Приказ ГТК РФ от 20 сентября 2001 г. N 918 "Об утверждении типового положения об оперативной таможне" (с изменениями и дополнениями)

Приказ ГТК РФ от 20 сентября 2001 г. N 918
"Об утверждении типового положения об оперативной таможне"

С изменениями и дополнениями от:

28 июня 2002 г.


В целях дальнейшего совершенствования оперативно-служебной деятельности таможенных органов Российской Федерации и во исполнение приказов ГТК России от 26.01.2001 N 90 "Об утверждении Положения об Управлении таможенных расследований и дознания" и от 26.03.2001 N 312дсп "Об утверждении Положения о Главном управлении по борьбе с контрабандой" приказываю:

ГАРАНТ:

Приказом ГТК РФ от 25 июня 2002 г. N 650, указанный в пункте 1 настоящего порядка приказ ГТК РФ от 26 января 2001 г. N 90 признан утратившим силу с 1 июля 2002 г.


1. Утвердить типовое положение об оперативной таможне (прилагается).

2. Руководителям структурных подразделений ГТК России, таможенных органов и организаций ГТК России довести настоящий приказ и указанное типовое положение до сведения подчиненных сотрудников.

3. Главному управлению по борьбе с контрабандой ГТК России (А.А.Литовченко), региональным таможенным управлениям привести положения об оперативных таможнях в соответствие типовому положению об оперативной таможне и утвердить их приказами ГТК России в двухмесячный срок со дня издания настоящего приказа.

4. Считать утратившим силу приказ ГТК России от 07.09.2000 N 815 "Об утверждении Типового положения об оперативной таможне".

5. Контроль за исполнением настоящего приказа осуществлять заместителю председателя ГТК России Б.М.Гутину.


Председатель Комитета
генерал-полковник таможенной службы

М.В.Ванин


Информация об изменениях:

Приказом ГТК РФ от 28 июня 2002 г. N 671 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2002 г.

См. текст приложения в предыдущей редакции


Приложение

к приказу ГТК РФ

от 20 сентября 2001 г. N 918


Типовое положение об оперативной таможне

С изменениями и дополнениями от:

28 июня 2002 г.


I. Общие положения


1. Оперативная таможня (далее - Таможня) является специализированной таможней, входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации, осуществляет свою деятельность под общим руководством ГТК России и непосредственным руководством соответствующего регионального таможенного управления (РТУ).

Руководство деятельностью Таможни в части организации, координации и осуществления оперативно-разыскной деятельности осуществляет Главное управление по борьбе с контрабандой (ГУБК), а в части осуществления таможенных расследований и дознания - Управление таможенных расследований и дознания (УТРД).

Методическое обеспечение деятельности структурных подразделений Таможни осуществляют по направлениям работы соответствующие функциональные подразделения ГТК России.

Таможня является правоохранительным органом Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве и законодательства об административных правонарушениях в регионе своей деятельности.

2. Территорией региона деятельности Таможни является территория региона деятельности соответствующего регионального таможенного управления.

3. Создание, реорганизацию и ликвидацию Таможни осуществляет ГТК России. Внесение изменений в организационно-штатную структуру, штатное расписание, нормативы штатной численности, а также перераспределение имеющейся штатной численности правоохранительных подразделений Таможни осуществляется только по согласованию с ГУБК и УТРД.

4. Таможня в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП России), Таможенным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", другими законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ГТК России, а также настоящим Положением.

5. Работа Таможни основывается на основных конституционных принципах, сочетания гласных и негласных методов и средств, а также системности и централизации.

6. Таможня, являясь вышестоящим таможенным органом в регионе своей деятельности по организации и осуществлению таможенными органами борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными законом к компетенции таможенных органов, в том числе оперативно-разыскной деятельности, дознания, а также возбуждения дел об административных правонарушениях, проведения по ним административного расследования и их рассмотрения (далее - административное производство), осуществляет организацию, координацию, контроль и соответствующее руководство деятельностью таможенных органов региона по указанным направлениям.

7. Таможня решает возложенные на нее задачи самостоятельно и через таможенные органы в регионе деятельности (далее - таможенные органы региона), а также во взаимодействии с другими правоохранительными и контролирующими органами, территориальными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями, гражданами.

8. Таможня является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати и штампы, лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства.

9. Таможня финансируется из федерального бюджета, а также из других предусмотренных законодательством Российской Федерации источников.

10. Таможня обладает правом оперативного управления в отношении закрепленного за ней имущества, являющегося федеральной государственной собственностью.

11. Административные здания Таможни и расположенные в нем помещения являются режимными объектами.

12. Делопроизводство и мероприятия по режиму секретности Таможня осуществляет самостоятельно в соответствии с порядком, установленным ГТК России.


II. Основные задачи Таможни


13. Участие в разработке мер, направленных на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, и их реализация в части, относящейся к таможенному делу.

14. Организация и осуществление борьбы с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными к компетенции таможенных органов.

15. Организационно-методическое руководство деятельностью правоохранительных подразделений таможенных органов региона по вопросам, отнесенным к компетенции Таможни, ее координация и контроль за ней, организация повседневной работы, планирование оперативно-служебной деятельности, информационное, техническое и методическое обеспечение и др.

16. Организация и обеспечение взаимодействия таможенных органов с другими правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации и иностранных государств по вопросам, отнесенным к компетенции Таможни.

17. Подбор и расстановка кадров Таможни и правоохранительных подразделений таможенных органов региона.


III. Основные функции Таможни


18. Сбор, обобщение, анализ информации о событиях и действиях, создающих угрозу таможенному делу Российской Федерации, подготовка предложений об их устранении, участие в соответствии со своими полномочиями в реализации мер, направленных на устранение угроз экономической безопасности Российской Федерации в регионе деятельности.

19. Разработка и осуществление системы мер, направленных на активизацию борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными к компетенции таможенных органов.

20. Организация и осуществление оперативно-разыскной деятельности в пределах своей компетенции. Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу экономической безопасности государства. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов, а также выявление, установление и розыск лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

21. Планирование, организация и осуществление оперативно-разыскных мероприятий, участие в проведении оперативно-технических мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию контрабанды и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

22. Разработка мер конспирации и проведение непосредственного контроля за соблюдением правил конспирации таможенными органами при проведении оперативно-разыскных мероприятий по линии борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными к компетенции таможенных органов.

23. Рассмотрение сообщений и материалов с признаками преступлений, вынесение при наличии законных оснований постановления о возбуждении уголовного дела и осуществление после получения согласия прокурора предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов.

Выполнение согласно установленному уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации порядку указаний прокурора, поручений органа предварительного следствия.

Поддержания от имени государства и по поручению прокурора обвинения в суде по уголовному делу.

Участие в работе следственно-оперативных групп, создаваемых УТРД, а также на основании постановления прокурора в составе следственных групп иных правоохранительных органов, создаваемых для расследования преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

24. Оказание методологической помощи таможенным органам региона и контроль за выполнением ими в пределах их компетенции функций органов дознания, а также за осуществлением административного производства. Анализ и обобщение практики и результатов дознания и административного производства, оказание практической помощи таможенным органам при производстве дознания и при осуществлении административного производства по наиболее сложным делам.

25. Возбуждение дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, проведение по ним административного расследования и рассмотрение таких дел согласно порядку, предусмотренному КоАП России. Осуществление контроля за соблюдением законности таможенными органами региона при осуществлении административного производства, а также за законностью и обоснованностью вынесения ими решений об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов.

26. Обеспечение соблюдения законности сотрудниками Таможни и правоохранительных подразделений таможенных органов региона при осуществлении оперативно-разыскной деятельности, производстве дознания по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, а также исполнительного производства.

27. Организация планирования и отчетности по итогам оперативной и служебной деятельности в правоохранительных подразделениях таможенных органов региона, в том числе рассмотрение представленных проектов планов основных мероприятий оперативно-служебной деятельности на полугодие, вынесение по ним соответствующих заключений, утверждение планов, а также контроль за ходом их подготовки и выполнения, представлением отчетов.

28. Организация и осуществление мероприятий по борьбе с организованной преступностью в сфере таможенного дела.

29. Участие в мероприятиях по обеспечению режима секретности, в том числе обеспечение реализации системы мер по защите информации в структурных подразделениях Таможни и правоохранительных подразделениях таможенных органов региона.

30. Участие в организации розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следственных и судебных органов, по делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов. Непосредственное его осуществление.

31. Организация и осуществление экспертно-криминалистической работы при производстве по делам об административных правонарушениях, в том числе при пересмотре постановлений по таким делам в связи с жалобами лиц или протестами прокуроров и при проведении дознания по уголовным делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных законодательством к компетенции таможенных органов, обеспечение взаимодействия с региональной таможенной лабораторией, экспертными учреждениями министерств и ведомств, а также исследовательскими организациями.

32. Организация деятельности кинологических подразделений таможенных органов и контроль за ней.

ГАРАНТ:

См. Наставление по организации кинологической деятельности таможенных органов РФ, утвержденное приказом ФТС России от 7 апреля 2009 г. N 635

33. Выявление и изучение причин и условий, способствующих совершению правонарушений в сфере таможенного дела, их обобщение и анализ, разработка мер по их предупреждению и устранению.

34. Создание информационных систем, ведение оперативно-справочного учета, уголовной статистики и оперативного архива по результатам оперативно-разыскной деятельности, статистики по делам о НТП; составление архива оперативно-служебных документов.

35. Формирование, пополнение и использование единого автоматизированного банка данных правоохранительной системы таможенных органов региона.

36. Обобщение и анализ правоприменительной практики Таможни и таможенных органов региона, представление в ГТК России аналитических материалов и документов. Направление в структурные подразделения ГТК России в соответствии с их компетенцией, а также в соответствующее РТУ информации по вопросам, относящимся к компетенции Таможни, в том числе о чрезвычайных происшествиях и конфликтных ситуациях.

37. Выявление проблем в сфере борьбы с таможенными правонарушениями и потребностей в правовом регулировании этой деятельности, подготовка предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации и ведомственной нормативной, и правовой базы в таможенном деле и направление их в соответствующее РТУ и ГТК России.

38. Осуществление контроля за единообразным и точным исполнением структурными подразделениями Таможни и правоохранительными подразделениями таможенных органов региона законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов ГТК России, регламентирующих организацию и осуществление оперативно-разыскной деятельности, производство дознания и ведения производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов в таможенных органах Российской Федерации.

39. Издание на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле, нормативных правовых актов ГТК России и в пределах своей компетенции приказов и иных правовых актов и документов.

40. Передача материалов в органы следствия и прокуратуры, рассмотрение заявлений. Защита интересов Таможни в судах различных инстанций при рассмотрении споров, возникающих из административных правоотношений.

41. Определение потребности структурных подразделений Таможни и правоохранительных подразделений таможенных органов региона в технических средствах поиска и контроля, автотранспорте, оргтехнике, криминалистической технике, специальной литературе и др. Принятие мер по их обеспечению, в том числе направление в вышестоящие таможенные органы соответствующих заявок и предложений.

42. Работа по подбору, специальной проверке, изучению, подготовке и воспитанию собственных кадров. Проведение аттестации сотрудников Таможни на соответствие занимаемой должности при представлении к назначению на вышестоящие должности, присвоению специальных званий и в других случаях. Представление в вышестоящие таможенные органы материалов к награждению сотрудников Таможни государственными наградами Российской Федерации, присвоению почетных званий Российской Федерации.

43. Участие в подборе и расстановке кадров на должности первых заместителей начальников таможен по правоохранительной работе, а также руководителей оперативно-разыскных подразделений, подразделений дознания и таможенных расследований в таможенных органах. Согласование кандидатур на руководящие должности правоохранительных подразделений таможенных органов региона.

44. Планирование и контроль за организацией первичной профессиональной, боевой и физической подготовки сотрудников Таможни и оперативных подразделений таможенных органов региона.

45. Планирование расходов на содержание и развитие Таможни, представление в установленном порядке в вышестоящие таможенные органы, в соответствии с утвержденной бюджетной классификацией, проекта сметы расходов на содержание и развитие Таможни. Обеспечение целевого использования выделенных средств.

46. Осуществление бухгалтерского учета и отчетности, обеспечение соблюдения планово-финансовой, бюджетной, кассовой и платежно-расчетной дисциплины.

47. Участие в реализации поставленных ГТК России задач в области международного сотрудничества; внесение на рассмотрение руководства соответствующего РТУ и ГТК России предложений об их развитии и укреплении.

48. Выполнение других функций, возложенных на Таможню законодательством Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ГТК России и соответствующего РТУ.


IV. Права Таможни


49. Таможня имеет право:

- издавать в пределах своей компетенции акты распорядительного характера, обязательные для исполнения таможенными органами, территориальными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами;

- требовать и безвозмездно получать, в предусмотренных законодательством случаях, от таможенных органов Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, а также граждан документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на Таможню задач и функций;

- привлекать для оказания содействия в сфере таможенного дела, а также при осуществлении оперативно-разыскных и неотложных следственных действиях сотрудников таможенных органов региона, специалистов и экспертов других правоохранительных и контролирующих органов и организаций;

- зашифровывать в целях конспирации личность сотрудников Таможни, ведомственную принадлежность подразделений, помещений, транспортных средств Таможни, а также личность граждан, оказывающих конфиденциальное содействие таможенным органам региона;

- принимать в пределах своей компетенции к производству уголовные дела, возбужденные таможенными органами либо поручать производство дознания другому таможенному органу региона и осуществлять контроль за производством дознания;

- привлекать лиц к ответственности за административные правонарушения, отнесенные к компетенции таможенных органов, и осуществлять процессуальные действия, предусмотренные КоАП России;

- продлевать сроки административного расследования по делам об административных правонарушениях, отнесенным к компетенции таможенных органов и находящимся в производстве таможенных органов региона;

- ходатайствовать перед соответствующим РТУ, а затем перед Управлением контроля соблюдения законодательства в таможенном деле ГТК России об отмене вынесенных таможенными органами региона постановлений по делам об административных правонарушениях, отнесенным к компетенции таможенных органов;

- заключать в пределах своей компетенции с организациями и гражданами хозяйственные договоры в пределах выделенных денежных средств.


V. Заключительные положения


50. Положение об оперативной таможне, структура и штат оперативной таможни утверждает ГТК России.

51. Оперативную таможню возглавляет начальник, являющийся одновременно первым заместителем (заместителем) начальника соответствующего РТУ.

Начальник оперативной таможни, его первый заместитель назначаются на должность и освобождаются от должности приказом ГТК России по представлению соответствующего РТУ, согласованному с ГУБК и УТРД.

52. Заместители начальника оперативной таможни, главный бухгалтер (начальник отдела бухгалтерского учета и контроля), начальник юридического отдела и начальник кадровой службы назначаются на должность и освобождаются от должности приказами соответствующего РТУ по представлению начальника оперативной таможни, согласованному с соответствующими функциональными подразделениями ГТК России.

53. Начальники структурных подразделений оперативной таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами оперативной таможни по согласованию с соответствующим РТУ.

Назначение на должность и освобождение от должности начальников подразделений, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, согласовывается с ГУБК, а подразделений, осуществляющих таможенные расследования и дознание - с УТРД.

54. Квалификационные требования, функциональные обязанности и другие вопросы деятельности заместителей начальника оперативной таможни, начальников структурных подразделений и сотрудников таможни регламентируются ведомственными нормативными правовыми актами и конкретизируются в соответствующих должностных инструкциях.

55. Сотрудники оперативной таможни имеют право на ношение, хранение и применение оружия и специальных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами ГТК России.

56. Начальник Таможни и его заместитель, непосредственно курирующий производство дознания по уголовным делам, являются начальниками органа дознания - должностными лицами органа дознания, уполномоченными поручать производство дознания дознавателю и наделенными в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством отдельными процессуальными полномочиями.

Начальник органа дознания:

- дает согласие на продление сроков проверки сообщений и заявлений физических и юридических лиц;

- поручает производство дознания по уголовному делу дознавателю;

- дает указания по уголовному делу дознавателю;

- утверждает обвинительный акт по уголовному делу;

- поддерживает по поручению прокурора от имени государства обвинение в суде по уголовному делу.

57. Начальник оперативной таможни:

- руководит на основе принципов единоначалия деятельностью оперативной таможни, а также осуществляет оперативное руководство деятельностью таможенных органов по вопросам выявления, пресечения, профилактики, раскрытия и расследования преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов;

- несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на оперативную таможню задач и функций, в том числе за организацию планирования оперативно-служебной деятельности в правоохранительных подразделениях таможенных органов региона, а также за целевое использование выделяемых средств;

- распределяет обязанности между своими заместителями;

- организовывает проверку исполнения нормативных правовых актов ГТК России, соответствующего РТУ и оперативной таможни;

- представляет оперативную таможню, а по поручению начальника РТУ и региональное таможенное управление в государственных органах;

- утверждает положения о структурных подразделениях оперативной таможни и должностные инструкции ее сотрудников;

утверждает планы основных мероприятий оперативно-служебной деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов;

- распоряжается в пределах своей компетенции денежными средствами и иным имуществом, закрепленным за оперативной таможней;

- заключает от имени оперативной таможни сделки, выдает доверенности;

- назначает на должность и освобождает от должности сотрудников оперативной таможни в соответствии с порядком, установленным ГТК России;

- вносит в соответствующее РТУ предложения о присвоении специальных званий подчиненным сотрудникам согласно Федеральному закону "О службе в таможенных органах Российской Федерации";

- применяет в пределах предоставленных ему прав в отношении сотрудников и работников оперативной таможни меры поощрения и дисциплинарного воздействия;

- направляет сотрудников оперативной таможни в служебные командировки в пределах Российской Федерации, вносит руководству соответствующего РТУ и ГТК России предложения о заграничных служебных командировках сотрудников таможни и правоохранительных подразделений таможенных органов;

- осуществляет контроль за применением сотрудниками оперативной таможни специальных средств и огнестрельного оружия;

- осуществляет другие функции, пользуется другими правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ГТК России.

58. Оперативная таможня вправе использовать символику таможенных органов Российской Федерации, а также по согласованию с соответствующим РТУ и ГТК России иметь собственную символику.


Начальник
Главного управления
по борьбе с контрабандой
генерал-майор
таможенной службы

А.А.Литовченко



Приказ ГТК РФ от 20 сентября 2001 г. N 918 "Об утверждении типового положения об оперативной таможне"


Текст приказа официально опубликован не был


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ ГТК РФ от 28 июня 2002 г. N 671

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.