Может ли медицинское учреждение в "Правилах поведения пациента" установить запрет на видеосъёмку?
В настоящее время вопрос о правомерности видеосъемки в помещении больницы (равно как и иного медицинского учреждения) законодательством не урегулирован.
Ни Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), ни иные нормативно-правовые документы в сфере здравоохранения не устанавливают права пациента на ведение видео- и аудиосъемки при оказании медицинской помощи в соответствующем учреждении, равно как и не содержат прямого запрета на подобные действия.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 13 Закона N 323-ФЗ факт обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состояние его здоровья и диагноз, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Пациент имеет право (п. 7 ч. 5 ст. 19 Закона N 323-ФЗ) на защиту сведений, составляющих врачебную тайну. Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных ч. 3, ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ, не допускается (ч. 2 ст. 13 Закона N 323-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) сведения о состоянии здоровья являются специальной категорией персональных данных, распространение которых не допускается.
Таким образом, осуществление видеосъемки в общих помещениях медицинского учреждения будет нарушать право находящихся там иных граждан на врачебную тайну, как применительно к Закону N 323-ФЗ, так и к Закону N 152-ФЗ.
В соответствии с ч. 3 ст. 27 Закона N 323-ФЗ граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях. При этом правила внутреннего распорядка (правила поведения пациентов) должны быть размещены на официальном сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (приложение N 1 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2014 г. N 956н "Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
Соответственно, включив в правила внутреннего распорядка (правила поведения пациентов) запрет на проведение видео-, фото- и киносъёмки (включая аудиозапись), медицинская организация может выразить свое несогласие с подобными действиями со стороны пациентов При этом медицинская организация вправе установить, что проведение видеосъемки возможно с разрешения представителей медицинской организации*(1).
Таким образом, полагаем, что во избежание конфликтных ситуаций между пациентами, а также пациентами и медицинским персоналом медицинская организация вправе установить запрет на осуществление несанкционированной видеосъемки на своей территории, закрепив данные положения во внутреннем локальном акте - Правилах поведения пациентов.
Однако, по нашему мнению, в тех случаях, когда пациент по какой-либо причине изъявит желание провести видеосъемку собственного визита к врачу, говорить о нарушении им самим врачебной тайны будет некорректно. В данной ситуации необходимо учитывать требования п. 1 ст. 152.1 ГК РФ, согласно которым обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. В связи с этим полагаем, что гражданин, прежде чем начать видеосъемку, должен получить согласие от субъекта персональных данных - медицинского работника.
Обращаем Ваше внимание на то, что изложенное является нашей экспертной точкой зрения и может не совпадать с точкой зрения иных специалистов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Ответ прошел контроль качества
31 августа 2018 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например:
- п. 8 разд. 8 Правил внутреннего распорядка для пациентов КГБУЗ "Детская городская клиническая больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края (http://dgkb-istomina.medkhv.ru/pediatria/pravila-vnutrennego-rasporyadka );
- п. 3 Правила внутреннего распорядка ГБУЗ "ГКБ N 52 ДЗМ" г. Москвы (https://52gkb.ru/patsientam/pravila-vnutrennego-rasporyadka);
- п. 2.4.17 Правил внутреннего распорядка в ГБУЗ СО "Артемовская ЦРБ" Свердловской области (http://www.xn--80ac8bajy.xn--p1ai/patients/internal_regulations.php).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.