Письмо ГТК РФ от 27 сентября 2000 г. N 06-11/27883 "О практике применения таможенными органами мер по взысканию задолженности"

Письмо ГТК РФ от 27 сентября 2000 г. N 06-11/27883
"О практике применения таможенными органами мер по взысканию задолженности"


Главным управлением федеральных таможенных доходов ГТК России была рассмотрена представленная таможенными органами информация о работе по погашению задолженности по уплате таможенных платежей, штрафов, пени.

В ходе рассмотрения названной информации были выявлены существенные недостатки в деятельности таможенных органов, выражающиеся в непринятии всех предусмотренных законодательством РФ мер, направленных на взыскание имеющихся задолженностей.

В целях совершенствования работы по погашению задолженностей по уплате таможенных платежей, штрафов, пени, ГУФТД ГТК России указывает на следующие существенные недостатки в указанной работе таможенных органов.

1. Совершение таможенными органами действий, направленных на исполнение постановлений по делам о НТП, а также взыскание задолженностей по уплате таможенных платежей и пени таможенные органы, в большинстве случаев, осуществляется с большим временным перерывом.

Пример. Взыскание задолженности Чкаловской таможней осуществляется в период с 1997 года по настоящее время. Несмотря на то, что сведения об отсутствии на счете должника денежных средств были получены в 1997 году, таможня в 1999 году предпринимает действия, направленные на установление сведений о должнике, и лишь в 2000 году таможня направляет документы в службу судебных приставов.

В некоторых случаях налицо явное бездействие таможен.

Например, в 1998 году по иску Махачкалинской таможни арбитражным судом было вынесено решение о взыскании задолженности за счет имущества должника - ЗАО "Дагунокс", иная информация о действиях таможни, направленных на взыскание задолженности, представлено не было, из этого можно сделать вывод об отсутствии таковых.

2. Направленные таможнями инкассовые поручения о списании денежных средств со счетов должников являются единственными мерами, предпринятыми таможнями. В частности такие недостатки отмечены в деятельности Центральной акцизной, Чкаловской таможен, таможен, подчиненных Северо-Западному таможенному управлению.

Например. Санкт-Петербургской таможней, в целях исполнения постановлений по делам о НТП в отношении АООТ "Автотемп", в течение 1999 года выставлялись инкассовые поручения в банки. До настоящего времени денежные средства на счета таможни не поступили. Постановления таможни для исполнения в службу судебных приставов не направлялись. Такая же ситуация сложилась и при исполнении постановления Санкт-Петербургской таможни по делу о НТП в отношении ООО "Алма-Транс".

Так, при взыскании задолженности, имеющейся у ООО "Фирма Данила" Шереметьевской таможней не направлялись инкассовые поручения в банк в связи с приостановлением операций по расчетным счетам данной организации. Действия таможни в этом случае заключались только в направлении в адрес организации требований об уплате таможенных платежей.

3. При возвращении исполнительных документов из службы судебных приставов с актом о невозможности взыскания необходимо использовать предусмотренное статьей 26 Федерального закона "Об исполнительном производстве" право повторного предъявления таких документов к исполнению в случаях, если имеются достаточные для этого основания.

Например, в ходе исполнения постановления по делу о НТП в отношении ОАО "ТВС", Балтийская таможня, после получения от судебного пристава-исполнителя акта о невозможности взыскания, повторно направила документы для исполнения постановления в службу судебных приставов. Практически по всех таможнях такая практика отсутствует.

4. В порядке, предусмотренном статьей 16 Налогового кодекса РФ, таможни направляют в банки инкассовые поручения на списание денежных средств организаций-должников. При получении от банков информации об отсутствии на счетах организаций денежных средств (помещение в картотеку 2), пунктом 7 статьи 46 НК РФ, предусмотрена возможность обращения взыскания налога за счет имущества должника путем направления соответствующего решения судебному приставу-исполнителю. Такие действия таможнями не совершаются. Обращение в арбитражный суд с иском о наложении взыскания на имущества организации-должника, как это было сделано Шереметьевской таможней, не требуется. Возможность взыскания задолженности перед таможенными органами за счет имущества налогоплательщика предусмотрена вышеназванной статьей 46 и статьей 47 НК РФ.

Особо следует отметить наличие таких недостатков в Шереметьевской, Балтийской, Санкт-Петербургской, Удмуртской таможен.

5. При применении к организациям-должникам в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" процедур банкротства таможенные органы ограничиваются направлением временному управляющему сведений об имеющейся задолженности перед таможенными органами для включения в реестр кредиторов.

В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" таможенный орган является участников собрания кредиторов. Из анализа предоставленной таможенными органами информации следует вывод о пассивной роли таможен, выражающейся, в частности, в непринятии участия в собраниях кредиторов, рассмотрении отчетов арбитражного управляющего. В случаях объявления должника банкротом таможни не принимают участия в собраниях кредиторов, рассматривающих отчет арбитражного управляющего. Это приводит к отсутствию у таможен информации о финансовом состоянии должника, объявленного банкротом, его имуществе на момент открытия и в ходе конкурсного производства.

Так, в ходе исполнения постановления по делу о НТП, Черняховской таможней было получено сообщение судебного пристава-исполнителя о приостановлении исполнения постановления таможни в связи с возбуждением арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) ОАО "Калининградптицепром". В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", конкурсный кредитор, которым в данном случае является таможня, является лицом, участвующим в деле о банкротстве. В данном случае, с 16.05.2000, у Черняховской таможни отсутствуют сведения о ходе производства по делу о банкротстве, а также применении предусмотренной законом процедуры банкротства. То есть таможня с момента уведомления о возбуждении дела о банкротстве не принимает участия в производстве по делу о банкротстве.

В представленной информации не отражены меры, предпринятые Новосибирской и Толмачевской таможнями, направленные на погашение задолженностей АООТ "Западно-Сибирский металлургический комбинат". Из этого можно сделать вывод об отсутствии действий таможен.

Такие недостатки присутствуют в работе практики всех таможен, но особо следует отметить Калининградскую, Кузбасскую, Новокузнецкую, Центральную акцизную таможни.

Из представленной информации следует, что таможенные органы не обращаются в арбитражные суды с заявлением о признании организации-должника банкротом. Сообщаем, что в настоящее время на согласование в Министерство юстиции РФ направлен проект порядка признания и списания безнадежной к взысканию недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, который будет в ближайшем времени утвержден Правительством РФ и вступит в силу. В соответствии с названным порядком признается безнадежной и списывается задолженность по пеням, федеральным налогам и сборам, в том числе подлежащим уплате в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, в случае ликвидации организации и прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством РФ. Для списания задолженностей Министерством финансов РФ, в числе документов, необходимых для представления, названа копия определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства. Таким образом, в целях списания задолженностей организаций, деятельность которых не осуществляется в течение нескольких лет, в настоящее время таможенным органам следует обращаться в арбитражные суды с заявлением о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Положительным моментом является обращение в оперативно-розыскные отделы таможен о проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на розыск должников. Такая практика существует, например, в таможнях, подчиненных Калининградскому таможенному управлению, Чкаловской таможне.

Следует отметить, что таможням необходимо наладить работу со службами судебных приставов. Во многих случаях взыскание задолженностей в пользу таможенных органов судебными приставами-исполнителями затягивается, запросы таможен о ходе исполнительного производства остаются без ответа. Такая ситуация сложилась в Дагестанском таможенном управлении, где, судя по имеющимся результатам работы, деятельность службы судебных приставов является неудовлетворительной.

Прошу довести настоящее письмо до сведения подчиненных таможенных органов.


Начальник Главного управления
федеральных таможенных доходов
ГТК России
генерал-лейтенант таможенной
службы

О.Л.Сафаров




Письмо ГТК РФ от 27 сентября 2000 г. N 06-11/27883 "О практике применения таможенными органами мер по взысканию задолженности"


Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера", от 16 ноября 2000 г., N 22



Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.