Приказ ГТК РФ от 20 марта 2000 г. N 214 "О решении коллегии ГТК России "О направлениях дальнейшего развития системы экспертных учреждений таможенной службы Российской Федерации"

Приказ ГТК РФ от 20 марта 2000 г. N 214
"О решении коллегии ГТК России "О направлениях дальнейшего развития системы экспертных учреждений таможенной службы Российской Федерации"


Объявляю для руководства и исполнения решение коллегии ГТК России от 28.01.2000 г. "О направлениях дальнейшего развития системы экспертных учреждений таможенной службы Российской Федерации " (прилагается).

Приказываю:

1. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, руководствуясь установками и положениями принятого коллегией ГТК России решения, проанализировав работу соответствующих подразделений на местах, наметить конкретные меры, направленные на повышение эффективности взаимодействия таможенных органов и таможенных лабораторий.

2. Ответственным за выполнение поручений, определенных решением коллегии ГТК России, обеспечить их безусловное выполнение в указанные сроки.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа осуществлять заместителю председателя ГТК России Свиридову О.Н.


Председатель Государственного
таможенного комитета России
генерал-полковник таможенной службы

М.В.Ванин


Приложение

к приказу ГТК РФ

от 20 марта 2000 г. N 214


Решение коллегии ГТК РФ от 28 января 2000 г.
"О направлениях дальнейшего развития системы экспертных учреждений таможенной службы Российской Федерации"


Заслушав и обсудив доклад начальника Центральной таможенной лаборатории ГТК России А.В.Нестерова о направлениях дальнейшего развития системы экспертных учреждений таможенной службы Российской Федерации, коллегия отмечает, что экспертно-исследовательская деятельность является одной из важнейших для всей таможенной системы России.

Реализация экспертно-исследовательской деятельности осуществляется системой таможенных лабораторий ГТК России, возглавляемой Центральной таможенной лабораторией (ЦТЛ), в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и в рамках приказа ГТК России от 25.06.93 N 264, регламентирующего взаимодействие таможенных органов и таможенных лабораторий.

ГАРАНТ:

Приказом ГТК РФ от 9 февраля 2004 г. N 178 вышеупомянутый приказ признан утратившим силу


Созданная система таможенных лабораторий (ЦТЛ и десять региональных таможенных лабораторий) позволила организовать процесс производства экспертиз, лабораторных исследований проб (образцов) товаров и их экспертную оценку практически во всех региональных таможенных управлениях.

Коллегия отмечает, что прошедшие шесть лет после коллегии ГТК России, посвященной деятельности ЦТЛ, были годами важных инициатив, направленных на создание системы таможенных лабораторий ГТК России с целью организации собственного обеспечения таможенных органов экспертно-исследовательским потенциалом.

За истекший период особое внимание уделялось комплексу мер по включению экспертно-исследовательских технологий в практику таможенного оформления и таможенного контроля, которые способствовали повышению уровня собираемости таможенных платежей.

Активизировалась работа, связанная с совершенствованием экспертно-исследовательских технологий, используемых в таможенных режимах переработки, а также при исследовании товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Получили дальнейшее развитие процессы унификации, стандартизации методик исследования различных групп товаров; достигнуты хорошие результаты при разработке и внедрении "ноу-хау", позволяющие лабораторным путем выявлять недостоверное декларирование. Ведутся работы по созданию систем качества исследования товаров, удовлетворяющих требованиям семейства международных стандартов ИСО 9000.

В 1998 году в соответствии с Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудники таможенных органов перешли на новые, контрактные условия службы.

Требуется проведение комплекса работ по оптимизации всех уровней управления системой таможенных лабораторий ГТК России. Необходимо доукомплектовать штатную численность таможенных лабораторий для создания полномасштабного, квалифицированного и фондовооруженного персонала таможенных лабораторий с целью обеспечения решения всех задач, поставленных ГТК России перед таможенными лабораториями.

Вместе с тем коллегия отмечает, что трехзвенная структура системы таможенных лабораторий еще находится в стадии организации, что не дает возможности закончить полномасштабное внедрение экспертно-исследовательских технологий в таможенное дело.

Коллегия отмечает, что для дальнейшего совершенствования экспертно-исследовательской деятельности в таможенных лабораториях необходимо:

- внедрять новые информационные технологии;

- создавать и использовать коллекции сравнительных образцов и фальсификатов;

- проводить научные исследования и разрабатывать "ноу-хау", неизвестные лицам, нарушающим таможенные правила;

- разрабатывать и внедрять экспертные базы данных;

- оказывать методическую помощь таможенным органам и принимать участие в дополнительном специальном образовании должностных лиц таможенных органов;

- продолжить работу по аккредитации таможенных лабораторий в различных системах аккредитации и по созданию систем качества, удовлетворяющих стандартам ИСО 9000.

Для организации работ таможенных органов и таможенных лабораторий по дальнейшему развитию системы экспертных учреждений таможенной службы Российской Федерации коллегия ГТК России решила:

1. Одобрить "Основные направления дальнейшего развития системы экспертных учреждений таможенной службы Российской Федерации" (приложение N 1) и План их реализации (приложение N 2).

2. Центральной таможенной лаборатории (Нестеров А.В.), Российской таможенной академии (Блинов Н.М.) совместно с главными управлениями, управлениями ГТК России, региональными таможенными управлениями и таможнями разработать и в III квартале 2000 года представить на утверждение Программу развития системы экспертных учреждений таможенной службы Российской Федерации до 2005 года.

3. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен в первом полугодии 2000 года рассмотреть на заседаниях коллегий РТУ, оперативных совещаниях вопросы повышения эффективности взаимодействия таможенных органов и таможенных лабораторий.


Председатель коллегии,
Председатель Комитета,
генерал-полковник таможенной службы

М.В.Ванин


Приложение 1

к решению коллегии ГТК РФ

от 28 января 2000 г.


О направлениях дальнейшего развития системы экспертных учреждений таможенной службы Российской Федерации


Данный документ составлен на основании Федеральной целевой программы развития таможенной службы России, а также решения коллегии ГТК России от 06.02.99, рекомендации пятого съезда Национальной ассоциации таможенных брокеров и решения второй научно-практической конференции "Российская таможня на рубеже двадцать первого века".

Безусловное выполнение плановых заданий по наполнению доходной части федерального бюджета ставит на повестку дня вопрос о более интенсивном использовании таможенных лабораторий ГТК России.

Система экспертных учреждений таможенной службы России организована в виде таможенных лабораторий, возглавляемых Центральной таможенной лабораторией.

Таможенные лаборатории ГТК России проводят криминалистические экспертизы, товароведческие исследования и оценочные работы в таможенных целях в случаях, требующих специальных познаний, и является инструментом таможенных органов для получения исчерпывающей информации о конкретных товарах, перемещаемых через таможенную границу, что позволяет таможенным органам использовать таможенные лаборатории при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля для выявления недостоверного декларирования товаров лабораторным путем.

Основные направления деятельности ЦТЛ и РТЛ:

- организация работы таможенных лабораторий ГТК России по производству экспертиз, исследований и оценок объектов по заданиям таможенных органов;

- помощь специалистов ЦТЛ и РТЛ должностным лицам таможенных органов в осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления;

- совершенствование правового регулирования и организационно-методическое руководство экспертно-криминалистическими, товароведческими и оценочными подразделениями;

- использование и применение специальных познаний в деятельности таможенных органов по предупреждению, раскрытию и расследованию таможенных правонарушений и преступлений;

- организация, проведение и координация прикладных научных исследований;

- создание и научное исследование коллекций сравнительных образцов и фальсификатов;

- разработка, внедрение и сопровождение базы данных экспертиз и исследований ЦТЛ;

- аккредитация ЦТЛ и РТЛ в системах аккредитации испытательных лабораторий на независимость и техническую компетентность, а также создание систем качества исследований, удовлетворяющих требованиям семейства международных стандартов ISO 9000.

Таможенные лаборатории ГТК России в основном закончили стадию становления. Накопленный научно-методический и производственный потенциал таможенных лабораторий позволяет обеспечить потребность таможенных органов в экспертизах и исследованиях. Проделана большая работа по организации ЦТЛ и базовых таможенных лабораторий в регионах. Однако, трехзвенная структура (ЦТЛ-РТЛ - лабораторные подразделения при таможнях) реализована только в СКРТЛ и начато ее создание в ЗСРТЛ (г.Омск). Кроме того полностью не укомплектованы действующие РТЛ.

Острой проблемой для некоторых РТЛ, в частности СКРТЛ и ДВРТЛ, является отсутствие своих собственных лабораторных помещений. Аренда помещений не дает возможности полностью задействовать дорогостоящее аналитическое оборудование, расширить спектр экспертно-исследовательских технологий.

Недостаточное оснащение таможенных лабораторий аналитическими приборами, лабораторным оборудованием, компьютерами, оргтехникой и средствами связи, транспортом задерживает окончательное оснащение таможенных лабораторий.

В 1999 году наблюдается хроническое недофинансирование РТЛ. Дефицит госбюджетного финансирования в некоторых РТЛ удается компенсировать за счет выполнения заявок на исследования от таможенных брокеров и декларантов.

He все задачи, стоящие перед таможенными лабораториями имеют под собой нормативную и технологическую базу, либо она не отвечает требованиям.

Возникла необходимость в разработке новой редакции "Типовой формы отчетности РТЛ" с учетом ввода в действие компьютерных систем регистрации экспертиз.

Целесообразно, наравне со сбором информации об экономическом эффекте из справок обратной связи, разработать компьютерные технологии получения этой информации из баз данных ГТД и других баз данных, поддерживаемых ГНИВЦ.


1. Цели и задачи


Основной целью деятельности таможенных лабораторий ГТК РФ является обеспечение таможенных органов России экспертно-исследовательскими технологиями в случаях, требующих специальных познаний при решении задач, стоящих перед таможенной службой России.

На данном этапе основной задачей является системный подход к планированию:

- обеспечения таможенных органов ГТК России полным спектром экспертно-исследовательской деятельности;

- взаимодействия таможенных органов с таможенными лабораториями, направленного на раскрытие таможенных правонарушений и преступлений;

- полномасштабное внедрение экспертно-исследовательских технологий в практику таможенного оформления и таможенного контроля.

В связи с тем, что наблюдается осложнение криминогенной обстановки в области внешнеэкономической деятельности, в частности, усложнение форм фальсификации как декларируемых товаров, так и товаросопроводительных документов, таможенные лаборатории вынуждены усиливать экспертно-криминалистическую деятельность, а также выполнять научно-исследовательские работы, направленные на создание ноу-хау, позволяющие выявлять недостоверное декларирование.

Приоритетными направлениями развития системы экспертных учреждений таможенной службы России являются:

- оперативное и качественное производство лабораторных и экспертных исследований для таможенных органов в необходимых объемах и по всей номенклатуре ТН ВЭД СНГ;

- обеспечение таможенных органов экспертно-исследовательскими технологиями на всех этапах операций таможенных процедур, особенно при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля;

- усиление роли экспертно-криминалистических подразделений ЦТЛ и РТЛ;

- внедрение и совершенствование научно обоснованных экспертных методов и лабораторных методик;

- развитие научного, учебно-методического и производственного потенциалов таможенных лабораторий ГТК России с минимальными издержками;

- компьютеризация рабочих мест и создание базы данных экспертиз и исследований ЦТЛ и РТЛ;

- анализ и классификация нормативных актов ГТК России, касающихся деятельности ЦТЛ, РТЛ с целью разработки предложений по их актуализации.


2. Полномасштабное внедрение экспертно-исследовательских технологий в практику таможенного оформления и таможенного контроля


Таможенные органы привлекают таможенные лаборатории не только для производства экспертиз конкретных объектов в случаях нарушения таможенных правил, но и для исследования и анализа товарных потоков, пересекающих таможенную границу России, с целью предоставления информации таможенным органам на предмет недостоверного декларирования и создания предупредительных и заградительных мер по обеспечению защиты экономических интересов России и пресечения ввоза в Россию некачественных, фальсифицированных и контрафактных товаров.

Таможенные лаборатории ГТК России осуществляет практически все необходимые таможенным органам ГТК России виды экспертных исследований товаров и товаросопроводительных документов, за исключением микробиологических, радиологических и механических испытаний, а также некоторых других видов экспертиз.

Сотрудники таможенных лабораторий оказывают содействие должностным лицам таможенных органов при взятии проб (образцов) товаров в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, a также методическую помощь отделам товарной номенклатуры при изучении свойств некоторых групп товаров, создают коллекции фальсификатов и сравнительных образцов.

Большой объем экспертно-исследовательской деятельности направлен на оценку товаров народного потребления, автотранспортных средств и других объектов, задержанных, конфискованных или обращенных в федеральную собственность.

Эксперты таможенных лабораторий исследуют не только пробы (образцы) товаров и товаросопроводительные документы, но и технологии по которым производится переработка товаров.

В перечень видов экспертиз, выполняемых ЦТЛ и РТЛ, входят:

- экспертиза объектов информатики, включающих в себя информационные объекты на машиночитаемых носителях, компьютеры и их опции, информационные технологии и их компоненты, сетевые системы и их элементы, периферийные устройства, магнитные и чиповые карточки, ноутбуки и средства связи;

- экспертиза объектов интеллектуальной собственности, включающая в себя фирменные и торговые марки, знаки, средства упаковки, укупорки, расфасовки, этикетки и т.п.;

- экспертиза наукоемких товаров, продуктов высоких технологий и экзотических видов товаров.

Для повышения эффективности профилактики таможенных правонарушений необходимо повсеместно внедрить разработанные автоматизированные программные комплексы "Выбор-К" и "Выбор-Т" для выборочного отбора, подлежащих исследованиям в таможенных лабораториях товаров из массива ГТД. Перспективным направлением является разработка списков товаров прикрытия и группы риска, требующих инструментального контроля в таможенных лабораториях, а также механизма их регулярной актуализации. Необходимо больше уделять внимания анализу товаров, перемещаемых в режимах переработки.

Особое внимание целесообразно уделить разработке и внедрению методов исследования товаров с целью инструментального определения места происхождения товаров, так как в России практически отсутствуют утвержденные методики по данному вопросу. Появление продуктов питания, выработанных из генетически модифицированных ресурсов, требует внедрения методик и приборов, позволяющих их диагностировать в таможенных лабораториях.

С усилением контроля экспортируемых товаров отдельно необходимо отметить целесообразность усиления лабораторного исследования нефти и нефтепродуктов. В некоторых регионах слабо организована инструментальная проверка правильности декларирования энергоносителей по трубопроводам.

Насущной потребностью является дальнейшее развитие и совершенствование правовой и нормативной базы, регламентирующей деятельность таможенной службы. Правовое решение следующих вопросов значительно повысит эффективность технологий взаимодействия таможенных лабораторий и таможенных органов:

- процедура идентификации сырья в продуктах при использовании таможенных режимов переработки, терминология и методология;

- процедура установления минимальных норм выхода продукта при применении таможенных режимов переработки;

- методические руководства по оценке товаров, задержанных и обращенных в федеральную собственность, по делам о нарушении таможенных правил и уголовным делам;

- технологии взаимодействия таможенных органов и таможенных лабораторий в процессе контроля за перемещением товаров двойного назначения;

- технологии взаимодействия таможенных органов и таможенных лабораторий по предотвращению перемещения через таможенную границу России контрафактных товаров и вопросы охраны интеллектуальной собственности;

- новая редакция "пояснений к ТН ВЭД СНГ" по группам 30-97;

- отечественная нормативная документация (ГОСТ), регламентирующая качество импортной продукции (особенно пищевой);

- процедура, регламентирующая взыскание издержек на производство экспертиз с виновных лиц по делам о НТП;

- процедура использования научно-технического потенциала ЦТЛ, РТЛ в процессе разработки и принятия на снабжение экспресс-анализаторов товаров на стадиях формирования плана, разработки технических заданий, проведения испытаний.


3. Усиление роли экспертно-криминалистических подразделений ЦТЛ, РТЛ ГТК России


Учитывая криминогенность внешнеэкономической деятельности, таможенные лаборатории вынуждены непрерывно усиливать роль экспертно-криминалистических подразделений, в частности, путем внедрения в практику таможенного дела экспертно-криминалистических методов и средств.

Становление криминалистического направления дало толчок развитию прикладных научно-методических разработок для таможенных целей, в результате чего отделом экспертно-криминалистических исследований ЦТЛ в короткие сроки были подготовлены методики по исследованию криминалистических объектов и штриховых кодировок, разработан и представлен в ГТК России ряд научнообоснованных предложений по совершенствованию защиты таможенных документов, ЛНП, голографических наклеек, акцизных марок и др., созданы для использования в ГТК России автоматизированные информационно-поисковые системы контроля подлинности печатей и штампов, сертификатов стран происхождения товаров.

Принадлежность экспертов-криминалистов к разным, методически не связанным подразделениям ГТК России не позволили реализовать единую скоординированную политику применения технико-криминалистических средств и методов в таможенном деле, обеспечить ее динамичное развитие на основе единой научно-методической и производственной базе. Появилась необходимость передать производство экспертиз из оперативных таможен в таможенные лаборатории и соответственно укрепить их штатную численность экспертами-криминалистами, а также расширить спектр экспертной деятельности, необходимой для таможенных органов.

Для решения перечисленных задач и дальнейшего совершенствования экспертно-криминалистической деятельности в системе ГТК России целесообразно активизировать работу Экспертно-криминалистической секции НТС ЦТЛ, ответственной за формирование и реализацию единой политики применения технико-криминалистических средств и методов в таможенном деле, что повысит статус ЦТЛ как головного экспертного учреждения ГТК России и позволит таможенным органам полноправно (юридически обоснованно, экспертно квалифицированно) участвовать при рассмотрении таможенных дел в судах.


4. Экономические вопросы взаимодействия таможенных органов и таможенных лабораторий


Экономический эффект от совместной деятельности таможенных лабораторий и таможенных органов состоит из прямого, косвенного и условного экономического эффекта. Прямой эффект заключается в экономии средств таможенных органов при производстве экспертиз, если бы они обратились за ними в экспертно-исследовательские учреждения других ведомств или коммерческие предприятия. Косвенный эффект определяется объемом довнесенных сумм в федеральный бюджет, ФРТС по результатам деятельности таможенных лабораторий. Условный эффект рассчитывается по результатам заградительных мер, направленных на недопущение к вывозу из России или ввозу в Россию ограниченных или запрещенных к перемещению через таможенную границу товаров (предметов), например, наркотиков, товаров двойного применения (использования), некачественных, фальсифицированных и контрафактных товаров.

Экономический эффект от взимания дополнительных пошлин, акцизов, штрафов и реализации конфискованных товаров только спиртосодержащей продукции составил 118 млн. рублей за первую половину 1999 года. Предотвращено поступление на рынок некачественной алкогольной продукции в объеме 5,2 млн. литров (в пересчете на 100% алкоголь).

Экономическая эффективность деятельности таможенных лабораторий показывает как эффективно используются выделенные ГТК России средства и ресурсы для осуществления экспертно-исследовательской деятельности в таможенных лабораториях, позволяет определить эффективность службы одного усредненного и каждого конкретного эксперта и сравнить таможенные лаборатории между собой по средневзвешенной экономической выработке и эффективности. Мероприятия по уменьшению издержек таможенных лабораторий опираются на научные исследования, инновационные разработки, которые позволяют увеличить производительность труда экспертов, то есть увеличить их выработку, расширить спектр экспертно-исследовательских технологий, то есть уменьшить затраты таможенных органов на обращения в экспертно-исследовательские учреждения других ведомств и, наконец, поднять качество выполняемых экспертиз, то есть уменьшить число проигранных дел в судах.

Сравнение полученного экономического эффекта от деятельности таможенных лабораторий с затратами бюджета на их содержание (за 8 месяцев 1999 года - 17,1 млн. рублей) показывает, что на 1 рубль затрат таможенные лаборатории приносят 65,5 рублей дохода. При этом финансирование таможенных лабораторий осуществлялось в среднем по системе на уровне 60% от запланированного. Недофинансирование таможенных лабораторий приводит к образованию кредиторской задолженности, что негативно влияет на экспертно-исследовательскую деятельность и развитие системы таможенных лабораторий.

Во исполнение постановления Правительства России от 28.11.96 г. N 28 разработана и реализуется программа создания на базе РТЛ органов по сертификации товаров, обращенных в федеральную собственность. Реализовано товаров, обращенных в федеральную собственность, сертифицированных в ЦТЛ, на сумму 120 млн. рублей.

С целью улучшения деятельности таможенных лабораторий ГТК России целесообразно:

- при формировании смет расходов таможенных лабораторий принимать во внимание необходимость приобретения комплектующих и запасных частей к аналитическому оборудованию, расходных материалов, реактивов, расходов на метрологическую аттестацию приборов и методик, ремонт и обслуживание приборного парка;

- разработать совместно с Главным финансово-экономическим управлением ГТК России порядок финансирования ЦТЛ и РТЛ по новой госбюджетной классификации в соответствии с приказом ГТК России от 01.04.98 г. N 183.


5. Кадровый потенциал


В настоящее время в таможенных лабораториях служат 358 сотрудников, что составляет менее 1% от общего кадрового состава ГТК России.

Показатели отчетного периода достигнуты путем совершенствования работы и значительного увеличения нагрузки на экспертов, которые во всех таможенных лабораториях превысили среднемесячные нормы экспертной нагрузки, утвержденные ГТК России в 1998 году. Количество не принятых таможенными органами экспертных заключений составило в 1-м полугодии 1999 года менее 0,1% общего объема выполненных экспертиз.

Если в среднем в некоторых регионах доля сотрудников лабораторной службы в общем количестве сотрудников таможенной системы России составляет 1%, то в большинстве регионов эта доля значительно меньше. Целесообразно предоставить право РТУ регулировать соотношение штатной численности РТЛ и РТУ в зависимости от объемов оформленных грузов, широты спектра номенклатуры товаров, важности исследуемых товаров и сложности оперативной обстановки в пределах до 1% от штатной численности РТУ.

Особенностью таможенных лабораторий является то, что в них используется дорогостоящее импортное оборудование стоимостью до нескольких сотен тысяч долларов, эксплуатировать которое должны только высококвалифицированные и специально подготовленные кадры.

В связи с этим необходимо осуществить следующий комплекс мер по кадровой службе таможенных лабораторий ГТК России:

- создание оптимальной типовой структуры штатного расписания;

- тщательное изучение кадров при приеме на службу;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадрового состава;

- проведение воспитательной и профилактической работы;

- обеспечение стабильности коллектива, его качественного состава, развитие мотивации к эффективной работе;

- участие в семинарах, культурно-массовой и спортивной работе, проводимой ГТК России.


6. Компьютеризация и информационно-аналитическая деятельность


Компьютеризация рабочих мест экспертов является одним из важнейших внутренних ресурсов таможенных лабораторий, которая позволила без увеличения численности поднять производительность труда сотрудников в некоторых таможенных лабораториях в 2 - 3 раза. Разработка и внедрение компьютерных информационных технологий дает возможность достаточно быстро внедрять передовые методы лабораторных исследований по всем таможенным лабораториям. Возникла необходимость иметь доступ к ведомственным информационным базам, которые позволяют дополнить результаты экспериментальных исследований, всесторонне проанализировать свойства товаров и оценить способы их применения.

Приоритетными направлениями деятельности в данной области являются:

- создание отделов информатики и защиты информации, как элемента аналогичной службы ЦТЛ;

- разработка и внедрение экспертных баз данных;

- создание распределенного банка данных ЦТЛ;

- усиление роли компьютерно-информационной службы ЦТЛ.

Насыщение компьютерами таможенных лабораторий, создание экспертных баз данных, использование внешних баз данных ставит задачу по защите информации таможенных лабораторий не только организационными мерами, но и с помощью компьютерных, технических и программных средств. В связи с этим защита информации ставится на первое место, в информационной деятельности, направленной на предотвращение проникновения "вирусов", случайных сбоев работы оборудования, несанкционированного доступа, умышленного повреждения информации. Разработана и внедряется система доступа, сохранности и безопасности баз данных таможенных лабораторий. Однако, назрела необходимость увеличить усилия в этой области, в частности, модернизировать парк компьютеров, внедрить информационно-поисковую систему ЦТЛ, увязать компьютерные базы данных региональных таможенных лабораторий в единую распределенную базу данных ЦТЛ, создать страницу ЦТЛ в Интернете.


7. Научно-методическая и учебная работа


Для выявления попыток фальсификации товаров и товаросопроводительных документов в ЦТЛ и РТЛ выполняются и планируются к выполнению научно-исследовательские работы.

Эксперты ЦТЛ и РТЛ являются высоко квалифицированными специалистами, которые осуществляют разработки оригинальных методик идентификации различных товаров, участвуют в выполнении научно-исследовательских работ, проводимых совместно с ведущими научно-исследовательскими институтами в соответствии с Координационным планом НИР, утвержденным руководством ГТК России.

В 1998 - 1999 годах ЦТЛ (совместно с РТЛ) разработаны 67 оригинальных методик, сформирован банк на электронных носителях, являющийся достоянием всех РТЛ.

Целесообразно создание научно-исследовательского подразделения ЦТЛ, предназначенного для планирования, организации и выполнения следующих научных исследований по таможенной экспертной тематике, по заданиям ГТК России, в частности:

- совершенствование организации экспертно-исследовательской деятельности таможенных лабораторий;

- разработка и совершенствование научно-обоснованных методов и средств получения ориентирующей и доказательственной информации при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

- разработка ноу-хау, неизвестных лицам, нарушающим таможенные правила, позволяющих лабораторным путем выявлять недостоверное декларирование товаров;

- разработка и внедрение научно-технических методов и средств криминалистических экспертиз фальсифицированных документов, акцизных марок, голографических наклеек и т.п.;

- изучение и разработка новых методов исследования "криминогенных" товаров;

- разработка проблем информационного и компьютерного обеспечения таможенных лабораторий.

Имеется насущная необходимость организации редакционно-издательского подразделения ЦТЛ для упорядочения издания ежеквартального бюллетеня "Экспертные факты и выводы", а также подготовки к изданию результатов научной и методической деятельности сотрудников ЦТЛ и РТЛ, которые должны отражаться в справочных и учебных пособиях, методических рекомендациях, информационных материалах, сборниках научных трудов. Эти издания предназначены для экспертов, дознавателей, сотрудников таможенных органов, а также преподавателей и слушателей РТА.

Необходимо продолжить практику выступлений сотрудников таможенных лабораторий в средствах массовой информации о фактах выявления некачественных и фальсифицированных товаров народного потребления, что формирует положительный имидж таможенной службы России.

На базе ЦТЛ ведется большой объем учебной работы. Целесообразно улучшить работу по планированию более тесного взаимодействия кафедры "Товароведения и таможенной экспертизы" РТА и ЦТЛ в части, касающейся актуализации учебных планов и использования испытательной базы ЦТЛ слушателями РТА, что позволит поднять уровень квалификации сотрудников таможенных органов и более полно и качественно использовать потенциал таможенных лабораторий должностными лицами таможенных органов России.


8. Материальная и испытательная база


Таможенные лаборатории являются специфическими подразделениями, которые фактически выполняют производственные функции научно-технического профиля.

Основное лабораторное оборудование таможенных лабораторий регламентируется табелем технической оснащенности, а необходимые расходные материалы и комплектующие определяются табелем положенности.

Исследовательский потенциал таможенных лабораторий опирается на испытательную базу, состоящую из лабораторного оборудования, аналитических приборов, измерительных устройств и инструментов. К лабораторным помещениям и инженерным коммуникациям предъявляются повышенные требования со стороны надзирающих и контролирующих компетентных органов.

В связи с тем, что аналитические приборы являются дорогостоящими, необходим план инвестиций в испытательные базы таможенных лабораторий. Особенность таможенных лабораторий заключается в том, что им необходимо громоздкое оборудование, уникальные приборы в соответствии с региональной спецификой и специализацией, поэтому часть оборудования должна приобретаться на месте.

Кроме оборудования, таможенным лабораториям нужны инвестиции в другие активы: в право заниматься лабораторной деятельностью (аккредитация на независимость и компетентность), а также в стандарты, эталоны, коллекции, на основе которых и базируется достоверность результатов работы таможенных лабораторий.

Дальнейшее развитие таможенных лабораторий ГТК России требует принятия следующих мер:

- дооснащение таможенных лабораторий лабораторным оборудованием и аналитическими приборами, а также замену морально устаревших и полностью амортизированных;

- приобретение или выделение РТУ помещений для региональных лабораторий;

- дооснащение необходимым вспомогательным оборудованием и инвентарем, оргтехникой, средствами связи, транспортом, химическим реактивами, стандартными образцами, нормативно-технической и справочной литературой;

- приобретение микроавтобусов типа "Газель" для организации специальных перевозок в таможенных лабораториях;

- целесообразно предоставить право РТУ планировать соотношение сметы расходов РТЛ и РТУ в зависимости от необходимой фондовооруженности сотрудников РТЛ в пределах до 2% от сметы расходов РТУ.


9. Социальное обеспечение


Меры социальной защищенности сотрудников, работников и членов их семей таможенных лабораторий ГТК России позволяют обеспечить надлежащие условия их трудовой деятельности и повышают качество выполнения служебных обязанностей.

Целесообразно решить вопросы:

- по выделению жилья и жилищных ссуд сотрудникам;

- предусмотреть выделение микроавтобусов;

- осуществлять обеспечение санаторными путевками нуждающихся сотрудников, а также их детей;

ГАРАНТ:

См. Положение о порядке предоставления и оплате путевок в детские оздоровительные учреждения в 2000 году, утвержденное приказом ГТК РФ от 16 мая 2000 г. N 406


- установить профессиональные льготы для сотрудников, работающих во вредных условиях труда, в соответствии с действующим законодательством России.


Приложение 2

к решению коллегии ГТК РФ

от 28 января 2000 г.


План
реализации "Основных направлений дальнейшего развития системы
экспертных учреждений таможенной службы Российской Федерации"


N
п/п
Направления деятель-
ности
Результаты, меры
обеспечения и ресурсы
Ответственный
исполнитель
Срок ис-
полнения
1. Расширение спектра
выполняемых эксперт-
но-исследовательских
технологий, исходя
из потребностей та-
моженных управлений
в регионах.
План расширения спек-
тра экспертно-иссле-
довательских техноло-
гий ЦТЛ и РТЛ
ЦТЛ, РТЛ, РТУ 2000 г.
1.1. Увеличение охвата
лабораторным иссле-
дованием товаров,
оформляемых в реги-
онах, до уровня,
принятого в мировой
практике.
Организация подразде-
лений таможенных ла-
бораторий в удаленных
таможнях. Разработка
и внедрение техноло-
гии получения статис-
тических данных.
ЦТЛ, РТЛ, РТУ 2000 -
2003 гг.
1.2. Уменьшение сроков
производства экспер-
тиз.
Внедрение компьютери-
зации рабочих мест
экспертов.
ЦТЛ, РТЛ 2000 -
2003 гг.
1.3. Организация условий
для деятельности
таможенных лаборато-
рий в регионах,
удовлетворяющих
предъявленным к ним
требованиям.
Включение в план раз-
вития РТУ приобрете-
ние или выделение РТУ
помещений под РТЛ.
СКТУ, ДВТУ 2000 -
2003 гг.
2. Совершенствование
взаимодействия тамо-
женных органов и
таможенных лаборато-
рий в таможенных
режимах переработки.
Определить наиболее
экономически значимые
товары, помещаемые
под таможенные режимы
переработки.
В соответствии с пла-
ном НИР ЦТЛ на 2000 -
2003 гг., провести
НИР совместно с веду-
щими НИИ России по
нормам выхода това-
ров, подвергаемых
таможенным режимам
переработки.
ЦТЛ, ГНИВЦ,
РТЛ



ЦТЛ, УТР,
УСАТТ, РТЛ
2000 г.




2000 -
2003 гг.
2.1. Совершенствование
взаимодействия тамо-
женных органов и
таможенных лаборато-
рий в процессе тамо-
женного оформления и
таможенного контроля
в режиме экспорта, а
также других режи-
мах.
Разработать техноло-
гию взаимодействия
таможенных органов и
таможенных лаборато-
рий при инструмен-
тальном контроле ос-
новных экспортных
товаров России:
- энергоносителей и
нефтепродуктов, леса
и лесоматериалов,
руд, концентратов,
металлов и лома, ути-
лизируемых судов.
Разработать методики
экспертной оценки
количества и качества
товаров по согласо-
ванному перечню.
ГУОТК, ЦТЛ













ЦТЛ, РТЛ
2000 -
2003 гг.












2000 -
2003 гг.
2.1. Взаимодействие тамо-
женных лабораторий и
таможенных органов
при организации
внедрения ТСТК (экс-
пресс-анализаторов
товаров).
Предусмотреть участие
ЦТЛ и РТЛ при форми-
ровании планов НИОКР,
разработке ТЗ и прие-
мочных испытаний экс-
пресс-анализаторов
товаров.
УСАТТ, ЦТЛ,
ГУОТК
2000 -
2003 гг.
3. Актуализация право-
вой базы экспертной
деятельности.
Анализ действующих
нормативных докумен-
тов ГТК России, рег-
ламентирующих экспер-
тную деятельность ЦТЛ
и РТЛ.
Предложения по акту-
ализации правовой
базы.
Актуализация правовой
базы.
ЦТЛ, ГУ по БК








ПУ
2000 -
2003 гг.
3.1. Взаимодействие ГУТНР
и ЦТЛ.
Создание механизма
актуализации и списка
товаров прикрытия и
группы риска, требу-
ющих инструментально-
го контроля.
ГУТНР, ЦТЛ 2000 -
2003 гг.
3.2. Полномасштабное экс-
пертное обеспечение
правоохранительного
блока ГТК России.
Актуализировать пере-
чень объектов и мето-
дов криминалистичес-
ких экспертиз, прово-
димых ЦТЛ и РТЛ.
Разработать программу
реализации освоения
новых методов иссле-
дования.
ГУ по БК




ЦТЛ, заинте-
ресованные
управления.
2000 -
2003 гг.
4. Совершенствование
системы финансирова-
ния таможенных лабо-
раторий
ЦТЛ совместно с Глав-
ным финансово-эконо-
мическим управлением
внести коррективы в
финансирования ЦТЛ и
РТЛ, а также расшиф-
ровку статей сметы
расходов таможенных
лабораторий.
ГФЭУ, ЦТЛ 2000 г.
5. Модернизация имеюще-
гося компьютерного
оборудования.
В соответствии с ме-
роприятиями ГТК Рос-
сии по "Проблеме 2000
г.".
УСАТТ, ГНИВЦ,
ЦТЛ, ГУТО,
(Приказ ГТК
России от
01.02.99
N 54).
2000 г.
6. Оснащение всех тамо-
женных лабораторий
компьютерами и сете-
выми средствами,
сканерами, программ-
ным обеспечением,
базами данных.
В соответствии с
табелем технической
оснащенности РТЛ,
планами ГНИВЦ и за
счет средств сметы
расходов РТУ, РТЛ и
ЦТЛ.
УСАТТ, ГНИВЦ,
РТУ, ЦТЛ
2000 -
2003 гг.
7. Усиление роли редак-
ционно-издательской
деятельности ЦТЛ.
Упорядочить издание
ежеквартального бюл-
летеня ЦТЛ.
Издать учебные, спра-
вочные, методические
пособия.
К 10-летию ЦТЛ и
105-летию таможенной
лабораторной службы
России издать две
книги и буклет.
ГУК, ГФЭУ,
ЦТЛ

ГФЭУ, ЦТЛ,
РТА
2000 г.


2000 г.


2000 г.
8. Усиление роли ЦТЛ и
РТЛ в учебном про-
цессе РТА и при пе-
реподготовке сотруд-
ников ГТК России.
Придать ЦТЛ И РТЛ
статус учебных под-
разделений ГТК России
и включить деятель-
ность ЦТЛ в учебные
планы РТА.
Правовое уп-
равление,
ЦТЛ, ГУК,
РТА.
2000 г.
8.1. Поднятие роли ЦТЛ и
РТЛ как научных под-
разделений ГТК Рос-
сии.
Придать ЦТЛ и РТЛ
статус научных под-
разделений ГТК Рос-
сии.
Создать в ЦТЛ научно-
исследовательское
подразделение.
Проведение в коопера-
ции с ведущими НИИ
России научно-иссле-
довательских работ в
таможенных целях.
Разработка Единых
методических рекомен-
даций проведения экс-
пертных исследований.
ПУ, ЦТЛ



ГУК, ЦТЛ


ЦТЛ, РТЛ
2000 г.
9. Совершенствование
экспертно-исследова-
тельской деятельнос-
ти таможенных лабо-
раторий с использо-
ванием мирового опы-
та.
Организация зарубеж-
ных командировок для
специалистов таможен-
ных лабораторий с
целью освоения новых
методов исследования
товаров на предмет
определения места
происхождения и гар-
монизации требований,
предъявляемых к мето-
дикам.
УМТС, ЦТЛ 2000 -
2003 гг.
10. Оснащение оргтехни-
кой, копировальными
средствами, телефак-
сами, средствами
оперативной связи,
резательными машина-
ми, автотранспортом,
оборудованием мас-
терских, инструмен-
тарием, измеритель-
ными приборами,
демонстрационным
оборудованием, стел-
лажами и шкафами для
коллекций.
В соответствии с Та-
белем технической
оснащенности РТЛ за
счет средств сметы
расходов РТУ, РТЛ и
ЦТЛ, a также в цент-
рализованном порядке.
РТУ, ЦТЛ,
ГУТО, ЦБТ
2000 -
2003 гг.
10.1. Оснащение таможенных
лабораторий микроав-
тобусами типа
"Газель" для органи-
зации специальных
перевозок.
Централизованные за-
купки.
ГУТО, ЦБТ 2000 -
2003 гг.
10.2. Регулярное обеспече-
ние объектами снаб-
жения, не поставля-
емых централизован-
но.
Дополнить табель по-
ложенности расходными
материалами и комп-
лектующими. Разрабо-
тать нормативы расхо-
да химических реакти-
вов, газов и других
расходных материалов.
Включать в сметы рас-
ходов РТЛ и ЦТЛ соот-
ветствующие расходы
на приобретение объ-
ектов снабжения, не
поставляемых центра-
лизованно.
ЦТЛ, ГУТО Постоян-
но
10.3. Регулярное обеспече-
ние объектами цент-
рализованного снаб-
жения.
В соответствии с та-
белем положенности и
нормативами ГТК Рос-
сии.
ЦБТ Регуляр-
но
10.4. Осуществление метро-
логического обеспе-
чения, регламентных
работ и срочного
ремонта лабораторно-
го оборудования и
приборов.
Утвердить график мет-
рологического и рег-
ламентного обеспече-
ния лабораторного
оборудования и прибо-
ров. Включить в сметы
расходов ЦТЛ и РТЛ
статьи расходов на
метрологическое и
регламентное обеспе-
чение.
ЦТЛ Регуляр-
но
11. Обеспечение путевка-
ми сотрудников и
членов их семей.
По нормативам ГТК
России.
ЦТЛ Регуляр-
го
11.1. Выявление вредных
условий труда и сот-
рудников, попадающих
под действие профес-
сиональных льгот.
Дополнение списка
сотрудников в норма-
тивных актах ГТК Рос-
сии, регламентирующих
службу во вредных ус-
ловиях труда.
УСАТТ, ЦТЛ 2000 г.


Приказ ГТК РФ от 20 марта 2000 г. N 214 "О решении коллегии ГТК России "О направлениях дальнейшего развития системы экспертных учреждений таможенной службы Российской Федерации"


Текст приказа официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.