Вопрос: Может ли садоводческое некоммерческое товарищество (далее - СНТ), являющееся потребителем электроэнергии по договору энергоснабжения с электросетевой компанией, установить для членов СНТ (фактических пользователей электроэнергии в поселке) на общем собрании членов СНТ повышенный тариф за пользование электроэнергией (отличный от тарифа электросетевой компании) с целью компенсации расходов на потери в сети и оплату уличного освещения в поселке? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2019 г.)

Может ли садоводческое некоммерческое товарищество (далее - СНТ), являющееся потребителем электроэнергии по договору энергоснабжения с электросетевой компанией, установить для членов СНТ (фактических пользователей электроэнергии в поселке) на общем собрании членов СНТ повышенный тариф за пользование электроэнергией (отличный от тарифа электросетевой компании) с целью компенсации расходов на потери в сети и оплату уличного освещения в поселке?

 

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).

Согласно ст. 23.1 упомянутого Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на электрическую энергию подлежат государственному регулированию. Государственному регулированию подлежат, в частности, цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Отметим, что Закон об электроэнергетике относит полномочия по установлению тарифов на электроэнергию к ведению субъектов РФ.

Основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию определены в Основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы).

В соответствии с подпунктом 1 п. 3 Основ регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями населению и приравненным к нему категориям потребителей, включены в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию.

В приложении N 1 к Основам содержится перечень категорий потребителей, приравненных к населению и которым электрическая энергия поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности). Согласно п. 2 указанного перечня к категориям потребителей, которые приравнены к населению, отнесены садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.

Таким образом, оплата потребленной электроэнергии членами садоводческих некоммерческих объединений граждан должна производиться по тарифам, установленным органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов. При этом электрическая энергия садоводческим некоммерческим товариществам поставляется по тарифам, применяемым для населения. С учетом этого садовое некоммерческое товарищество не вправе самостоятельно устанавливать тарифы на оплату электрической энергии для членов товарищества.

 

К сведению:

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) садовое некоммерческое товарищество (далее - товарищество) создается и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства и иные условия).

В силу п. 2 ч. 6 ст. 11, п.п. 1, 2 ч. 5 ст. 14 Закона N 217-ФЗ член товарищества обязан своевременно уплачивать взносы, которые используются на расходы, связанные:

- с содержанием имущества общего пользования товарищества;

- с осуществлением расчетов с организацией, осуществляющей, в частности, снабжение электрической энергией на основании договора, заключенного с этой организацией.

Из приведенных норм видно, что содержание и обслуживание принадлежащих товариществу электрических сетей, составляющих имущество общего пользования, в том числе потери в них электроэнергии, рассчитываются отдельно и оплачиваются из членских взносов. В этой части размер взносов определяется общим собранием членов товариществом самостоятельно (п. 21 ч. 1 ст. 17 Закона N 217-ФЗ). В то же время расчеты с электроснабжающей организацией за потребленную электроэнергию, как уже указывалось выше, осуществляются по тарифам, утвержденным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Глебов Валерий

 

Ответ прошел контроль качества

 

4 февраля 2019 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.