По государственному контракту поставка товаров осуществляется в адрес шестнадцати получателей в течение четырнадцати дней. Номенклатура и количество товаров, поставляемых получателям, не одинаковы. При поставке оборудования осуществляются также пусконаладочные работы. До 01.01.2022 по контракту оформлялся трехсторонний акт приемки, который подписывали поставщик, получатель и заказчик, товарную накладную или универсальный передаточный документ подписывал только получатель на основании доверенности. Контракты подлежат исполнению поставщиком в течение 14 дней. Типовые контракты, типовые условия контрактов при проведении таких закупок заказчиком не применяются. В настоящий момент приемка по контрактам осуществляется заказчиком непосредственно.
Как заказчик после 01.01.2022 должен осуществлять приемку товаров и работ по таким контрактам? Нужно ли оформлять акт приемки по каждому получателю, или акт приемки может быть один на весь объем поставленных товаров? Нужно ли исключить из контракта условие о запрете частичной приемки? Можно ли установить в контракте условие, согласно которому заказчик подписывает акт на основании извещения получателя о приемке товара? Если контрактом будет установлено, что приемка товаров оформляется актом о приемке, подписанным заказчиком, а товарные накладные или УПД будут подписывать получатели в разные даты, как не допустить просрочку приемки и оплаты по контракту?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик самостоятельно определяет порядок приемки исполненного по контракту. При этом он может установить в контракте любые не противоречащие закону условия, за исключением тех случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В частности, заказчик вправе по своему усмотрению предусмотреть в контракте условия об оформлении актов о приемке как по каждому получателю (этапу поставки) в отдельности, так и об оформлении одного акта о приемке после исполнения контрагентом контрактных обязательств в полном объеме. При этом включение в контракт условия о запрете частичной приемки зависит от установленного заказчиком порядка приемки товаров, работ, услуг.
Направление получателем извещения о приемке товара само по себе не может служить основанием для подписания заказчиком документа о приемке. С целью соблюдения требований ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ о проведении экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, заказчик может передать свои полномочия по приемке и экспертизе приемочной комиссии или конечным получателям товаров.
Для недопущения просрочки в оформлении приемки и оплаты по контракту целесообразно определять в контрактах, каким документом оформляется приемка исполненного по контракту, когда контрагент должен предоставить заказчику или получателю документ о приемке, с какой даты товар (работа, услуга) считаются принятыми, какой документ является основанием для финансовых расчетов по контракту, а также учитывать, что экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, осуществляется в течение сроков, установленных для приемки исполненного по контракту.
Обоснование вывода:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) основан в том числе на нормах ГК РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), и контракт в силу п. 3 ч. 1 ст. 1, пп. 8, 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ является гражданско-правовым договором. Поэтому нормы Гражданского кодекса РФ должны применяться к отношениям по контрактам, поскольку иное не предусмотрено нормами Закона N 44-ФЗ (смотрите также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889). Исполнение контракта осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, на что и указано в ч. 1 ст. 94 этого Закона. Таким образом, Закон N 44-ФЗ устанавливает только некоторые особенности исполнения контрактов.
Согласно ч. 1 ст. 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 530 ГК РФ). К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст. 506-522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами этого Кодекса. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной параграфом 4 части 2 ГК РФ, применяются иные законы (п. 2 ст. 525 ГК РФ). В соответствии со ст. 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В свою очередь, согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем; далее - контрагент) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом.
Как заказчик после 01.01.2022 должен осуществлять приемку товаров и работ по контрактам на поставку товаров в адрес получателей?
В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие, в частности, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. Приемка исполнения по контракту осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии - подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо заказчиком в те же сроки направляется контрагенту в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. Следовательно, заказчик определяет порядок приемки исполненного по контракту самостоятельно (смотрите также письма Минфина России от 24.07.2020 N 24-03-10/64858, от 20.09.2019 N 24-03-07/72565). При этом заказчик может установить в контракте любые не противоречащие закону условия.
Учитывая, что ни ГК РФ, ни Закон N 44-ФЗ (в том числе в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ (далее - Закон N 360-ФЗ), вступившего в силу 01.01.2022) не содержат требований к порядку приемки исполненного по контракту, а ч. 13 и ч. 14 ст. 94 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 360-ФЗ) предусматривают лишь порядок формирования и подписания документа о приемке с использованием ЕИС, а также обязательные требования к содержанию такого документа, полагаем, что заказчик, руководствуясь п. 2 ст. 1, пп. 1, 2, 4 ст. 421 ГК РФ, вправе предусмотреть в контракте участие в процедуре приемки непосредственных получателей товаров, в том числе подписание ими сопроводительных документов, предоставленных контрагентом*(1).
Нужно ли оформлять акт о приемке по каждому получателю, или акт о приемке может быть один на весь объем поставленных товаров?
Поскольку заказчик при формировании проекта контракта самостоятельно определяет порядок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, порядок и сроки приемки исполненного по контракту, он, исходя из специфики конкретной закупки и своих потребностей, вправе предусмотреть в проекте как отдельные этапы исполнения предусмотренного контрактом обязательства, так и его единовременное исполнение. Как следует из вопроса, в рассматриваемом случае типовые контракты, типовые условия контрактов заказчиком не применяются. Таким образом, заказчик вправе по своему усмотрению установить в контракте условия об оформлении актов о приемке как по каждому получателю в отдельности, так и об оформлении одного акта о приемке после исполнения контрагентом контрактных обязательств в полном объеме (смотрите, например, раздел 3 типового контракта на поставку продуктов питания (Приложение N 1 к приказу Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140). Напомним, что с 01.01.2022 согласно п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 360-ФЗ) отдельным этапом исполнения контракта является часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Следовательно, поставка части товаров, выполнение части работ, частичного оказания услуги с последующей приемкой и оплатой может являться отдельным этапом исполнения контракта при условии, что контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку и оплату поставленной части товара, выполненной части работы, оказанной части услуги. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 25.10.2021 N 24-06-06/86152.
Нужно ли исключить из контракта условие о запрете частичной приемки?
Целесообразность включения в контракт условия о запрете частичной приемки зависит от установленного заказчиком порядка приемки. Так, если заказчиком установлено условие об оформлении приемки после полного исполнения контрагентом контрактных обязательств, то условие о запрете частичной приемки может быть включено в контракт. Если же контрактом предусматривается приемка товаров, работ, услуг по каждому получателю в отдельности, то условие о запрете частичной приемки в контракт не включается.
Можно ли установить в контракте условие, согласно которому заказчик подписывает акт на основании извещения получателя о приемке товара?
Согласно ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных контрагентом результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Каких-либо оговорок о проведении экспертизы в зависимости от вида поставляемых товаров или от условий поставки товара Закон N 44-ФЗ не предусматривает. Следовательно, эта обязанность установлена для всех заказчиков. В этой связи, по нашему мнению, направление получателем извещения о приемке само по себе не может служить основанием для подписания заказчиком документа о приемке (смотрите также п. 6.6.2 раздела 6 Обзора недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами в 1 полугодии 2019 года).
На наш взгляд, в приведенной в вопросе практической ситуации заказчик может делегировать свои обязанности по осуществлению приемки и экспертизы предлагаемых к приемке товаров (работ, услуг) двумя способами.
Во-первых, на основании ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе передать указанные полномочия приемочной комиссии, в состав которой могут входить представители заказчика и получателя (получателей) по контракту (подробнее об этом смотрите в материале: Энциклопедия решений. Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ. Приемка товаров, результатов работ, услуг). Указанная позиция подтверждается судебной практикой (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.08.2017 N 03АП-3983/17). В этом случае заказчик в зависимости от формы документа о приемке утверждает или подписывает (прилагает) в ЕИС документ о приемке, в частности, акт, подписанный всеми членами приемочной комиссии (ч. 7 и подп. "б" п. 5 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Напомним, что согласно подп. "а" п. 5 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками заказчика, допускается осуществлять подписание документа о приемке, составление мотивированного отказа от подписания документа о приемке, подписание такого отказа без использования усиленных электронных подписей и единой информационной системы, то есть на бумаге.
Во-вторых, заказчик вправе поручить выполнение функций по проведению экспертизы результатов исполнения обязательств по контракту конечным получателям товара. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2022 N 08АП-14242/21, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.06.2018 N Ф07-5327/18, такая передача полномочий по осуществлению экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, не противоречит требованиям Закона N 44-ФЗ. По нашему мнению, данная правовая позиция полностью отвечает нормам ст. 513 ГК РФ, в силу которой принятие товаров и их проверка могут осуществляться не только покупателем, но и получателем товара. Каких-либо указаний о форме заключения по результатам экспертизы исполнения по контракту силами заказчика Закон N 44-ФЗ не дает. Следовательно, в случае передачи обязанностей заказчика по проведению экспертизы своими силами конечным получателям результаты такой экспертизы могут быть оформлены любым документом*(2), в том числе извещением о приемке товаров получателем.
Учитывая изложенное, заказчику, на наш взгляд, целесообразно предусматривать в контрактах порядок проведения и оформления экспертизы поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги).
Как не допустить просрочки приемки и оплаты по контракту, если контрактом будет установлено, что приемка товаров оформляется актом о приемке, подписанным заказчиком, а товарные накладные или УПД будут подписываться получателями разными датами?
Закон N 44-ФЗ (в редакции Закона N 360-ФЗ) устанавливает предельные сроки приемки исполненного по контракту (п. 4 и п. 5 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ) и оплаты заказчиком исполненного по контракту либо выделенному в контракте отдельному этапу исполнения контракта (ч. 8 ст. 30, ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Поэтому в целях минимизации риска просрочки оформления приемки и оплаты исполненного по контракту в контракте целесообразно установить, каким документом оформляется приемка исполненного по контракту, когда контрагент должен представить заказчику или получателю документ о приемке, с какой даты товар (работа, услуга) считается принятым, какой документ является основанием для финансовых расчетов по контракту. Кроме того, как при составление контракта, так и при его исполнении нужно учитывать, что экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, осуществляется в течение сроков, установленных для приемки исполненного по контракту (п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
26 января 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Например, аналогичный порядок приемки предусмотрен разделом 3 типового контракта на поставку продуктов питания (Приложение N 1 к приказу Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140), разделом 6 типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (Приложение N 1 к приказу Минздрава России от 18.01.2021 N 15н). По нашему мнению, указанный порядок не противоречит положениям Закона N 44-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 1 января 2022 года.
*(2) Смотрите также ответ на вопрос 78 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"