Поставщик коммунальных услуг прислал подписанное дополнительное соглашение на изменение реквизитов. Заказчик является бюджетным учреждением. Заключение дополнительного соглашения связано с изменением платежных реквизитов контрагента. Нужно ли в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" размещать в ЕИС это изменение к контракту?
Если да, то какую причину изменения условий контракта нужно указывать?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации заключать дополнительное соглашение не требуется, для оплаты по новым реквизитам заказчику достаточно письменного уведомления от контрагента. В случае подписания двустороннего документа, фиксирующего факт изменения банковских реквизитов контрагента, размещать этот документ в единой информационной системе не нужно.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 26 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) информация об изменении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС) в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ. Исчерпывающий перечень случаев, когда условия контракта можно изменить при его исполнении (то есть уже после его подписания), содержится в ч.ч. 1 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Как видим, изменение банковских реквизитов стороны контракта к таким случаям не отнесено. Поэтому основания для изменения условий контракта в рассматриваемой ситуации отсутствуют.
Более того, в связи с изменением банковских реквизитов у организации в принципе не возникает необходимости вносить изменения в ранее заключенные договоры (контракты). Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ договором (а контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в силу п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 этого закона является гражданско-правовым договором) признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Под условиями договора понимаются предмет договора, способ и порядок исполнения обязательств по договору, иные обстоятельства, подлежащие согласованию сторонами (смотрите, в частности, ст.ст. 1, 307, 309, 310, 420, 421 ГК РФ). Для изменения условий договора по общему правилу требуется соответствующее соглашение сторон договора (п. 1 ст. 450 ГК РФ). Однако не все включенные в договор (контракт) сведения являются условиями договора, подлежащими согласованию. Так, например, сведения о наименовании юридического лица, сведения о его руководителе или ином лице, подписавшем договор (контракт) на основании доверенности, адресе и прочих реквизитах стороны договора (включая сведения о банковских реквизитах организации) не являются условиями, относительно которых стороны достигают соглашения. Эти сведения носят исключительно информационный, вспомогательный характер и сами по себе не влияют на права и обязанности сторон (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 N 09АП-46620/13).
Следовательно, изменение реквизитов, относящихся к одной из сторон (в том числе в связи с открытием нового банковского счета), по смыслу п. 1 ст. 450 ГК РФ и п. 1 ст. 453 ГК РФ, не приводит к изменению договора и не требует согласования сторонами. Организация остается стороной заключенных ею ранее контрактов (договоров), они продолжают действовать независимо от изменения реквизитов и должны исполняться надлежащим образом как самой организацией, так и ее контрагентами. Таким образом, изменение банковских реквизитов организации не влечет необходимости внесения каких-либо изменений в ранее заключенные ею договоры (контракты), а отсутствие соглашения, фиксирующего факт изменения банковских реквизитов одной из сторон контракта, не свидетельствует о нарушении закона (смотрите решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 октября 2016 г. N 11-215/16).
Об изменении соответствующих реквизитов достаточно уведомить контрагента по договору (смотрите, например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 декабря 2016 г. N 44-4200/16). Разумеется, ничто не мешает сторонам зафиксировать факт изменения реквизитов в отдельном документе, который может быть поименован в том числе и как "дополнительное соглашение" (смотрите письмо Минэкономразвития от 31.03.2016 N Д28и-854). Однако поскольку, как уже отмечено, условия контракта при этом не изменяются, у заказчика не возникает ни обязанности разместить такой документ (информацию о его подписании) в ЕИС, ни обязанности направить его (информацию о нем) для включения в реестр контрактов (ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Ответ прошел контроль качества
4 мая 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.