Решение коллегии ГТК РФ от 5 ноября 1999 г. "О результатах второй научно-практической конференции "Российская таможня на рубеже XXI века. Перспективы развития информационных таможенных технологий"

Решение коллегии ГТК РФ от 5 ноября 1999 г.
"О результатах второй научно-практической конференции "Российская таможня на рубеже XXI века. Перспективы развития информационных таможенных технологий"

ГАРАНТ:

См. также решение коллегии ГТК РФ от 28 января 2000 г. об итогах первого этапа работы по разработке новых таможенных технологий


Заслушав сообщение начальника Управления спецтехники и автоматизации таможенных технологий ГТК России Л.М.Ухлинова о проведении второй научно-практической конференции "Российская таможня на рубеже XXI века. Перспективы развития информационных таможенных технологий", коллегия отмечает, что результаты работы Северо-Западного таможенного управления по совершенствованию информационных таможенных технологий следует признать удовлетворительными.

В ходе выполнения первого этапа программы "Российская таможня 21 века" на базе Санкт-Петербургской, Балтийской, Пулковской и Выборгской таможен создана и проходит опытную эксплуатацию комплексная автоматизированная информационная система таможенного оформления и контроля "АИСТ-РТ21", представляющая собой прототип перспективной автоматизированной системы регионального уровня. Отработаны основные технологии электронного документооборота и их применение при таможенном оформлении и контроле. Подготовлены методические рекомендации по развертыванию аналогичных автоматизированных систем и других региональных таможенных управлениях.

ГАРАНТ:

См. распоряжение Санкт-Петербургской таможни от 18 ноября 1996 г. N 90 о расширении опытной эксплуатации автоматизированной системы "АИСТ-РТ21"


В то же время на конференции сформулированы проблемы, требующие решения:

- уязвимость информационных систем, используемых в таможенном оформлении и контроле, возможность ввода в систему недостоверной информации, недостаточная защищенность информации в базах данных от несанкционированного изменения или уничтожения;

- отсутствие полной и общедоступной информации о применяемых в таможенных органах программных средствах;

- недостаточная унификация региональных баз данных, что затрудняет проведение анализа информации о товарах, направленных в регион и прошедших оформление;

- недостаточная интеграция информационных систем таможенных органов и других министерств и ведомств как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Учитывая исключительную важность внедрения современных информационных технологий в процедуры таможенного оформления и контроля для обеспечения эффективной модернизации таможенной службы Российской Федерации, Коллегия ГТК России решила:

1. Одобрить предложения и рекомендации, изложенные в решении второй научно-практической конференции "Российская таможня на рубеже XXI века. Перспективы развития информационных таможенных технологий" (прилагается).

2. Северо-западному таможенному управлению (Шамахов В.А.) продолжить работу по реализации программы "Российская таможня 21 века", считая главной задачей второго этапа данной программы создание единого информационного пространства региона как фрагмента ЕАИС ГТК России и организацию полного информационного контроля за перемещением и оформлением товаров от их поступления на территорию Российской Федерации до выпуска в соответствии с заявленным таможенным режимом.

3. Управлению спецтехники и автоматизации таможенных технологий, (Ухлинов Л.М.):

- предусмотреть в плане НИОКР 2000 года проведение работ по дальнейшей унификации региональных баз данных и совершенствованию программных средств оперативного анализа информации об оформленных таможнями региона товарах;

- до 30.12.99 совместно с ГНИВЦем (Пучков О.П.) разработать предложения по защите информации в базах данных региональных таможенных управлений и таможен;

- до 15.12.99 совместно с Главным управлением организации таможенного контроля (Галактионов А.В.) и ГНИВЦем (Пучков О.П.) разработать предложения по реализации рекомендаций конференции и распространению положительного опыта СЗТУ на другие регионы Российской Федерации.

4. ГНИВЦу (Пучков О.П.) ежеквартально готовить и рассылать в региональные таможенные управления и таможни центрального подчинения аннотированный перечень программных средств, включенных в фонд алгоритмов и программ ГТК России и рекомендуемых к применению.

5. Контроль за выполнением настоящего решения осуществлять первому заместителю председателя ГТК России Мещерякову В.И.


Председатель Коллегии
Председатель Государственного
таможенного комитета Российской Федерации
генерал-полковник таможенной службы

М.В.Ванин


Приложение

к решению коллегии ГТК РФ

от 5 ноября 1999 г.


Решение
II-й научно-практической конференции "Российская таможня на рубеже XXI века. Перспективы развития информационных таможенных технологий" 7-8 октября 1999 года, г. Санкт-Петербург


Разработка и внедрение новых информационных таможенных технологий в России происходит в период постоянного расширения круга решаемых таможенной службой задач, предъявления новых требований к процедурам таможенного контроля. Это в значительной мере предопределяет важность информатизации как инструмента повышения эффективности работы таможенных органов.

Дальнейшее совершенствование таможенной службы России требуют перехода на качественно новый уровень автоматизации процессов таможенной деятельности с учетом возрастающих потребностей таможенных органов в обработке информации. В этих условиях большое значение имеет программа "Российская таможня 21 века" (РТ-21), начатая по инициативе СЗТУ и реализуемая в интересах отработки передовых методов информационного обеспечения таможенной деятельности.

Представленные на Конференции доклады и сообщения отражают основные результаты, полученные в ходе выполнения программы РТ-21. Всеми участниками подчеркивалось, что информация все в большей мере становится важнейшим ресурсом повышения эффективности деятельности таможенной службы. Без разработки и внедрения новейших информационных технологий, базирующихся на комплексном, системном подходе к вопросам автоматизации таможенных органов, невозможно обеспечить своевременное и качественное выполнение функций таможенного оформления и контроля, наладить взаимодействие с таможенными службами других стран, с контролирующими и правоохранительными органами страны, с организациями, участвующими в процессе перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации. Создание условий для развития и внедрения современных информационных технологий является ключевым фактором дальнейшего совершенствования таможенной службы Российской Федерации.

В качестве негативных причин, сдерживающих внедрение современных информационных технологий и деятельность таможенных органов, участники конференции отмечают следующие:

недостаточная оснащенность таможенных органов средствами вычислительной техники и телекоммуникаций;

отсутствие комплексной целевой программы автоматизации таможенных технологий;

существующая законодательная и нормативная база реализации государственной политики в сфере таможенного дела не стимулирует совершенствование таможенных технологий на основе современных средств информатизации, а использование последних зачастую законодательно не определено. Отсутствует законодательная основа использования электронных документов в телекоммуникационных и информационных системах государственных органов и субъектов финансово-кредитной деятельности.

Конференция отмечает, что в ГТК России и Северо-Западном, Московском, Калининградском, Северо-Кавказском и ряде других таможенных управлений накоплен определенный опыт в создании новейших комплексных систем автоматизации таможенной деятельности, необходимой технической инфраструктуры. Так в таможнях Северо-Западного региона внедряются элементы комплексных таможенных технологий, что позволяет перейти к созданию автоматизированной системы таможенного оформления и контроля регионального уровня. Такая система должна обеспечить контроль за грузами с момента пересечения ими таможенной границы Российской Федерации до завершения таможенного оформления, а также последующий таможенный контроль после выпуска товаров.

В рамках общей научно-технической политики, проводимой ГТК России, набирает темпы развитие телекоммуникационной инфраструктуры таможенных органов. Происходит постепенный переход на цифровые каналы связи. Развитие информационных технологий требуют организации системы непрерывного обучения и переподготовки должностных лиц таможенных органов, в том числе по вопросом использования программных средств.

Представляется целесообразным использование как централизованного, так и децентрализованного подхода к материально-техническому обеспечению автоматизации таможенной деятельности. Необходимо в большей степени сочетать практику плановых централизованных закупок современной компьютерной техники с выделением денежных средств региональным таможенным управлениям для проведения ремонтных работ, приобретения техники, предоставить возможность участия в разработке, сертификации и приемке в фонд программных средств, используемых на уровне региона, с учетом планов работы ГТК России и централизованно устанавливаемых требований.

В целях дальнейшего развития процессов автоматизации таможенной деятельности, совершенствования организации таможенного оформления и контроля на базе использования перспективных информационных таможенных технологий конференция вносит следующие предложения и рекомендации:

1. Важнейшим вопросом, требующим незамедлительного решения, конференция считает координацию всех работ в области автоматизации таможенной деятельности. Максимально эффективное использование инвестиций в сферу автоматизации таможенной деятельности требует концентрации усилий на наиболее перспективных направлениях деятельности, определения приоритетных объектов для внедрения новых технологий, на реальных потребностях таможенных органов в обработке и передаче информации. Участники конференции отмечают, что необходимо ускорить создание целостной структуры информационно-технической службы таможенных органов от уровня ГТК России до таможни и таможенного поста. В качестве первого шага в данном направлении можно считать создание региональных информационно-технических центров.

2. Конференция отмечает, что одним из основных путей повышения эффективности и качества программных средств ЕАИС ГТК России, а также сокращения затрат на разработку и внедрение информационных таможенных технологий является совершенствование порядка организации работ по созданию, внедрению и сопровождению информационно-программных средств ЕАИС. Участники конференции поддерживают необходимость создания фонда программных средств ГТК России, организации обязательной сертификации эксплуатирующею в таможенных органах программного обеспечения.

3. Положительные результаты выполнения в СЗТУ первого этапа программы "Российская таможня 21 века" позволяют рекомендовать распространить опыт применения комплексной автоматизированной информационной системы таможенного оформления "АИСТ-РТ21" в другие региональные таможенные управления, прежде всего в МТУ при создании Центров таможенного оформления.

4. Приоритетным направлением в области информационно-технической политики считать скорейшее завершение формирования общей концепции и архитектуры перспективной ЕАИС ГТК России с дальнейшим развертыванием проектных работ по следующим направлениям:

разработка стандартов на все виды информационных ресурсов и принципы информационного взаимодействия систем автоматизации таможенной деятельности, включая их взаимодействие с информационными системами других министерств и ведомств Российской Федерации как на федеральном, так и на региональном уровнях;

разработка и внедрение систем декларирования и таможенного оформления на основе обработки электронных документов на всех этапах таможенного контроля;

расширение информационных ресурсов правоохранительных подразделений за счет разработки и внедрения автоматизированной системы обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов;

интеграция информационных систем всех заинтересованных федеральных органов исполнительной пласта на основе использования WEB-технологий, в первую очередь в интересах создания единого информационного пространства правоохранительных органов;

создание автоматизированной системы селекции товаров в целях определения товарных партий, требующих таможенного досмотра и углубленного контроля документов в процессе таможенного оформления и контроля на базе разработки аналитических критериев и с учетом опыта разработки программных средств "Выбор-Т", "Выбор-К";

комплексное решение вопросов обеспечения информационной безопасности при обработке, хранении и передаче информации средствами ЕАИС ГТК России;

совершенствование телекоммуникационного обеспечения ЕАИС, создание единой ведомственной сети электронной почты, охватывающей все уровни иерархии таможенных органов от таможенного поста до ГТК России.

5. Важнейшим условием успешной информатизации таможенных органов Российской Федерации является глубокая научная проработка всех проблем, связанных с созданием и внедрением автоматизированных систем таможенного оформления и контроля. В этой связи необходимо повысить качество и результативность научных исследований, проводимых по заказу ГТК России, поднять роль научных подразделений Комитета, в первую очередь ГНИВЦа, Российской таможенной академии и ее филиалов, в проведении технико-экономического обоснования направлений развития и первоочередных задач совершенствования ЕАИС ГТК России.

6. Конференция отмечает, что для повышения эффективности деятельности таможенных органов в современных условиях необходимо обеспечить приоритетное финансирование процессов автоматизации таможенной деятельности с учетом следующих направлений:

углубление информационной интеграции ГТК России с другими министерствами и ведомствами Российской Федерации;

дальнейшее развитие на базе СЗТУ проекта "Российская таможня XXI века";

отработка региональной модели комплексной автоматизированной информационной системы;

обеспечение сопровождения и эксплуатации информационных таможенных технологий с выделением средств региональным таможенным управлениям для организации и выполнения указанных работ;

поддержание и развитие системы непрерывного обучения и переподготовки должностных лиц таможенных органов в области информационных технологий.

7. Признать целесообразным проведение в 2001 году III научно-практической конференции по перспективам и проблемам развития информационных таможенных технологий.

Участники настоящей конференции считают, что реализация Решения должна находиться под постоянным контролем руководства ГТК России, для чего целесообразно обсудить результаты конференции на заседании Коллегии ГТК России.


Председатель организационного комитета
генерал-майор таможенной службы

Л.М.Ухлинов



Решение коллегии ГТК РФ от 5 ноября 1999 г. "О результатах второй научно-практической конференции "Российская таможня на рубеже XXI века. Перспективы развития информационных таможенных технологий"


Текст решения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.