Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 909899-7 "О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен рабочей группой по законодательному обеспечению государственной политики в сфере долевого строительства во исполнение Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации N 6921-7 ГД и поручения Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об осуществлении работы по подготовке законотворческих инициатив, направленных на совершенствование государственной политики в сфере страховой деятельности.
Законопроект разработан в целях обеспечения интересов граждан на получение полной информации о стоимости страховой услуги и реализацию возможности адекватно оценить риски возврата страховой премии при досрочном расторжении договора страхования.
Информацию о стоимости страховой услуги предлагается предоставлять в отношении договора обязательного страхования, договора добровольного страхования, предусмотренного законодательством как условие допуска к осуществлению отдельных видов профессиональной деятельности, договора страхования жилого помещения, отвечающего требованиям статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", договора добровольного страхования имущественных интересов туриста, договора страхования, заключенного в целях обеспечения исполнения обязательств заемщика по договору потребительского кредита (займа). Указанные договоры добровольного страхования являются социально-значимыми и наиболее востребованными гражданами, по ним возникает наибольшее число вопросов и поступает наибольшее количество жалоб. Кроме того, договоры добровольного страхования заключаются на рыночных условиях, что позволяет страховщикам конкурировать как по цене (размеру страховой премии), так и по неценовым факторам (качество и доступность предоставляемых услуг).
Доля страховой премии, полученной страховщиками за первые полугодия 2017, 2018 и 2019 годов при участии посредников, примерно сопоставима и составляет около 70% от общей суммы собранной страховщиками страховой премии 1. При этом доля вознаграждения, выплаченного посредникам в первом полугодии 2019 года, составила порядка 30% от страховой премии, в то время как за аналогичные периоды 2017 и 2018 годов эта доля равнялась 20%.
Вознаграждение страховых посредников составляет значительную долю в расходах страховщика на осуществление страхования. Размер расходов на осуществление страхования учитывается страховщиком как при установлении конечной стоимости страховой услуги (размер страховой премии), так и при расчете суммы к возврату при расторжении договора страхования.
Доведение до граждан информации о размере расходов страховщика по конкретному договору страхования в совокупности с информацией о размере страховой премии, подлежащей уплате по договору, позволит гражданам принимать обоснованное решение при выборе страховщика для заключения договора страхования.
Законопроект соответствует положительно зарекомендовавшей себя практике исполнения требований по раскрытию полной стоимости потребительского кредита (займа), установленных Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".
Реализация комплекса мер, предусмотренных законопроектом, приведет к повышению понимания гражданами порядка распределения уплачиваемой ими страховой премии в рамках договора страхования и, как следствие, росту ответственности страховщиков за увеличение доли своих расходов в составе страховой премии.
Концепция законопроекта поддержана Минфином России, Минюстом России, МВД России, ФНС России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Банком России.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
------------------------------
1 По данным о деятельности страховщиков: http://cbr.ru/finmarket/suDervision/sv insurance/
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.