Обзор основных изменений по транспортному налогу - 2019 (подготовлено экспертами компании "Гарант")

См. Обзор - 2019 по другим налогам

Обзор основных изменений по транспортному налогу - 2019
(глава 28 НК РФ)
(подготовлено экспертами компании "Гарант", сентябрь 2018 г. - апрель 2019 г.)

ГАРАНТ:

См. Обзор основных изменений по транспортному налогу - 2020

 

Регламентирован порядок перерасчета транспортного налога физлицам (с 1 января 2019 года)

(ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

 

Так, согласно п. 2.1 ст. 52 НК РФ, вступившему в силу 01.01.2019, перерасчет сумм ранее исчисленного транспортного налога может осуществляться налоговым органом не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.

 

Физлица вправе уплачивать транспортный налог в составе единого налогового платежа (с 1 января 2019 года)

(пп. "а"п. 2, п. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ)

 

Суть данного механизма, который начал работать с начала текущего календарного года, заключается в возможности исполнения налогоплательщиками-физическими лицами (или иными лицами за них) обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц (далее - имущественные налоги) путем добровольного перечисления денежных средств в валюте РФ в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства без детализации в разрезе указанных налогов. Данной процедуре посвящена ст. 45.1 НК РФ.

В таком случае обязанность по уплате имущественных налогов считается исполненной налогоплательщиком со дня принятия налоговым органом решения о зачете суммы единого налогового платежа (далее - ЕНП) в счет уплаты имущественных налогов, что должно осуществляться в установленные сроки их уплаты (пп. 8 п. 3 ст. 45, п. 5 ст. 45.1 НК РФ).

Заметим также, что суммы ЕНП подлежат направлению и на погашение недоимки по имущественным налогам и (или) задолженности по соответствующим пеням, процентам за предоставление отсрочки (рассрочки) (п.п. 4, 6 ст. 45.1 НК РФ).

Кроме того, предусмотрена возможность возврата налогоплательщикам денежных средств, перечисленных в бюджетную систему РФ в качестве ЕНП, до момента их зачета налоговым органом (п.п. 7, 8 ст. 45.1 НК РФ).

Ведение института ЕНП направлено на упрощение уплаты физическими лицами имущественных налогов (доп. см. письмо УФНС России по Новгородской области от 06.08.2018 N 9-18/08970 "О направлении информации").

 

Исчисление транспортного налога осуществляется без учета платы за вред, причиняемый дорогам тяжеловозами (с 1 января 2019 года)

(ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 249-ФЗ)

 

Так, 31.12.2018 истек срок действия норм, позволявших:

- налогоплательщикам-организациям уменьшать сумму транспортного налога (далее - налог), исчисленную по итогам налогового периода в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - тяжеловоз), зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения тяжеловозами (далее соответственно - реестр, плата), на сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде (абзацы двенадцатый - четырнадцатый п. 2 ст. 362 НК РФ).

- налогоплательщикам-физическим лицам применять налоговую льготу в виде освобождения от налогообложения в отношении каждого тяжеловоза, зарегистрированного в реестре, если сумма платы, уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышала или равнялась сумме исчисленного налога за данный налоговый период (п. 1 ст. 361.1 НК РФ), либо в виде уменьшения суммы налога на сумму платы, если сумма исчисленного налога в отношении тяжеловоза, зарегистрированного в реестре, превышала сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в налоговом периоде (п. 2 ст. 361.1 НК РФ).

Соответственно, начиная с 2019 года факт перечисления организациями и физическими лицами платы не оказывает влияния на их обязательства по налогу в отношении тяжеловозов.

 

Организации должны уплачивать авансовые платежи в отношении тяжеловозов (с 1 января 2019 года)

(ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 249-ФЗ)

 

С 01.01.2019 прекратила действие норма, позволявшая организациям не уплачивать в бюджет авансовые платежи по транспортному налогу, исчисленные в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения указанными транспортными средствами (абзац второй п. 2 ст. 363 НК РФ).

То есть с 2019 года организации должны уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу в отношении тяжеловозов. Это справедливо в случае, если иное не предусмотрено (не будет предусмотрено) региональными властями (абзац первый п. 1 ст. 362 НК РФ).

 

Уточнен порядок освобождения от налогообложения угнанных (украденных) транспортных средств (с 15 апреля 2019 года)

(пп. "б" п. 14 ст. 1, ч.ч. 1, 6 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ, далее - Закон N 63-ФЗ)

 

Законом N 63-ФЗ уточнено, что объектом налогообложения по транспортному налогу не являются не только транспортные средства, находящиеся в розыске, но и транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. При этом теперь факты угона (кражи), возврата транспортного средства могут подтверждаться как документом, выдаваемым уполномоченным органом (как и было ранее), так и сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК РФ (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ).

Несмотря на то, что указанные нововведения вступили в силу 15.04.2019, их действие распространяется на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 года.

ФНС России в письме от 17.04.2019 N БС-4-21/7176@ разъяснила, что в силу внесенных в пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ поправок окончание розыска транспортного средства, не приведшего к его возврату лицу, на которое было зарегистрировано такое транспортное средство, не повлечет возобновление налогообложения. Сведения о возврате транспортного средства, находящегося в розыске, представляются в налоговые органы в виде документа от уполномоченных правоохранительных органов, ведущих или инициировавших розыск, либо в рамках информационного обмена, предусмотренного ст. 85 НК РФ.