О результатах проверки законности задержаний и арестов подозреваемых таможенными органами за 1998 год см. письмо ГТК РФ от 5 февраля 1999 г. N 11-03/1043
Указанием ГТК России от 23.10.97 г. за N 11-02/2148 "О необходимости предоставления в вышестоящие таможенные органы спецсообщений о задержаниях и аресте подозреваемых" всем начальникам нижестоящих таможенных органов предлагалось не реже 2-х раз в год проводить целевые проверки полноты и правильности учета, обоснованности и законности задержаний и арестов подозреваемых, обвиняемых при проведении дознания таможенными органами.
РТУ по БТП проанализированы результаты целевых проверок законности задержаний и арестов подозреваемых таможенными органами за первое полугодие 1998 года, которые показали, что число задержаний и арестов подозреваемых, по сравнению с 1997 годом, сократилось.
Общее количество задержанных таможенными органами РФ, подозреваемых в совершении преступлений за 6 месяцев 1998 года, составило 222 человека (в 1997 году - 264 человека), из них заключено под стражу 106 человек (в 1997 году - 107 человек).
(Итог: число задержанных сократилось по сравнению с 1997 годом на - 42 человека, что составляет 16%, арестованных - на 1 человека, что составило 0,3%).
В КТУ (за 6 месяцев 1997 года было задержано - 29 человек, в 1998 году за этот же период - 17); ДВТУ (1997 г. - 23, 1998 г. - 17); ДТУ (1997 г. - 10, 1998 г. - 5); ВСТУ (1997 г. - 5, 1998 г. - 1); в ТТУ, МТУ, БТУ, Внуковской таможне в первом полугодии 1998 года не было произведено ни одного задержания, на основании чего можно сделать вывод о том, что многие таможни по-прежнему грубо нарушают требования уголовно-процессуального законодательства и нормативных актов ГТК России, самоустраняясь от выполнения своих функций по задержанию и аресту подозреваемых, несмотря на то, что в большинстве случаев при проведении дознания имеется достаточно законных оснований для осуществления не только задержания подозреваемого в порядке ст.122 УПК РСФСР, но и ареста.
Все это приводит к тому, что в значительной части такие уголовные дела прекращаются или приостанавливаются следственными органами.
Так, в письме Московского авиатранспортного прокурора от 12 октября 1998 года за N 21-98 прямо указывается на то, что Внуковской таможней с 1996 года не задерживалось ни одного человека в порядке ст.122 УПК РСФСР, в связи с чем большое количество ранее возбужденных таможней уголовных дел было приостановлено производством из-за отсутствия лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых, либо прекращено по основаниям ст.6 УПК РСФСР в связи с их выездом за пределы РФ и невозможностью привлечения последних к уголовной ответственности.
Кроме того, таможни при составлении статистических отчетов формы 1 раздела 3 (далее ф.1 р.3) допускают грубые нарушения, ошибочно указывая в последних неправильные сведения о произведенных задержаниях и арестах.
В статистическом отчете за апрель 1998 года по ф.1 р.3 Самарской таможней (ПТУ) ошибочно указаны сведения о том, что в отношении пяти задержанных лиц была избрана мера пресечения - арест, в действительности в отношении этих лиц была избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу.
Печорская таможня (СЗТУ) при составлении в марте 1998 года статистического отчета по ф.1 допустила ошибку, указав в р.3 всего 1-го задержанного, вместо 3-х.
Наушкинская таможня (ВСТУ) при составлении в мае 1998 года отчета по ф.1 в р.3 ошибочно указала 1 человека в качестве задержанного в порядке ст.122 УПК РСФСР, тогда как задержаний в этой таможне в первом полугодии 1998 года не было вообще.
Помимо этого многие таможни регионов своевременно не предоставляют в оперативные таможни и РТУ по БТП спецсообщения о задержаниях и арестах подозреваемых. Так, Новороссийская таможня направила сведения о задержании 2-х человек в ОД СКОТ только к 1.09.98 г., хотя последние были задержаны в первом полугодии.
Перечисленные ошибки в отчетности и несвоевременное представление спецсообщений о задержаниях и арестах подозреваемых не только искажают установленную статистическую отчетность, но и препятствуют осуществлению надлежащего контроля за обоснованностью и законностью произведенных задержаний и арестов.
Целевые проверки законности и обоснованности задержаний и арестов подозреваемых, обвиняемых при проведении дознания таможенными органами оперативными таможнями и РТУ проведены формально и поверхностно.
Так, во многих отчетах (КТУ, СКТУ, СЗТУ, ДВТУ, ВСТУ, ПТУ), которые были предоставлены в РТУ по БТП оперативными таможнями и региональными таможенными управлениями, содержались недостоверные сведения о количестве задержанных и арестованных лиц в ходе проведения дознания таможенными органами.
Из этого следует вывод о некачественном проведении целевых проверок и, в частности о том, что по многочисленным случаям задержаний и арестов подозреваемых проверка обоснованности и законности принятия таких процессуальных решений осуществлена не была.
В целях недопущения в работе отделов дознания подобных нарушений, а также обеспечения законности в деятельности таможенных органов и недопущения уклонения правонарушителей от уголовной ответственности, предлагаю:
1. Начальникам оперативных таможен РТУ провести работу по незамедлительному внесению достоверных сведений в текущие отчеты ф.1 р.3, а также по разъяснению требований Приказа ГТК России N 795 от 27.12.96 г. "Об утверждении отчетности" и Методического письма РТУ по БТП от 8.01.97 г. N 26-08/22 "Об отчетности о работе подразделений дознания", в котором указывается, что в случаях, когда уголовное дело передается по подследственности в следственные органы или прокуратуру в течение срока, на который задержано лицо, подозреваемое в совершении преступления, и таможенный орган не располагает сведениями о дальнейшей судьбе задержанного, раздел 3 формы 1 должен сопровождаться соответствующим примечанием.
Приказом ГТК РФ от 16 мая 2003 г. N 529 вышеназванный приказ признан утратившим силу
2. РТУ и оперативным таможням продолжать проводить целевые проверки в порядке контроля за законностью и обоснованностью задержаний и арестов подозреваемых, о результатах информировать ООД РТУ по БТП ГТК России не реже 2-х раз в год.
3. В каждом конкретном случае прекращения или приостановления уголовных дел, если причиной такого решения было непринятие мер по задержанию подозреваемого либо нарушение подозреваемым, обвиняемым подписки о невыезде или иной меры пресечения, не связанной с лишением свободы, проводить служебные проверки на предмет законности и обоснованности действий должностных лиц таможенных органов, не обеспечивших принятие установленных УПК РСФСР мер к правонарушителю.
Начальник Управления
полковник таможенной службы |
С.Н.Трофимюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ГТК РФ от 30 ноября 1998 г. N 11-03/8870 "Анализ обобщения проверок законности задержаний и арестов подозреваемых таможенными органами за первое полугодие 1998 года"
Текст письма официально опубликован не был