на основе разработки и внедрения современных информационных таможенных технологий, развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, совершенствования оперативно-технических средств таможенного контроля и охраны, в том числе технических средств таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами.

- создание в таможенных органах системы эксплуатации и ремонта информационно-технических средств;

- должную координацию деятельности таможенных органов в регионах по формированию и осуществлению региональной информационно-технической политики, деятельности управлений ГТК России по созданию собственных информационных подсистем, по интеграции их в существующие базы данных.

18. Организационно-инспекторскому управлению (Н.А.Сапьяник), Управлению кадров и учебных заведений (Ю.Ф.Азаров) совместно с другими заинтересованными управлениями ГТК России привести структуру и штатную численность подразделений таможенных органов в соответствие с задачами Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации".

19. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11.12.97 N 128 "О мерах по оздоровлению государственных финансов" Управлению кадров и учебных заведений (Ю.Ф.Азаров), Оперативно-организационному управлению (А.Ф.Епифанов), Организационно-инспекторскому управлению (Н.А.Сапьяник), Финансовому управлению (П.Г.Городецкий), РТУ ТО (А.Д.Листопад), РТУ по КСОТУ (А.И.Щередин), РИТТУ (А.Н.Чупланов) с участием других управлений и самостоятельных отделов ГТК России до 9 марта 1998 года разработать мероприятия по оптимизации расходов на содержание таможенной службы Российской Федерации.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Номер упомянутого выше Указа следует читать "1278".


20. Управлению кадров и учебных заведений (Ю.Ф.Азаров) совместно с начальниками управлений ГТК России, региональных таможенных управлений и таможен:

- принять исчерпывающие меры по исполнению положений Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации";

- организовать в соответствии с приказом ГТК России от 8 января 1998 г. N 3 переход сотрудников на службу по контрактам, уделив особое внимание укреплению кадров таможенных органов, исключению из них недобросовестных сотрудников.

21. Финансовому управлению (П.Г.Городецкий), Управлению кадров и учебных заведений (Ю.Ф.Азаров) до 01.04.98 рассмотреть вопрос о введении должностей работников по тарифной сетке служащих. Управлению кадров и учебных заведений на этой основе совместно с начальниками управлений ГТК России, региональных таможенных управлений и таможен решить вопрос о замещении на ряде должностей аттестованных сотрудников таможенных органов работниками.

22. Управлению кадров и учебных заведений (Ю.Ф.Азаров) ГТК России подготовить предложения о замене и ротации в 1998 году ряда руководителей таможенных органов и сотрудников ГТК России.

Финансовому управлению (П.Г.Городецкий) предусмотреть в 1998 году целевое выделение финансовых средств для проведения ротации руководящих кадров.

23. Начальнику Российской таможенной академии Н.М.Блинову обеспечить создание необходимых условий для дальнейшего развития и совершенствования системы непрерывного обучения кадров, повышения их профессиональной и деловой квалификации, обратив особое внимание на вопросы повышения квалификации инспекторского состава, а также обучения сотрудников правоохранительных подразделений основам оперативно-розыскной деятельности.

24. Региональному таможенному управлению капитального строительства и эксплуатации таможенных учреждений Российской Федерации (А.И.Щередин), ГУП "Ростэк" (М.С.Соловьев) с участием управлений ГТК России и региональных таможенных управлений:

24.1. Разработать в двухмесячный срок концепцию развития околотаможенной инфраструктуры и ее эксплуатации на 1998 - 2000 гг.;

24.2. Обеспечить дальнейшее укрепление и развитие материально-технической базы таможенных органов, строго соблюдать установленный порядок ведения строительства и контрактную дисциплину, привлекать к ответственности должностных лиц, по вине которых увеличивается стоимость строительства объектов (в том числе валютных);

24.3. Разработать в двухмесячный срок и представить на утверждение комплексную программу участия ГУП "Ростэк" и его региональных предприятий в осуществлении Федеральной целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 1996 - 1997 годы и на период до 2000 года.

25. Управлениям и самостоятельным отделам ГТК России совместно с региональными таможенными управлениями разработать план мероприятий по увеличению количества проверок деятельности таможенных органов и повышению их качества.

26. Финансовому управлению (П.Г.Городецкий) обеспечить формирование сводной сметы расходов таможенной службы Российской Федерации на 1998 год, смет расходов, таможенных органов и организаций ГТК России, а также их финансирование с учетом выполнения ими контрольных показателей по доходам в объемах средств, поступающих из всех источников.

Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России:

- принять неукоснительные меры по выполнению контрольных показателей поступления средств от реализации товаров, транспортных средств и иных предметов, обращенных в федеральную собственность;

- не допускать наличия переходящих остатков нереализованных конфискованных товаров, обращенных в федеральную собственность, на сумму более 35 процентов их стоимости.

27. Начальникам управлений и самостоятельных отделов ГТК России всемерно способствовать повышению роли Консультативного совета по таможенной политике при ГТК России, обеспечивать выпуск наиболее важных нормативных актов в сфере таможенного дела исключительно после консультаций по их содержанию с руководством общественных ассоциаций (объединений) деловых кругов, представленных в Консультативном совете.

28. Управлению внешних связей (С.А.Федосов) совместно с другими подразделениями ГТК России обеспечить дальнейшее развитие двусторонних отношений с таможенными службами других стран.

Развернуть работу представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом.

29. Контроль за выполнением настоящего решения осуществлять заместителям председателя ГТК России по принадлежности.


Председатель коллегии,
Председатель Государственного таможенного комитета
Российской Федерации

А.С. Круглов



Решение коллегии ГТК РФ от 3 февраля 1998 г. "Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 1997 году и основных направлениях их деятельности в 1998 году"


Текст решения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.