В обществе с ограниченной ответственностью планируется смена редакции устава. Изначально данное мероприятие планировалось осуществить в январе 2019 года, были подготовлены необходимые документы, новая редакция устава и решение единственного участника об утверждении новой редакции устава от 24.01.2019, однако регистрация не была завершена по внутренним причинам общества. На данный момент принято решение вновь вернуться к данному вопросу и провести процедуру регистрации новой редакции устава. Состав участников ООО с 2019 года не менялся, изменения не связаны со сменой наименования или места нахождения, касаются отдельных положений устава.
Возможно ли провести регистрацию новой редакции устава с решением единственного участника от 24.01.2019? Каков алгоритм осуществления данной процедуры?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
На государственную регистрацию изменений в устав общества в настоящее время может быть представлено решение единственного участника, принятое 24.01.2019.
О порядке государственной регистрации изменений в устав общества смотрите ниже.
Обоснование вывода:
Изменения, внесенные в устав общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО, общество), подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном главой VI Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации).
Анализ положений главы VI Закона о госрегистрации (ст. 17-18) показывает, что закон не устанавливает конкретных (предельных) сроков подачи документов на государственную регистрацию изменений в устав общества с момента принятия соответствующего решения учредителем (участником) ООО. В этой связи следует учитывать, что изменения в устав приобретают силу с момента их государственной регистрации именно для третьих лиц, но не для самих участников корпорации (п. 6 ст. 52 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО)). Поэтому принятие решения о государственной регистрации изменений в уставе общества находится в волевой сфере, зависит от волеизъявления самого заинтересованного лица. К такому решению заинтересованное лицо может прийти сразу после внесения изменений в устав либо спустя определенное, не ограниченное законом время.
Таким образом, по нашему мнению, на государственную регистрацию изменений в устав общества в настоящее время может быть представлено решение единственного участника, принятое 24.01.2019*(1).
Помимо самого решения единственного участника ООО о внесении изменений в устав общества, на государственную регистрацию должны быть представлены также:
- изменения, вносимые в устав или устав общества в новой редакции (подп. "в" п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации);
- документ об уплате государственной пошлины в размере 800 рублей (подп. "г" п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации, подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ), за исключением случаев, когда государственная пошлина не уплачивается*(2);
- заявление о государственной регистрации по форме N Р13014, утвержденной приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ (подп. "а" п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации).
В пункте 2 заявления "Причина представления заявления" проставляется цифровое значение 1 (внесение изменений в учредительный документ юридического лица и (при необходимости) изменение сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ). Далее в пункте 2 заявления необходимо указать, в какой форме внесены изменения в учредительный документ: если учредительный документ представлен в новой редакции, проставляется цифровое значение 1; если представлены изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, проставляется цифровое значение 2 (п. 76 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ (далее - Требования).
Остальные разделы заявления, а также листы, прилагаемые к заявлению, заполняются в зависимости от того, с какими именно изменениями учредительных документов и (при необходимости) с какими именно сведениями ЕГРЮЛ связано представление такого заявления. Если изменяются сведения, отражение которых не предусмотрено в утвержденных листах к форме N Р13014, то заполнению подлежит страница 001 заявления и лист И указанного заявления "Сведения о заявителе" (разъяснения специалистов ФНС России).
Незаполненные (пустые) листы, а также полностью незаполненные (пустые) страницы многостраничных листов формы заявления в состав представляемого в территориальный орган ФНС России заявления включать не требуется (п. 18 Требований).
Заявителем при регистрации изменений может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (директор, генеральный директор, президент) или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, например управляющий (подп. "а" п. 1.3 ст. 9 Закона о госрегистрации).
Подлинность подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая направления документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и ИНН (при его наличии) (п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации).
Если документы подаются в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр представителем, к документам должна быть приложена нотариально удостоверенная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована нотариально (п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации).
Документы подаются в регистрирующий орган любым из способов, указанных в п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации:
- направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения (п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации);
- представляются непосредственно в регистрирующий орган (п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации);
- представляются через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ, многофункциональный центр) (п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации);
- направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, с использованием интернет-сервиса "Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", размещенного на сайте ФНС России, или мобильного приложения, или единого портала государственных и муниципальных услуг (абзац четвертый п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации, п. 5 Порядка взаимодействия с регистрирующим органом..., утвержденного приказом ФНС России от 12.11.2020 N ЕД-7-14/743@);
- по просьбе заявителя представляются в регистрирующий орган нотариусом. Документы направляются в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, с использованием интернет-сервиса, размещенного на сайте ФНС России, или с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия и подключенной к ней единой информационной системы нотариата (абзац пятый п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации, п. 5 Порядка взаимодействия с регистрирующим органом).
По общему правилу регистрация осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица (п. 1 ст. 18 Закона о госрегистрации). Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 18 Закона о госрегистрации). По результатам регистрации выдаются документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ (форма N Р50007 "Лист записи ЕГРЮЛ", утвержденная приказом ФНС России от 06.11.2020 N ЕД-7-14/794@), и изменения в учредительный документ (или новая редакция учредительного документа) с отметкой регистрирующего органа (п. 3 ст. 11 Закона о госрегистрации).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр
Ответ прошел контроль качества
11 мая 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отдельно отметим, что Президиум ВС РФ утвердил 25.12.2019 Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах. В п. 3 этого обзора говорится, что требование о нотариальном удостоверении, содержащееся в подп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ, распространяется также на решение единственного участника.
Согласно п. 3 ст. 67.1 ГК РФ принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения посредством очного голосования и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении ООО путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.
Следовательно, все решения единственного участника ООО также необходимо заверять в нотариальном порядке, если только в обществе не установлен альтернативный способ заверения таких решений.
Однако такое требование обязательно только для решений единственного участника ООО, принятых после 25.12.2019. Решения, которые он издал до этой даты, действительны без нотариального заверения (определение ВС РФ от 30.12.2019 N 306-ЭС19-25147), за исключением, конечно, решений об увеличении уставного капитала (п. 3 ст. 17 Закона об ООО).
*(2) При направлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, необходимых для совершения регистрационных действий, в форме электронных документов государственная пошлина не уплачивается (подп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ). Это касается подачи документов через сайт ФНС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг, а также через МФЦ или нотариуса (информация ФНС России от 15.01.2019, письма ФНС России от 18.07.2019 N ГД-4-19/14001@, Минфина России от 16.04.2019 N 03-05-04-03/26952, от 21.10.2020 N 03-05-04-03/91632, разъяснения специалистов ФНС России).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.