Как осуществляется зачет аванса по госконтракту по Закону N 44-ФЗ, если сам контракт соответствующих условий не содержит? Возможно ли осуществлять зачет аванса пропорционально выполнению? Если заказчиком перечислен аванс в размере 20% от стоимости контракта, а выполнение контракта разбито на этапы, то можно ли сумму аванса также разбить на этапы и зачитывать пропорционально выполнению, при этом выставлять счета на оплату работ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок зачета аванса по государственному контракту законодательством специально не урегулирован, он должен быть установлен условиями контракта. Если контракт не содержит однозначных указаний по данному вопросу, порядок зачета аванса может быть определен путем толкования условий договора в совокупности.
В судебной практике отражена позиция, согласно которой при отсутствии в контракте указаний о порядке зачета аванса, выплаченного в отношении исполнения контракта в целом, пропорционально, по мере приемки исполнения по частям, в счет погашения аванса должна зачитываться вся стоимость принимаемого исполнения.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Относительно выплаты аванса Закон N 44-ФЗ содержит отдельные разнородные указания*(1).
Так, согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа. При этом если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены такого этапа.
В п. 2 ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ указывается, что если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса, для контрактов, заключаемых с субъектами малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам закупки, проводившейся исключительно среди таких субъектов, размер обеспечения исполнения устанавливается от цены, по которой заключается контракт (ч. 6.2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 13 ст. 37 Закона N 44-ФЗ не допускается выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, в отношении которого применены антидемпинговые меры, предусмотренные чч. 1 и 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ.
Порядок зачета аванса при последующей оплате поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг Закон N 44-ФЗ не регулирует.
Очевидно, что порядок зачета аванса также является частью порядка оплаты, а потому в силу п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ также должен быть установлен условиями контракта. На это указывается в письме Минфина России от 03.10.2019 N 24-03-07/76080, где также указывается, что поскольку порядок уплаты как условие, подлежащее включению в контракт в силу закона, является существенным условием контракта (п. 1 ст. 432 ГК РФ), а потому на основании ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ может быть изменен только в случаях, предусмотренных законом (решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2017 N А40-148023/17-149-1430, постановление Шестого ААС от 11.11.2019 N 06АП-5976/19, постановление АС Северо-Западного округа от 23.05.2017 N Ф07-3164/17).
Соответственно, порядок зачета аванса должен быть предусмотрен условиями контракта.
Заметим, что согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом в первую очередь принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений, однако если буквальное значение условия договора неясно, его значение устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. А если и это не позволяет определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора и принимая во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Отсюда следует, что если даже контракт не регулирует порядок зачета аванса напрямую, такой порядок может быть определен исходя из совокупности косвенных указаний.
В связи с этим еще раз обратим внимание, что согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены такого этапа. Отсюда само по себе следует, что окончательная оплата по каждому этапу должна осуществляться с учетом (зачетом) выплаченного аванса. Соответственно, если основной текст контракта не содержит условий о порядке зачета аванса, такое условие может фактически содержаться, например, в графике платежей, если такой предусмотрен контрактом и указывает на непосредственно суммы выплат по мере предполагаемой приемки исполнения по контракту заказчиком.
Если же контракт не содержит указаний относительно зачета аванса вовсе, то возникает вопрос о толковании вышеприведенной нормы. Оно может быть истолковано и таким образом, что поскольку в ней говорится о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта, то это предполагает, что выплата каждого следующего аванса возможна только в том случае, если заказчик уже провел приемку той части исполнения контракта, в отношении которой был выплачен аванс. Отсюда можно сделать вывод, что если аванс выплачивался в отношении не этапа, а исполнения контракта в целом, то и зачитываться он может только в отношении всей стоимости такого исполнения, до его погашения, то есть превышения стоимости принятого исполнения над размером аванса. Видимо, именно на этом основаны немногочисленные найденные нами примеры судебной практики, в которых суды признавали недействительным внесение в контракт дополнительными соглашениями условия о зачете аванса, выплаченного в отношении исполнения контракта в целом, из каждого последующего платежа пропорционально его сумме и проценту аванса от цены контракта, мотивируя это в том числе тем, что "такой способ зачета авансового платежа предполагает обязанность заказчика оплачивать фактически выполненные подрядчиком последующие работы при наличии ранее перечисленного заказчиком и неосвоенного подрядчиком аванса" (постановление Восемнадцатого ААС от 20.01.2021 N 18АП-15506/20, постановление Одиннадцатого ААС от 01.09.2020 N 11АП-10076/20, постановление Одиннадцатого ААС от 12.05.2020 N 11АП-4407/20). Отсюда следует, что при отсутствии в контракте указаний о порядке зачета аванса, выплаченного в отношении исполнения контракта в целом, в счет погашения аванса должна зачитываться вся стоимость принимаемого исполнения до превышения ею размера аванса.
Хотя, заметим, в том случае, когда контракт изначально предусматривал зачет аванса по частям по мере приемки исполнения по частям пропорционально размеру аванса в процентах от цены контракта, суды рассматривали споры по таким контрактам, не указывая на незаконность такого условия (постановление Шестого ААС от 02.02.2017 N 06АП-6519/16, постановление Двенадцатого ААС от 06.07.2017 N 12АП-6403/17). Возможно, в этом случае суды исходили из приоритета поддержания стабильности гражданских правоотношений и неизменности условий контракта, изначально определенных в документации о закупке, по итогам которой он был заключен.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
3 марта 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Кроме того, ограничения по размеру авансовых платежей при заключении контрактов для получателей бюджетных средств определяет каждое публично-правовое образование - муниципалитет, регион, Российская Федерация, а в силу чч. 3.11-1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и ч. 16.1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ эти указания должны применять и автономные и бюджетные учреждения.
На федеральном уровне ограничения по установлению в контрактах авансовых платежей предусмотрены:
- пп. 18-20 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496;
- пп. 3 и 4 постановления Правительства РФ от 23.01.2021 N 39.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"