У предприятия на ОСНО на 08.07.2021 на забалансовом счете числятся импортные мониторы. Мониторы морально и физически устарели. Предприятие планирует утилизировать их. Считается ли утилизация старых мониторов продажей для целей прослеживаемости? Необходимо ли будет отчитываться по данной операции в ИФНС как по операциям с прослеживаемыми товарами?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Положение о прослеживаемости не содержит каких-либо исключений для ситуации списания активов (основных средств, запасов, товаров), которые хоть и имелись в наличии в остатках на 08.07.2021, но не предназначены для дальнейшего оборота, а подлежат утилизации (иному выбытию без перехода права собственности).
Поэтому формально организации перед списанием импортных мониторов, которые находились в собственности на 08.07.2021, необходимо сначала получить на них РНПТ и тем самым осуществить ввод в систему прослеживаемости (на основании Уведомления об остатках, подаваемого в налоговый орган) и в этом же периоде необходимо отразить выбытие из системы прослеживаемости (на основании Отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости).
По нашему мнению, мониторы, в отношении которых принято решение о передаче на утилизацию, признаются отходами производства и потребления. И поэтому в отношении таких мониторов вообще не нужно подавать ни Уведомления об остатках, ни Отчета об операциях с Товарами.
Каких-либо разъяснений по данному вопросу не обнаружено.
Обращаем внимание, что до 01.07.2022 установлен своего рода мораторий на привлечение к административной ответственности за ошибки при обороте Товарами (в т.ч. за неподачу Уведомления об остатках и оформление ликвидации Товаров без указания этой операции в Отчете).
Обоснование вывода:
Для начала отметим, что Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 N 1108 "Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров" (далее - Положение о прослеживаемости) не содержит каких-либо специальных норм, касающихся товаров, подлежащих прослеживаемости, которые приобретены (в т.ч. до введения системы прослеживаемости) для использования в качестве основных средств или малоценных необоротных активов, учитываемых за балансом.
Для целей системы прослеживаемости товары, подлежащие прослеживаемости, - это любые когда-либо ввезенные на территорию РФ активы (независимо от их учета - на балансе или за балансом), имеющиеся в собственности у организации или ИП на момент вступления в силу акта Правительства РФ, утверждающего перечень (изменения в перечень, предусматривающие включение товаров в перечень) или приобретаемые организацией или ИП (независимо от цели приобретения) после вступления в силу такого акта.
Дело в том, что под "товаром, подлежащим прослеживаемости" (далее - Товар), понимается имущество, находящееся в собственности участника оборота товаров, код которого указан в настоящее время в Перечне, утвержденном постановлением правительства РФ от 01.07.2021 N 1110 (далее - Перечень), который вступил в силу 08.07.2021. В каком статусе находится это имущество (как товар, основное средство, запасы и т.п., собственные активы, учитываемые на забалансовых счетах), не имеет значения.
Поэтому формально на организацию распространяется требование о представлении Уведомления об остатках в отношении Товаров (мониторов), приобретенных ею до 08.07.2021, в т.ч. на территории РФ у российских поставщиков*(1).
Срок представления такого Уведомления не установлен и предполагается, что оно должно подаваться перед совершением операции с товарами, подлежащими прослеживаемости.
Одной из таких операций является прекращение прослеживаемости Товаров. В соответствии с п. 4 Положения о прослеживаемости прослеживаемость Товара прекращается, в частности, в случае выбытия Товаров, не связанного с реализацией, в результате которого у участника оборота товаров прекращается право собственности на товары (в результате захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения, безвозвратной утраты товаров вследствие действия непреодолимой силы, конфискации).
При этом налогоплательщики НДС, совершающие операции с Товарами, обязаны представлять отчеты об операциях с Товарами в случаях, предусмотренных в абзаце 3 п. 33 Положения о прослеживаемости, в т.ч. в случае утилизации Товаров. Отчет представляется в отношении операций, совершенных в отчетном периоде (квартал), в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Таким образом, формально организации придется сначала подать Уведомление об остатках мониторов в целях присвоения им налоговым органом реквизитов прослеживаемости (РНПТ), а затем - подать Отчет об операциях с Товарами в целях отражения прекращения прослеживаемости мониторов. Положение о прослеживаемости не содержит специальных норм, позволяющих не уведомлять об остатках Товаров, в отношении которых принято решение о ликвидации, списании.
После принятия решения о ликвидации мониторов организации необходимо:
- сформировать опись мониторов (с указанием наименования, а также их стоимости (без НДС) и с обязательным определением их кода ТН ВЭД ЕАЭС на уровне 10 первых знаков и кода ОКПД 2 (не обязателен));
- на основании этой описи заполнить Уведомление об остатках.
После получения Уведомления об остатках налоговый орган присвоит РНПТ указанным в нем мониторам.
Далее, при списании мониторов (в результате захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения, безвозвратной утраты товаров вследствие действия непреодолимой силы, конфискации), организации придется подать Отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.
В то же время возможна и другая точка зрения - мониторы, в отношении которых принято решение об их списании в связи с необходимостью передачи на утилизацию, признаются отходами производства и потребления*(2). И в отношении таких мониторов вообще не нужно подавать ни Уведомления об остатках, ни Отчета об операциях с Товарами.
Административная ответственность за ошибки при обороте Товарами (в т.ч. за неподачу Уведомления об остатках и оформление ликвидации Товаров без указания этой операции в Отчете) не должна применяться до 01.07.2022 (смотрите Проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (подготовлен Минфином России 12.07.2021)).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга
Ответ прошел контроль качества
7 сентября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В Положении о прослеживаемости нет специальных норм относительно места и даты приобретения имущества, имеющегося в остатках на дату вступления в силу Перечня или изменений к нему.
*(2) Отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом N 89-ФЗ (абзац 2 ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
Складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения признается "накоплением отходов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"