Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального конституционного закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается регламентировать порядок созыва Конституционного Собрания Российской Федерации (далее - Конституционное Собрание), разработки и принятия проекта новой Конституции Российской Федерации, а также определить статус Конституционного Собрания и порядок его деятельности.
В соответствии с законопроектом Конституционное Собрание наделяется статусом юридического лица, тем самым закрепляется постоянный характер его деятельности. При этом не учитывается, что Конституционное Собрание является специальным временным органом, реализующим только учредительную функцию. Также не соблюдается принцип независимости учредительного органа. Кроме того, ряд положений законопроекта, в частности, содержащие отдельные основания для досрочного прекращения полномочий Конституционного Собрания, фактически делают неосуществимой процедуру рассмотрения предложения о пересмотре положений Конституции.
Статьей 7 законопроекта предлагается, чтобы Президент Российской Федерации своим указом включал в состав Конституционного Собрания представителей общероссийских и религиозных объединений. Следует отметить, что с учетом большого количества общественных и религиозных объединений на территории Российской Федерации, а также отсутствия критериев для соответствующего отбора реализовать данное полномочие Президента Российской Федерации, направленное на обеспечение представительства общественных объединений, не представляется возможным.
Предлагаемые статьей 8 законопроекта положения, касающиеся выборов членов Конституционного Собрания, являются с правовой точки зрения недостаточно проработанными в части всех необходимых избирательных действий и процедур. В связи с этим в отдельных случаях могут возникнуть затруднения при осуществлении предлагаемого регулирования, что может поставить под сомнение легитимность состава Конституционного Собрания.
Представляется излишней детальная регламентация ряда организационных вопросов и процедур, связанных с деятельностью Конституционного Собрания, в том числе с образованием его рабочих органов. При этом порядок участия в работе Конституционного Собрания представителей членов Конституционного Собрания по должности, их правовое положение, финансовое, материальное и организационно-техническое обеспечение не определены.
Реализация положений законопроекта потребует выделения существенного объема дополнительных ассигнований из федерального бюджета. При этом в представленных материалах не приведен объем расходов федерального бюджета, необходимый для реализации положений закона, что противоречит требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 22 октября 2020 г. N 9779п-П14 "Заключение на проект федерального конституционного закона N 1046036-7 "О Конституционном Собрании Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, И.И. Мельниковым, В.И. Кашиным и другими"
Текст письма опубликован не был