Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 19878-8 "О внесении изменений в статьи 5.2 и 6.9 Федерального закона "О государственной социальной помощи"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 5.2 и 6.9 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (далее - проект федерального закона) подготовлен в целях совершенствования законодательства об использовании сведений об имуществе, находящегося в собственности граждан, для предоставления мер социальной поддержки с учетом критериев нуждаемости.
Принятие проекта федерального закона позволит:
1) выявлять граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и соответствующих имущественным критериям, определяемым в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление отдельных мер социальной поддержки;
2) информировать граждан о возможности получения ими мер социальной поддержки в соответствии с их жизненной ситуацией;
3) существенно сократить сроки предоставления гражданам мер социальной поддержки за счет оптимизации межведомственного взаимодействия;
4) принимать эффективные решения на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях при введении новых мер социальной поддержки, в том числе размеров, категорий и условий предоставления, за счет наличия необходимой информации;
5) обеспечивать реализацию мер социальной поддержки в целях недопущения снижения в реальном выражении доходов низкодоходных групп граждан и обеспечения их роста;
6) проводить анализ и мониторинг влияния государственной поддержки на положение нуждающихся граждан, в том числе изменения жизненной ситуации граждан после получения ими мер социальной поддержки (в настоящее время отсутствует информация о том, как, например, изменилась ситуация у гражданина после заключения социального контракта, получения выплат).
Законопроектом предлагается для выявления и учета граждан, нуждающихся в получении мер социальной поддержки, реализовать механизм, при котором процесс расчета среднедушевого дохода на члена семьи и оценка имущественной обеспеченности в целях определения нуждаемости будет формироваться посредством Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее - ЕГИССО), содержащей сведения, обрабатываемые Пенсионным фондом Российской Федерации, на основании данных, предоставляемых Федеральной налоговой службой (в части подпунктов "л" (за исключением страховых взносов), "л.1", "л.2" пункта 1 части 4 статьи 6.9 Федерального закона "О государственной социальной помощи"), Министерством внутренних дел Российской Федерации (в части подпункта "ф" пункта 1 части 4 статьи 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи") и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (в части подпункта "у" пункта 1 части 4 статьи 6.9 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
В связи с этим законопроектом вводится новая задача ЕГИССО, направленная на обеспечение процесса выявления граждан, нуждающихся в получении мер социальной защиты (поддержки), на основании соответствующих критериев (например, необходимых для отнесения к категории нуждающихся и(или) малоимущих семей (малоимущих одиноко проживающих граждан), установленных нормативными правовыми актами, регулирующими порядок и условия предоставления соответствующих мер).
При этом в настоящее время уровень доходов граждан, количество граждан, находящихся за чертой бедности, определяется на основе выборочных статистических наблюдений Росстата, доходы и имущественное положение учитываются в статистических данных на основании неподтвержденной информации, которая записывается со слов граждан и может использоваться только для косвенного анализа влияния мер поддержки на уровень бедности.
В соответствии с законопроектом выявление потенциальных получателей мер социальной защиты (поддержки) на основании обработки сведений о доходах и имуществе будет осуществляться по критериям нуждаемости (учет доходов, имущества) для предоставления конкретной меры социальной защиты (поддержки), установленной нормативными правовыми актами соответствующего уровня власти, независимо от категории, к которой относится гражданин, и от получения им других мер социальной защиты (поддержки).
Принятие законопроекта также позволит персонифицировано информировать граждан о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), которое осуществляется с согласия гражданина.
В соответствии с частью 8 статьи 6.9 Федерального закона "О государственной социальной помощи" порядок направления сведений в ЕГИССО, порядок обработки информации в ЕГИССО, а также порядок предоставления доступа к сведениям, содержащимся в ЕГИССО определяется Положением о ЕГИССО, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 1342 "О Единой государственной информационной системе социального обеспечения" (далее - Положение о ЕГИССО). Отмечаем, что ЕГИССО обеспечивает доступ органов власти (органов местного самоуправления) к актуальной информации о мерах социальной защиты (поддержки), оказываемых из бюджетов всех уровней (федерального, регионального, муниципального), в том числе в отношении отдельно взятого человека.
Такой доступ органов власти к сведениям ЕГИССО, в том числе сведениям о гражданах в составе семей, нуждающихся в получении мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания, иных социальных гарантий и выплат, обеспечивается только в целях предоставления мер социальной поддержки в пределах установленных законодательством полномочий данных органов. Состав таких сведений также будет определен в Положении о ЕГИССО.
Иным органам власти, государственным внебюджетным фондам такой доступ обеспечивается только к аналитической отчетности, содержащейся в ЕГИССО.
Законопроектом предусмотрено уточнение перечня информационных систем, сведения из которых могут направляться в ЕГИССО. В Положении о ЕГИССО во исполнение проектируемых норм будет уточнен порядок и состав получения сведений о гражданах, их доходах и имуществе, имеющихся в распоряжении ФНС России, МВД России и Росреестра, так как перечень информационных систем соответствующих операторов регулярно меняется по мере развития информационных технологий, что требует внесения изменений в акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
При этом получение сведений о движимом, недвижимом имуществе будет осуществляться только по семьям (одиноким физическим лицам), у которых среднедушевой доход ниже уровня, установленного Правительством Российской Федерации.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация соответствующего федерального закона не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлечет дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 5.2 и 6.9 Федерального закона "О государственной социальной помощи"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 5.2 и 6.9 Федерального закона "О государственной социальной помощи" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 5.2 и 6.9 Федерального закона "О государственной социальной помощи"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 5.2 и 6.9 Федерального закона "О государственной социальной помощи" потребуется принятие постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 1342 "О Единой государственной информационной системе социального обеспечения".
Основание - статья 1 законопроекта.
Срок подготовки: 30 дней с даты принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель: Пенсионный фонд Российской Федерации.
Цель принятия данного постановления и краткое описание:
определение порядка поступления в Единую государственную информационную систему социального обеспечения сведений об имуществе, находящегося в собственности у гражданина на определенную дату, а также обработки и использования указанных сведений.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 5.2 и 6.9 Федерального закона "О государственной социальной помощи"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 5.2 и 6.9 Федерального закона "О государственной социальной помощи" потребует внесения изменений в:
1) статью 7.2 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" от 21 марта 1991 г. N 943-1.
Обоснование: статья 6.9 проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи".
Ответственный исполнитель: Минфин России.
Срок подготовки: IV квартал 2021 г.
2) статью 102 "Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ.
Обоснование: статья 6.9 проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи".
Ответственный исполнитель: Минфин России.
Срок подготовки: IV квартал 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.