Пояснительная записка к проекту федерального закона N 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

 

Досье на проект федерального закона

 

Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", направленные на совершенствование системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО), существующей системы тарификации в части ее индивидуализации и персонификации с целью возможности учета индивидуальных особенностей каждого водителя и учета рисков, присущих отдельным категориям страхователей.

Действующая система тарификации ОСАГО, предполагающая жестко ограниченное применение страховщиками тарифного коридора (страховщики фиксируют для каждого региона значение базовой ставки в пределах минимальных и максимальных значений, установленных Банком России, которое обязаны применять в отношении каждого страхователя), не позволяет страховщикам предоставлять страхователям скидки с учетом их личностных характеристик, соблюдения Правил дорожного движения и прочих значимых факторов, а также не позволяет прекратить практику субсидирования одних категорий страхователей другими. При этом действующие факторы тарификации, в зависимости от которых устанавливаются коэффициенты страховых тарифов, весьма неочевидно со стороны каждого конкретного страхователя отражают вероятность и возможные последствия дорожно-транспортного происшествия по его вине, о чем свидетельствуют многочисленные обращения граждан.

Для отдельных страхователей расчетная справедливая стоимость договора страхования может значительно отличаться от допустимого диапазона стоимости полиса, например:

для жителя Перми возрастом 50 лет и со стажем 15 лет, управляющего Toyota Corolla (122 л.с.), справедливая цена полиса составляет 2 345 руб., при этом в действующей тарификации допустимый диапазон стоимости полиса лежит в пределах от 7 381 руб. до 13 284 руб.;

для жителя Армавира возрастом 41 год и со стажем 6 лет, управляющего ВАЗ-2106 (64 л.с.), справедливая цена составляет 10 642 руб., при этом в действующей тарификации допустимый диапазон стоимости полиса лежит в пределах от 3 163 руб. до 5 693 руб.

С учетом изложенного проект федерального закона предусматривает следующие изменения подходов к тарификации ОСАГО.

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения Правил дорожного движения. При этом проектом федерального закона сохраняется ограничение на максимальный размер страховой премии по договору ОСАГО.

Также в проект федерального закона включены следующие положения:

размещение на сайтах страховщиков "калькуляторов" для обеспечения возможности расчета страховой премии;

в целях обеспечения возможности присутствия страховщика при самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизе, независимой экспертизе (оценке) поврежденного имущества или его остатков устанавливается обязанность информирования потерпевшим страховщика о месте, дате и времени проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки);

для обеспечения соразмерности неустойки размеру подлежащей возврату страховой премии или ее части проект федерального закона устанавливает в качестве базы расчета неустойки размер подлежащей возврату страхователю страховой премии или ее части в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Принятие и реализация проекта федерального закона позволит улучшить качество предоставляемых услуг по ОСАГО, повысить культуру страхования посредством регулирования ОСАГО, в большей степени позволяющего страхователям и страховщикам определять условия страхования с учетом своих законных интересов и индивидуальных особенностей.

Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

 

Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

 

Реализация законопроекта потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета на доработку ФИС ГИБДД-М около 7 млн. - 11 млн. руб. и сопровождение ФИС ГИБДД-М 5 млн. - 6 млн. руб. в год, по данным МВД России.

 

Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов федерального законодательства.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.