Особенности финобеспечения и планирования деятельности учреждений в 2020 году в связи с распространением COVID-19. Памятка бухгалтеру бюджетной сферы (подготовлено экспертами компании "Гарант")

Особенности финобеспечения и планирования деятельности учреждений в 2020 году в связи с распространением COVID-19.
Памятка бухгалтеру бюджетной сферы

 

В настоящее время уже приняты или планируются к введению в действие новые нормативные правовые акты, регулирующие особенности финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных учреждений в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции.

Рассмотрим основные новшества, с которыми учреждениям предстоит выходить из режима ограничений и по-новому планировать свою деятельность в этом году:

 

Для федеральных, региональных, муниципальных учреждений

 

Специальные меры поддержки медицинских учреждений и их работников

 

Правительством РФ принят целый ряд мер по поддержке сферы здравоохранения. Для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, включенную в специальный Перечень для применения нулевой ставки по налогу на прибыль, постановлением от 02.04.2020 N 409 смягчены некоторые налоговые ограничения. В частности, с 6 апреля в отношении лицевых и расчетных счетов, с которых медорганизация оплачивает покупку поименованных в НК РФ медицинских изделий и медицинских товаров, не применяется принудительное взыскание неуплаченной или не полностью уплаченной суммы налога. Предоставлена возможность совершения с заблокированного счета расходных операций, связанных с приобретением поименованных в НК РФ медицинских изделий и медицинских товаров. Кроме того, не осуществляется приостановление операций для обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Но при наличии судебного решения о блокировке счета указанное послабление не действует.

В связи с пандемией коронавируса для медицины и фармацевтики до конца 2020 г. приказом Минздрава России от 14.04.2020 N 327н установлен мораторий на получение сертификатов специалиста и свидетельств об аккредитации специалиста. Одновременно с этим Минздрав предусмотрел продление действия на 12 месяцев всех сертификатов, сроки которых истекают в период с 15 марта по 31 декабря 2020 г. Так что медучреждениям, для которых численность сертифицированного медицинского персонала - важное условие применения нулевой ставки по налогу на прибыль, волноваться не стоит - установленный мораторий не повлияет на возможность применения льготы.

 

Центробанк на 4 месяца ограничил размер эквайринговых комиссий, который банки могут установить для клиник, больниц, служб скорой помощи и медицинских лабораторий С 1 июня и по 30 сентября 2020 года максимальный размер такой комиссии не может превышать 1% проведенного клиентом платежа за медицинскую услугу.

 

Отдельная помощь в сложившихся условиях прямо ориентирована на медицинский персонал.

В первую очередь это, конечно, стимулирующие выплаты медработникам и водителям автомобилей скорой помощи, непосредственно работающим с пациентами, зараженными коронавирусной инфекцией. Их и порядок их осуществления Правительство РФ утвердило постановлениями от 12.04.2020 N 484 и N 415. Эти выплаты финансируются из федерального бюджета. Кому и в какой сумме полагается выплата из федерального бюджета - смотрите в наглядной таблице. В регионах власти могут дополнительно устанавливать доплаты медикам из соответствующего бюджета.

Чуть позднее Правительство РФ внесло изменения в правила начисления федеральной стимулирующей доплаты. Уточнено, что доплаты должны рассчитываться исходя из самого факта работы с зараженными пациентами, независимо от количества отраюотанных смен и/или часов. Одновременно Правительство распорядилось выплачивать стимвыплаты за "коронавирусные" рейсы даже тем водителям "неотложек", которые не являются работниками медорганизации, а предоставлены по аутсорсингу. Их работодателям - аутсорсинговым транспортным компаниям - деньги из бюджета на стимвыплаты будут передаваться в виде субсидий. Аналогичные изменения отдельно предусмотрены для медицинских работников "силовых" ведомств и ФМБА, МГУ им. М.В. Ломоносова, а также медорганизаций, подведомственных непосредственно Управделами Президента РФ, Минздраву РФ, Минтруду РФ, Минобразования РФ.

 

В соответствии с новой нормой НК РФ, применяемой в отношении доходов с 1 января 2020 года, от НДФЛ освобождаются доходы в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медпомощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения этой инфекцией, источником финобеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета. Подробнее читайте здесь.

 

Кроме того, Президент РФ Указом от 06.05.2020 N 313 ввел социальное страхование работников медорганизаций - всего медперсонала и водителей "неотложек", непосредственно работающих с пациентами, зараженными COVID-19 и c подозрением на заражение, - на случай причинения вреда их здоровью от этой инфекции, подхваченной на работе. Однако всякий случай заражения подпадает под страховку - если медик переболеет COVID-19 в совсем легкой форме, то страховая выплата ему не положена. Выплаты же предусмотрены в случае либо инвалидности из-за новой коронавирусной инфекции, либо отдельных осложнений коронавируса, которые не привели к инвалидности. Перечень таких заболеваний, синдромов или осложнений утвердило Правительство РФ распоряжением от 15.05.2020 N 1272-р. Страховая выплата предполагается единовременной, будет выплачиваться лишь по результама расследования страхового случая, как этого требует ТК РФ, но сверх иных выплат по соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а ее размер будет зависеть от масштаба последствий. Расследовать страховой случай должна врачебная комиссия. Порядок проведения расследовния установило Правительство РФ постановлением от 16.05.2020 N 695.

Перечисляет выплату ФСС, источник выплаты - межбюджетные трансферты из федеральной казны. Подробнее о размерах страховых выплат для разных страховых случаев смотрите здесь.

 

Какие еще меры государственной поддержки предоставлены медработникам и организациям здравоохранения в период пандемии COVID-19 - смотрите здесь.

 

Введены меры господдержки учреждений культуры, спорта и дополнительного образования

 

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 утверждены меры поддержки учреждений, занятых в сферах деятельности, поименованных в специальном Перечне отраслей, в наибольшей степени пострадавших из-за COVID-19. К таким сферам, в частности, отнесены:

- деятельность в области культуры, организации досуга и развлечения;

- физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт;

- деятельность организаций дополнительного образования.

В числе мер поддержки учреждений, работающих в указанных сферах, предусмотрено:

продление на несколько месяцев сроков уплаты налогов и авансовых платежей, страховых взносов. Обратите внимание: такое продление сроков уплаты не влечет отсрочку представления налоговых деклараций, расчетов за определенные периоды;

продление сроков предоставления налоговых деклараций, расчетов сумм НДФЛ, расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок подачи которых приходится на март - май 2020 года, расчетов по страховым взносам за I квартал 2020 года;

приостановка налоговых проверок;

отмена налоговых санкций за правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 126 НК РФ, совершенные в период с 1 марта до 31 мая 2020 года включительно.

 

Установлены стимулирующие выплаты для сотрудников учреждений социальной сферы

 

Правительство РФ распорядилось осуществить выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам стационарных организаций соцобслуживания - причем не только медикам, но и остальным работникам.

Выплаты предусмотрены только в том случае, если в отношении конкретной организации соцучреждения введен карантин, предусматривающий особый режим работы - временную изоляцию (обсервацию) проживания в этой организации как получателей соцуслуг, так и работников.

Размер выплаты привязан к длительности рабочей смены - не менее двух недель - и зависит от того, имеются ли в конкретном учреждении больные COVID-19; если нет - размер выплат будет немного меньше. Подробнее о размерах выплат для разных категорий работников социальных учреждений смотрите здесь.

Детали осуществления таких выплат - размеры, сроки, должности получателей - должны быть установлены локальным актом организации соцобслуживания. Из резервного фонда Правительства РФ на эти цели уже выделено более 7,5 млрд. рублей. Регионы получат эти средства путем предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

 

Учреждениям культуры разрешено изменять допустимый уровень отклонения показателей выполнения задания

 

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 437 разрешено учредителям учреждений культуры, в которые приостановлен допуск посетителей, в 2020 году изменить допустимые / возможные отклонения в процентах или абсолютных величинах от установленных значений показателей качества и/ или объема в отношении отдельной государственной/ муниципальной услуги или работы либо общее допустимое/ возможное отклонение - в отношении задания или его части.

Напоминаем, что значения допустимых (возможных) отклонений показателей устанавливаются при формировании государственного задания на очередной финансовый год и изменению не подлежат (п. 3 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640, далее Положение N 640).

Обратите внимание: федеральные учреждения уже могут применять данное Постановление с 14 апреля. Региональным и муниципальным учреждениям нужно дождаться соответствующего распоряжения своих отраслевых ведомств - для них Постановление носит рекомендательный характер.

 

Утверждены временные правила возврата билетов в связи с переносом или отменой массовых мероприятий

 

Постановлением от 03.04.2020 N 442 Правительство РФ определило порядок и сроки возмещения стоимости билетов, абонементов и экскурсионных путевок на зрелищные мероприятия организаций исполнительских искусств и музеев, отмененные или перенесенные из-за введения ограничительных мер.

Так, при отмене зрелищного мероприятия учреждение вправе предложить покупателю посетить то же или иное мероприятие после отмены ограничений, либо возместить посетителю полную стоимость билета, абонемента, экскурсионной путевки. При этом установлены сроки возврата полной стоимости билета, абонемента или экскурсионной путевки при отмене или переносе зрелищных мероприятий в сложившейся ситуации.

- при обращении посетителя через сайт в Интернете, на котором билеты были приобретены, - не позднее 30 дней со дня обращения;

- при обращении посетителя непосредственно в организацию, - в день обращения.

Обратим внимание, что, во-первых, явиться лично с обращением о возврате в учреждение посетитель может только после отмены действующего режима, а во-вторых, сделать это он вправе в течение 6 месяцев с даты отмены режима ограничений.

 

Скорректированы правила осуществления в 2020 году закупок по Закону N 44-ФЗ

 

Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ внесен ряд изменений в Закон N 44-ФЗ, которые следует учесть при планировании и осуществлении деятельности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции:

1. Изменен п. 9 ч. 1 ст. 93, позволяющий с 1 апреля 2020 года осуществлять у единственного поставщика закупки вследствие ЧС, непреодолимой силы и необходимости оказания медпомощи. Подробнее читайте здесь.

Еще до внесения соответствующих изменений в Закон N 44-ФЗ о возможности таких закупок высказывались ФАС и Минфин России. Мы рассказывали об этом в новостном материале.

2. Установлено, что в период до 31 декабря 2020 года включительно в дополнение к случаям, предусмотренным ч.1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ Правительство РФ вправе установить иные случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.

3. Установлена возможность в 2020 году по соглашению сторон изменения срока исполнения контракта, цены контракта, цены единицы товара, работы, услуги, размера аванса, если при его исполнении возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

В новой редакции, введенной Федеральным законом от 24.04.2020 N 124-ФЗ, теперь действует п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которым заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика без каких-либо дополнительных оснований на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. Напомним, ранее предел составлял 300 тыс. руб. Также увеличен с 5% до 10% совокупный годовой объем закупок и годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данной нормы.

А постановлением Правительства РФ от 26.04.2020 N 591 внесены изменения в Правила , которые применялись к списанию начисленных поставщику сумм неустоек в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрактов в 2015 и 2016 гг. Теперь этот же порядок можно применять и к списанию сумм неустоек в 2020 году. Но это касается не всех контрактов. К каким договорам Правила не применяются - смотрите здесь.

 

Для федеральных учреждений

Внимание

Многие из приведенных ниже мер ориентированы на федеральные учреждения. Но это вовсе не означает, что в субъектах РФ и муниципальных образованиях учреждения останутся без поддержки - аналогичные меры, вполне возможно, уже приняты или вскоре будут предусмотрены в вашем регионе или муниципалитете. Причем зачастую федеральные акты используются местными властями как модельные, а значит, и принимаемые меры будут во многом схожими. Следите за пополнением региональной / муниципальной нормативной базы.

Принятые на местах законы, распоряжения и регламенты уже вошли в тематическую подборку документов ГАРАНТа.

Федеральным АУ и БУ можно перечислять субсидию с превышением квартальных ограничений

 

Минфин России в письме от 06.04.2020 N 09-07-07/27296 высказался о возможности неравномерного финансового обеспечения выполнения государственного задания для федеральных бюджетных и автономных учреждений. В условиях введения мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции учреждениям приходится корректировать ранее спланированные расходы, осуществлять дополнительные закупки, а значит, выделенная субсидия расходуется не так равномерно, как предполагалось. Органы-учредители федеральных учреждений могут перераспределить объем доводимых субсидий и перечислять их по графику с превышением пределов, установленных п. 45 Положения N 640. Главное, уложиться в 75% годового размера субсидии, установленного для объема перечислений за 9 месяцев.

 

Разрешено расходование субсидии без полного выполнения госзадания

 

Проектом постановления Правительства РФ "Об особенностях финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений в связи с осуществлением мероприятий по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекцией COVID-19" запланировано разрешить в 2020 году федеральным БУ и АУ, осуществляющим деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики и приостановившим свою деятельность, осуществлять в текущем году за счет субсидии на госзадание расходы:

- по оплате труда работников в целях обеспечения установленного уровня оплаты труда;

- по уплате страховых взносов, налогов и сборов;

- по оплате коммунальных услуг;

- по оплате работ/ услуг по содержанию имущества,

в соответствии с Планом ФХД независимо от объема оказанных ими государственных услуг или выполненных работ.

 

Введены новые коды для субсидий в целях господдержки учреждений

 

Логичное продолжение предыдущего пункта - подготовленный Минфином России приказ от 29.04.2020 N 81н изменений в Порядок санкционирования расходов федеральных учреждений в части кодов целевых субсидий. Предусмотрено введение нового кода целевой субсидии 05-08 "Субсидии в целях государственной поддержки учреждений при реализации ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, эпидемий (пандемий), и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения". Предоставление такой целевой субсидии позволит на основании предварительной оценки выполнения государственного задания федеральных учреждений по итогам 9 месяцев покрыть те расходы, которые не привели к выполнению госзадания в связи с распространением коронавируса.

 

Допустимо устанавливать повышенные авансы при закупках за счет федерального бюджета

 

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 630 введена временная мера, позволяющая предусмотреть в госконтрактах, заключаемых федеральными получателями бюджетных средств, авансирование до 50% от цены контракта включительно. Одновременно действие норм, ограничивающих размер авансов пределом в 30%, приостановлено до 31 декабря 2020 года. То есть с указанной даты и до конца текущего года в контрактах с поставщиками товаров и подрядчиками, выполняющими работы / оказывающими услуги для федеральных нужд, можно предусмотреть аванс в размере 50% их стоимости.

До 50% увеличен и максимальный размер аванса, который субъект РФ или муниципальное образование должны предусмотреть в контрактах на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов государственной / муниципальной собственности, в целях получения МБТ из федерального бюджета на эти цели.