Обзор основных изменений, внесенных в АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ и другие законодательные акты Федеральным законом от 21.12.2021 N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
июнь 2022 г.
21 декабря 2021 г. был принят Федеральный закон N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 417-ФЗ), которым в АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ, Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) и другие законодательные акты вносятся поправки, призванные урегулировать вопросы идентификации истцов (взыскателей) и ответчиков (должников), принятия решений по отдельным вопросам исполнительного производства в автоматическом режиме, цифровизации в исполнительном производстве и некоторые другие вопросы.
Закон N 417-ФЗ вступает в силу 20 июня 2022 г. (п. 1 ст. 7 закона), за исключением отдельных положений (о них - в п. 5 раздела IV Обзора), вступающих в силу с 17 декабря 2022 г. (п. 2 ст. 7 закона).
Рассмотрим нововведения подробнее.
I. Идентификация истцов, взыскателей
1. АПК РФ
1.1. В исковом заявлении (п. 2 ч. 2 ст. 125 АПК РФ):
- можно будет указывать вместо места жительства место пребывания истца-гражданина;
- серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства больше не является одним из идентификаторов гражданина, указывать их не нужно.
1.2. В заявлении о выдаче судебного приказа (п. 2 ч. 2 ст. 229.3 АПК РФ):
- ОГРН взыскателя указывать не нужно;
- для гражданина-взыскателя указывается фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания, один из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения).
1.3. В резолютивную часть решения теперь будут включаться наименование истца, а также один из его идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения (ч. 5 ст. 170 АПК РФ).
1.4. Изменился состав сведений о взыскателе, включаемых в исполнительный лист (п. 4 ч. 1 ст. 320 АПК РФ):
- для организации-взыскателя не требуется указывать дату государственной регистрации в качестве юридического лица;
- для гражданина-взыскателя дополнительно указывается один из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения);
- вместо места жительства гражданина-взыскателя можно указать место пребывания;
- отчество гражданина-взыскателя указывается при его наличии.
2. ГПК РФ
2.1. Ранее в заявлении о вынесении судебного приказа указывалось только наименование и место жительства (нахождения) взыскателя (п. 2 ч. 2 ст. 124 ГПК РФ в старой редакции). Теперь перечень сведений существенно расширен, в заявлении требуется указать (п. 2 ч. 2 ст. 124 ГПК РФ):
- для гражданина-взыскателя - фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, место жительства или место пребывания, один из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения);
- для взыскателя, являющегося юридическим лицом, - наименование, адрес, ИНН.
2.2. Ранее в судебном приказе указывалось только наименование и место жительства (нахождения) взыскателя (п. 3 ч. 1 ст. 127 ГПК РФ в старой редакции). Теперь перечень сведений существенно расширен, в заявлении требуется указать (п. 3 ч. 1 ст. 127 ГПК РФ):
- для гражданина-взыскателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания, один из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения);
- для взыскателя, являющегося юридическим лицом - наименование, адрес, ИНН.
2.3. В исковом заявлении (п. 2 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ):
- для организации-истца не обязательно указание ОГРН;
- серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства больше не является одним из идентификаторов гражданина, указывать их не нужно;
- указывается фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя (ранее норма содержала требование об указании только наименования представителя).
2.4. В резолютивную часть решения теперь будут включаться наименование истца, а также один из его идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения) (ч. 5 ст. 198 ГПК РФ).
3. КАС РФ
Изменился состав сведений о взыскателе, указываемых в заявлении о выдаче исполнительного листа (пп. 1, 2 ч. 3.2 ст. 353 КАС РФ):
- серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства больше не является одним из идентификаторов физического лица, указывать их не нужно;
- для взыскателя-индивидуального предпринимателя не нужно указывать дату и место государственной регистрации в качестве ИП;
- для взыскателя-физического лица необходимо дополнительно указать фамилию, имя и отчество (при наличии), дату и место рождения, место жительства или место пребывания;
- для взыскателя-юридического лица необходимо дополнительно указать наименование, адрес, указанный в ЕГРН, фактический адрес (если он известен).
4. Закон об исполнительном производстве
4.1. Дополнен перечень общедоступных сведений, содержащихся в банке данных в исполнительном производстве (п. 5 ч. 3 ст. 6.1 Закона об исполнительном производстве): в него включается также ИНН организации-взыскателя.
4.2. Изменился состав сведений о взыскателе, включаемых в исполнительный документ (п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве):
- можно будет указывать вместо места жительства место пребывания взыскателя-гражданина;
- серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства больше не является одним из идентификаторов гражданина, указывать их не нужно;
- ОГРН организации-должника указывается в обязательном порядке (ранее ОГРН разрешалось не указывать, если он неизвестен);
- дополнительно должен быть указан ИНН органа, уполномоченного от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве.
4.3. Установлено, что ФССП в целях установления идентификаторов взыскателя на основании исполнительного документа может запрашивать в автоматическом режиме у соответствующих органов сведения с использованием ГИС. В целях уведомления взыскателя у операторов связи могут запрашиваться номера телефонов взыскателя. Соответствующие органы и организации предоставляют запрошенные сведения в течение 1 суток с момента поступления запроса (ч. 1.2 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
II. Идентификация ответчиков, должников
1. АПК РФ
1.1. В исковом заявлении (п. 3 ч. 2 ст. 125 АПК РФ):
- можно будет указывать вместо места жительства место пребывания ответчика-гражданина;
- серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства больше не является одним из идентификаторов гражданина, указывать их не нужно.
Дополнительно установлено, что если гражданину неизвестны дата и место рождения ответчика, один из его идентификаторов, об этом указывается в исковом заявлении и такая информация по запросу арбитражного суда предоставляется органами Пенсионного фонда РФ, и (или) налоговыми органами, и (или) органами внутренних дел.
1.2. В заявлении о выдаче судебного приказа можно будет указывать вместо места жительства место пребывания должника-гражданина (п. 3 ч. 2 ст. 229.3 АПК РФ).
1.3. В резолютивную часть решения теперь будут включаться наименование ответчика, а также один из его идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения (ч. 5 ст. 170 АПК РФ).
1.4. В судебный приказ теперь будут включаться подробные сведения о взыскателе: для гражданина-взыскателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания, один из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения); для организации-взыскателя - наименование, адрес, ИНН (п. 3 ч. 1 ст. 229.6 АПК РФ). Ранее в судебном приказе указывались только наименование, место жительства (нахождения) взыскателя (п. 3 ч. 1 ст. 229.6 АПК РФ в старой редакции).
1.5. Изменился состав сведений о должнике, включаемых в исполнительный лист (п. 4 ч. 1 ст. 320 АПК РФ):
- для организации-должника не требуется указывать дату государственной регистрации в качестве юридического лица;
- для организации-должника необходимо дополнительно указать ОГРН;
- для гражданина-должника не требуется указывать дату и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
- для гражданина-должника дополнительно указывается один из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, ОГРН индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения);
- вместо места жительства гражданина-должника можно указать место пребывания;
- место работы гражданина-должника указывается в случае, если оно известно;
- отчество гражданина-должника указывается при его наличии.
2. ГПК РФ
2.1. Изменился состав сведений о должнике, включаемых в заявление о вынесении судебного приказа (п. 3 ч. 2 ст. 124 ГПК РФ):
- ИНН организации-должника необходимо указывать в обязательном порядке (ранее ИНН разрешалось не указывать, если он неизвестен);
- вместо места жительства гражданина-должника можно указать место пребывания;
- серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства больше не является одним из идентификаторов гражданина, указывать их не нужно.
Дополнительно установлено, что если взыскателю неизвестны дата и место рождения должника, один из идентификаторов должника, об этом указывается в заявлении о вынесении судебного приказа и такая информация по запросу суда предоставляется органами Пенсионного фонда РФ, и (или) налоговыми органами, и (или) органами внутренних дел.
2.2. Изменился состав сведений о должнике, включаемых в судебный приказ (п. 4 ч. 1 ст. 127 ГПК РФ):
- вместо места жительства гражданина-должника можно указать место пребывания;
- серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства больше не является одним из идентификаторов гражданина, указывать их не нужно;
- теперь допускается не указывать только место работы, если оно неизвестно.
2.3. В исковом заявлении (п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ):
- можно будет указывать вместо места жительства место пребывания ответчика-гражданина;
- серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства больше не является одним из идентификаторов гражданина, указывать их не нужно;
- ИНН и ОГРН организации-ответчика должны указываться в обязательном порядке (ранее их разрешалось не указывать, если они неизвестны истцу);
Дополнительно установлено, что если истцу неизвестны дата и место рождения ответчика, один из его идентификаторов, об этом указывается в исковом заявлении и такая информация по запросу суда предоставляется органами Пенсионного фонда РФ, и (или) налоговыми органами, и (или) органами внутренних дел.
2.4. В резолютивную часть решения теперь будут включаться наименование ответчика, а также один из его идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения) (ч. 5 ст. 198 ГПК РФ).
3. КАС РФ
Изменился состав сведений о должнике, указываемых в заявлении о выдаче исполнительного листа (пп. 1, 2 ч. 3.2 ст. 353 КАС РФ):
- серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства больше не является одним из идентификаторов физического лица, указывать их не нужно;
- для должника-индивидуального предпринимателя не нужно указывать дату и место государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
- для должника-физического лица необходимо дополнительно указать фамилию, имя и отчество (при наличии), дату и место рождения, место жительства или место пребывания;
- для должника-юридического лица необходимо дополнительно указать наименование, адрес, указанный в ЕГРН, фактический адрес (если он известен).
4. Закон об исполнительном производстве
4.1. Дополнен перечень общедоступных сведений о должнике, содержащихся в банке данных в исполнительном производстве (п. 5 ч. 3 ст. 6.1 Закона об исполнительном производстве): в него включается также ИНН организации-должника.
4.2. Изменился состав сведений о должнике, включаемых в исполнительный документ (п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве):
- можно будет указывать вместо места жительства место пребывания должника-гражданина;
- серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства больше не является одним из идентификаторов гражданина, указывать их не нужно;
- нужно дополнительно указывать место работы (если оно известно);
- ОГРН организации-должника указывается в обязательном порядке (ранее ОГРН разрешалось не указывать, если он неизвестен);
- дополнительно должен быть указан ИНН органа, уполномоченного от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве.
4.3. Установлено, что ФССП в целях установления идентификаторов должника на основании исполнительного документа может запрашивать указанные сведения у соответствующих органов в автоматическом режиме с использованием ГИС. В целях уведомления должника у операторов связи могут запрашиваться номера телефонов должника. Соответствующие органы и организации предоставляют запрошенные сведения в течение 1 суток с момента поступления запроса (ч. 1.2 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
4.4. Предусмотрено, что в случае отсутствия в исполнительном документе одного из идентификаторов должника исполнительный документ возвращается в орган, его выдавший, для оформления надлежащим образом, о чем уведомляется взыскатель (ч. 8 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
III. Принятие ФССП решений в автоматическом режиме
1. Постановление ФССП
1.1. В ст. 14 Закона об исполнительном производстве включена часть 2.2, в соответствии с которой решения ФССП могут приниматься в автоматическом режиме (без участия должностных лиц службы судебных приставов) в форме постановлений ФССП, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью ФССП. Постановления ФССП могут приниматься по вопросам:
- возбуждения исполнительного производства;
- отказа в возбуждении исполнительного производства;
- окончания исполнительного производства (за исключением извещения взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу);
- приостановления исполнительного производства (за исключением приостановления исполнительного производства при обжаловании постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя);
- прекращения исполнительного производства;
- взыскания исполнительского сбора;
- установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов;
- предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа;
- обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также на заработную плату и (иные) доходы должника;
- рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, поданных через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Постановление ФССП направляется лицу, участвующему в исполнительном производстве, в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве для постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.
1.2. Установлено, что постановления ФССП являются исполнительными документами (п. 7 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве).
1.3. Не соответствующее требованиям законодательства РФ постановление ФССП может быть отменено или изменено судебным приставом-исполнителем, ведущим исполнительное производство, по которому принято такое постановление, или вышестоящими по отношению к нему должностными лицами службы судебных приставов (ч. 6 ст. 14 Закона об исполнительном производстве).
1.4. Внесены изменения в правила возбуждения исполнительного производства. В частности, дополнительно установлено, что постановление о возбуждении исполнительного производства принимается ФССП на основании вынесенных исполнительных документов с учетом полученной из ГИС о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате должником в полном объеме в установленный срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ (ч. 1.1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). В этом случае исполнительное производство возбуждается без заявления взыскателя (ч. 5 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительное производство возбуждается без заявления взыскателя также в случаях, если:
- вынесено постановление судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам в случае прекращения исполнительного производства при прекращении алиментных обязательств;
- вынесено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;
- суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляет исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (ч. 5 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
Уточнены сроки возбуждения исполнительного производства. Трехдневный срок, в который должно быть вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, теперь отсчитывается не только от дня поступления исполнительного документа, но и от дня получения из ГИС о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ (ч. 8 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
2. Обжалование (оспаривание) решений ФССП
Постановления ФССП, как и постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), могут быть обжалованы в порядке подчиненности или оспорены в суде (ч. 1 ст. 121 Закона об исполнительном производстве).
2.1. Обжалование в порядке подчиненности
В ст. 123 Закона об исполнительном производстве включена ч. 1.1, в соответствии с которой жалоба на постановление ФССП подается судебному приставу-исполнителю, ведущему исполнительное производство, по которому вынесено постановление. В случае обжалования постановления ФССП об отказе в возбуждении исполнительного производства жалоба подается старшему судебному приставу подразделения судебных приставов
2.2. Оспаривание в суде
2.2.1. Постановления ФССП обжалуются в суд в том же порядке, что и постановления, действия (бездействие) должностных лиц ФССП (ст. 360 КАС РФ), в те же сроки (ч. 3 ст. 219 КАС РФ).
2.2.2. В ч. 6 ст. 38 АПК РФ, ст. 22 КАС РФ включена норма о том, что заявление (административное исковое заявление) об оспаривании решения ФССП, принятого в автоматическом режиме, подается в суд (арбитражный суд) по месту совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо по месту ведения исполнительного производства, по которому принято оспариваемое решение.
2.2.3. Установлено, что административное исковое заявление об оспаривании постановления ФССП не может быть подано в суд по месту жительства (адресу) административного истца (ч. 3 ст. 24 КАС РФ).
2.2.4. Предусмотрено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений ФССП подается в суд в тот же срок, что и административное исковое заявление о признании незаконным решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя (10 дней с момента, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов) (ч. 3 ст. 219 КАС РФ).
IV. Цифровизация
1. Информационное взаимодействие сторон исполнительного производства
1.1. В Закон об исполнительном производстве включена ст. 50.1, регулирующая информационное взаимодействие сторон исполнительного производства. Она, в частности, предполагает информирование лица, являющегося стороной исполнительного производства, о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, в том числе о совершаемых исполнительных действиях и принимаемых мерах принудительного исполнения, направление ему постановлений, иных документов ФССП, судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц службы судебных приставов, подачу заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб должностному лицу службы судебных приставов, а также получение результатов их рассмотрения посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг. Информационное взаимодействие может также осуществляться с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия лицами, участвующими в исполнительном производстве, информационные системы которых подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством РФ. Предусмотрено, что вид электронной подписи и требования к форматам заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в форме электронного документа, а также результатов их рассмотрения в форме электронного документа определяются ФССП.
1.2. Установлено, что постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенное в форме электронного документа, может быть направлено не только через Единый портал государственных и муниципальных услуг, но и с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия либо иными способами, предусмотренными законодательством РФ (ч. 2.1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве).
В ответ на направленное постановление исполняющее его юридическое лицо, направляет в срок, указанный в постановлении, посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (единой системы межведомственного электронного взаимодействия, иными способами, предусмотренными законодательством РФ), уведомление об исполнении постановления в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Требования к формату электронного уведомления об исполнении постановления устанавливаются ФССП. В случае невозможности направить уведомление об исполнении постановления в форме электронного документа, оно направляется на бумажном носителе (ч. 7 ст. 14 Закона об исполнительном производстве).
2. Полномочия представителей
В ст. 54 включены чч. 2.1, 3.1, в соответствии с которыми полномочия представителей организаций и граждан могут быть оформлены в электронном виде с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Документы, которыми оформляются указанные полномочия, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью гражданина, руководителя организации (иного уполномоченного лица). Полномочия представителей в этом случае проверяются судебным приставом-исполнителем посредством единой системы идентификации и аутентификации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
3. Обжалование постановлений ФССП, должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействия)
Предусмотрена возможность подачи в порядке подчиненности жалобы на постановление ФССП, должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), в форме электронного документа (ч. 1 ст. 121 Закона об исполнительном производстве).
4. Уникальный идентификатор начисления по исполнительному производству
4.1. Требования к судебным актам, актам органа, должностного лица о наложении административного штрафа (ч. 1.1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве в старой редакции) распространены на исполнительные документы, содержащие требование о взыскании задолженности по платежам в бюджет, акты органов, должностных лиц, содержащие требование о взыскании денежных средств в пользу бюджетов бюджетной системы РФ. Установлено, что в них, помимо иной обязательной информации, должен быть указан уникальный идентификатор начисления.
4.2. Предусмотрено, что банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, иные органы и организации, через которые производится уплата денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству, не вправе осуществлять перевод денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству при отсутствии указания в документе, на основании которого производится уплата, уникального идентификатора начисления по исполнительному производству (ч. 5 ст. 6.1 Закона об исполнительном производстве).
5. Информационный обмен с банками, налоговыми и иными органами
Эти изменения вступают в силу с 17 декабря 2022 г. (п. 2 ст. 7 Закона N 417-ФЗ).
5.1. Установлено, что информационный обмен ФССП с банками и иными кредитными организациями, налоговыми органами, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на имущество, осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Запрашиваемая ФССП, судебным приставом-исполнителем информация предоставляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в течение 3 дней со дня получения запроса (чч. 9, 10 ст. 69 Закона об исполнительном производстве). Ранее этот срок составлял 7 дней (ч. 10 ст. 69 Закона об исполнительном производстве в старой редакции).
5.2. Внесены изменения в ч. 4 ст. 21.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". В том числе:
- сокращены сроки, в течение которых информация о платеже направляется банками и иными организациями в ГИС о государственных и муниципальных платежах, теперь это должно осуществляться в режиме реального времени, не позднее одного часа после приема к исполнению соответствующего распоряжения;
- при наличии в распоряжении о переводе денежных средств уникального идентификатора начисления, при его приеме к исполнению в режиме реального времени запрашивается информация, необходимая для уплаты, в ГИС о государственных и муниципальных платежах.
V. Прочие вопросы
1. Органы принудительного исполнения
Внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации". В соответствии с новой редакцией ст. 6.3 этого закона могут создаваться специализированные территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня. Согласно ч. 13.1 ст. 33 Закона об исполнительном производстве исполнительные действия и меры принудительного исполнения в рамках исполнения исполнительных документов, которое возложено на специализированный территориальный орган принудительного исполнения межрегионального уровня, совершаются и применяются на всей территории РФ.
2. Извещение взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу
2.1. Уточнены понятия, используемые в ст. 46 Закона об исполнительном производстве. Теперь вместо возвращения исполнительного документа взыскателю, взыскатель извещается о невозможности взыскания по исполнительному документу путем направления постановления об окончании исполнительного производства или постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа. Постановление об окончании исполнительного производства выносится в случае поступления исполнительного документа в форме электронного документа. Постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа выносится в случае поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов на бумажном носителе (ч. 3 ст. 46 Закона об исполнительном производстве).
2.2. Из числа оснований извещения взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу исключено поступление заявления взыскателя (п. 1 ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве в старой редакции). Одновременно в качестве самостоятельного основания окончания исполнительного производства в п. 10 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве поименована подача взыскателем заявления об окончании исполнительного производства.
2.3. В ст. 47 Закона об исполнительном производстве включена ч. 2.1, применяющееся при поступлении исполнительного документа в электронном виде. Тогда при окончании исполнительного производства в связи с извещением взыскателя о невозможности взыскания, основание невозможности взыскания по исполнительному документу, период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, и взысканная сумма, если имело место частичное исполнение требований исполнительного документа, указываются в постановлении об окончании исполнительного производства (при поступлении исполнительного документа на бумажном носителе эти сведения указываются непосредственно в этом документе).
3. Обращения в ФССП
В Закон об исполнительном производстве включена норма, в соответствии с которой при поступлении заявления, ходатайства, не содержащих просьб о совершении конкретных исполнительных действий, применении мер принудительного исполнения в рамках исполнительного производства, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает их в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
4. Временное ограничение на выезд должника из РФ
Предусмотрена возможность отмены временного ограничения на выезд должника из РФ в автоматическом режиме. В соответствии с ч. 7 ст. 67 Закона об исполнительном производстве ФССП, получив из ГИС о государственных и муниципальных платежах информацию об уплате задолженности по исполнительному документу, в автоматическом режиме осуществляет проверку достаточности указанной уплаты и при подтверждении ее достаточности принимает постановление о снятии временного ограничения на выезд должника из РФ. При возникновении иных оснований для снятия ограничения и отсутствия технической возможности снятия ограничения ФССП в автоматическом режиме постановление о снятии временного ограничения на выезд должника из РФ выносит судебный пристав-исполнитель.
В случае снятия временного ограничения на выезд должника из РФ ФССП уведомляет должника о снятии ограничения путем направления постановления с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций. При невозможности уведомления должника указанным способом копия постановления направляется судебным приставом-исполнителем должнику не позднее дня, следующего за днем его вынесения (ч. 11 ст. 67 Закона об исполнительном производстве).
Бадалян Юлия
эксперт компании "Гарант"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.