Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1163568-7 "О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части уточнения положений о договоре страхования)"
Досье на проект федерального закона
Законопроект нацелен на совершенствование ряда положений главы 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), которая на протяжении 25 лет практически не подвергалась изменениям, несмотря на то, что за истекший период существенным образом изменились социально-экономические отношения и надзор в сфере страхования, а также несмотря на то, что в общую часть обязательственного права (раздел III ГК РФ) в 2013-2015 гг. были внесены изменения концептуального характера.
Законопроект прежде всего предполагает изменение подхода к характеру личного страхования. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 927 ГК РФ договор личного страхования является публичным договором, в свою очередь статья 426 ГК РФ называет публичным договором договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратился. Это означает, что публичный характер договора не ставится в зависимость от объекта будущего обязательства. Задача конструкции публичного договора состоит в защите интересов так называемой слабой стороны правоотношения, то есть той стороны, которая не обладает достаточными переговорными возможностями.
К настоящему времени в отечественной доктрине сложилось четкое представление о том, что упоминание в статье 927 ГК РФ о публичном характере договора личного страхования оказалось ошибочным. Каждый договор личного страхования является уникальным, индивидуальным, так как степень страхового риска и условия договора естественным образом зависят от личных характеристик застрахованного лица (его возраста, состояния его здоровья и т.п.). Более того, в ряде случаев (прежде всего связанных с состоянием здоровья человека) понудить страховщика к заключению договора абсолютно невозможно. Действующая норма препятствует развитию института личного страхования, формированию различных пакетов страховых услуг для граждан, в связи с чем законопроект предполагает исключение абзаца второго пункта 1 из статьи 927 ГК РФ.
Кроме того, законопроект модернизирует институт страхования ответственности. В действующем ГК РФ представлены страхование ответственности за причинение вреда (статья 931 ГК РФ) и страхование ответственности за нарушение договоров (статья 932 ГК РФ).
Однако, во-первых, на практике многие договоры страхования ответственности объединяют оба этих вида (страхование ответственности перевозчиков, нотариусов, оценщиков и т.д.). В таких случаях при заключении договора страхования обе стороны исходят из того, что возможная ответственность может носить как договорную, так и деликтную природу.
Во-вторых, к настоящему времени устарел подход, в соответствии с которым страхование риска ответственности за нарушение договора допускается исключительно в случаях, предусмотренных законом. Допущение возможности страхования договорной ответственности в любых случаях отвечало бы задачам обеспечения устойчивости гражданского оборота, создавало бы дополнительные гарантии для интересов кредиторов страхователя. В особенности важным такое допущение становится для развития корпоративных отношений, применительно к которым имеет большое значение создание дополнительных гарантий для хозяйственных обществ и их участников на случай неразумного или недобросовестного осуществления прав и обязанностей лицами, выполняющими функции единоличных исполнительных органов (директорами), и лицами, входящими в состав коллегиальных органов хозяйственных обществ.
В-третьих, нет оснований для сохранения подхода, в силу которого по договору страхования риска ответственности за нарушение договора может быть застрахован только риск ответственности самого страхователя (пункт 2 статьи 932 ГК РФ). Развитие экономических отношений к настоящему времени настоятельно требует допустить возможность страхования ответственности директоров компании самими компаниями, дочерних структур холдингов - материнскими компаниями, оценочными организациями - своих работников-оценщиков и т.д. Политико-правовых оснований для запрета страхования договорной ответственности другого лица не усматривается, в связи с чем законопроект предполагает отход от этого правила.
Для формирования цельного института страхования гражданско-правовой ответственности изменяется наименование и содержание статьи 931 ГК РФ, статья 932 признается утратившей силу, а в пункте 1 статьи 955 слова "риска ответственности за причинение вреда" заменяются словами "гражданско-правовой ответственности".
Практика выявила различие В подходах к толкованию понятия "обязательное страхование", которому посвящены статьи 935, 936, 937 ГК РФ. В целях более четкого отграничения этого института от тех случаев страхования, когда обязательность заключения договора страхования предусмотрена соглашением, предлагается скорректировать наименование статьи 935 ГК РФ - "Страхование на основании закона (обязательное страхование)".
В обновленной редакции статьи 931 ГК РФ предлагается указать, что по договору страхования гражданско-правовой ответственности может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена. Предполагается, что застрахованное лицо может быть определено законом и (или) договором, при этом застрахованное лицо может быть описано способом, позволяющим определить это лицо на момент наступления страхового случая. Если это лицо не определено или не может быть определено в соответствии с законом или договором, считается застрахованным риск ответственности самого страхователя.
Принятие законопроекта позволит повысить привлекательность российской юрисдикции для внутренних и внешних инвесторов, поскольку проектом предлагается к использованию эффективный и универсальный инструмент страхования гражданско-правовой ответственности.
Принятие законопроекта не повлияет на реализацию основных мероприятий и достижение показателей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части уточнения положений о договоре страхования)"
Введение в действие проекта федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части уточнения положений о договоре страхования)" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень Федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части уточнения положений о договоре страхования)"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части уточнения положений о договоре страхования)" внесения изменений в акты федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.