Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 105337-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесений изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта "ж" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24 сентября 2021 г. N Пр-1808ГС в части исключении из законодательства Российский Федерации понятия "образовательная услуга".
Предысторией постановки данного вопроса стала озабоченность преподавательского сообщества образовательных организаций общего образования, при выстраивании ими взаимоотношений с участниками образовательных отношений (обучающимися и их родителями), относительно их роли в осуществлении ими важнейшей социально значимой функции по обучению и воспитанию подрастающего поколения граждан Российской Федерации, и которая не сводится только к установленному в законодательстве Российской Федерации и пропагандируемую в обществе "услуге в сфере образования".
В настоящее время Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) оперирует понятиями "платная образовательная услуга" и "государственная и муниципальная услуга в сфере образования", использование которых связано, прежде всего, с регулированием вопросов финансового обеспечения образовательной деятельности, осуществляемой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц.
Что касается использования понятия "платная образовательная услуга", то организация, осуществляющая образовательную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц, выступает стороной по договору об оказании платных образовательных услуг и обладает гражданскими правами и несет обязанности. При этом договор об оказании платных образовательных услуг по своей правовой природе является гражданско-правовым договором возмездного оказания услуг, объектом гражданских прав по которому является оказание услуг (статьи 128 и 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Соответственно, понятие "платные образовательные услуги" используется в правоотношениях, возникающих в рамках гражданского законодательства, в связи с чем исключение указанного термина из Федерального закона представляется нецелесообразным.
В свою очередь, термин "государственная и муниципальная услуга в сфере образования", используемый в Федеральном законе применительно к вопросам финансового обеспечения образовательной деятельности, осуществляемой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вызывает ряд вопросов, в том числе связанных с его неоднозначным толкованием.
Часть 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации устанавливает, что дошкольное и основное общее образование в государственных и муниципальных учреждениях относится к гарантиям государства.
Государство не вправе отказать в предоставлении общего образования, что уже само по себе не позволяет рассматривать сферу общего образования как "услугу" в понимании правоотношений, возникающих в рамках гражданского законодательства.
В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон, направленные на исключение термина "государственная и муниципальная услуга в сфере образования" из статей, регулирующих вопросы финансирования образования (статьи 2, 36, 88 и 99 Федерального закона).
В соответствии с изменениями, предусмотренными законопроектом, вводятся такие понятия как "объем финансового обеспечения реализации образовательной программы" и "объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания" с отсылкой на бюджетное законодательство Российской Федерации.
Следует отметить, что предлагаемые законопроектом изменения носят технический характер и никак не повлияют на предоставление государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), учитывая, что указанные услуги не связаны с вопросами финансирования реализации основных образовательных программ.
В частности, нормами Федерального закона N 210-ФЗ регламентируются предоставление следующих государственных и муниципальных услуг в сфере образования:
подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации и документов об ученых степенях и ученых званиях;
выплата компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
постановка на учет и направление детей в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы дошкольного образования;
прием заявлений о зачислении в государственные и муниципальные образовательные организации субъектов Российской Федерации, реализующие программы общего образования;
государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации и др.
Кроме того, в Федеральном законе N 210-ФЗ термин "государственная и муниципальная услуга" используется применительно ко всем сферам правоотношений, в которых возможно предоставление таких видов услуг, следовательно, правовые нормы, в которых указанный термин используется только по отношению к сфере образования, отсутствуют.
Учитывая изложенное, внесение корреспондирующих изменений в Федеральный закон N 210-ФЗ, а также в иные законодательные акты Российской Федерации не требуется.
Принятие законопроекта не повлияет на действующее правовое регулирование образовательной деятельности, в том числе на предоставление общедоступного бесплатного образования. Процедуры и механизмы предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере образования, предусмотренные Федеральным законом N 210-ФЗ, в том числе в части приема заявлений о зачислении в государственные и муниципальные образовательные организации субъектов Российской Федерации, реализующие программы общего образования, останутся неизменными. В этой связи разработка дополнительных механизмов реализации предусмотренных законопроектом изменений не потребуется.
Предлагаемые изменения позволят исключить неоднозначность в толковании законодательства Российской Федерации в части использования понятия "государственная и муниципальная услуга в сфере образования", а также выстроить гармоничные взаимоотношения между участниками образовательных правоотношений, в том числе относительно роли педагогов в осуществлении ими важнейшей социально значимой функции по обучению и воспитанию подрастающего поколения граждан.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.