Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Вопрос: Единственным учредителем ООО является физическое лицо. Организация применяет общую систему налогообложения и осуществляет деятельность по оптовой торговле. Доходы организации за 2017 год составили 743 млн. руб. без учета НДС, численность работников 88 человек. По итогам 2015 года выручка не превышала 400 млн. руб. (без НДС), за 2016 - составила 402 млн. руб. (без НДС). Каковы критерии отнесения ООО к малым предприятиям? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.)

Единственным учредителем ООО является физическое лицо. Организация применяет общую систему налогообложения и осуществляет деятельность по оптовой торговле. Доходы организации за 2017 год составили 743 млн. руб. без учета НДС, численность работников 88 человек. По итогам 2015 года выручка не превышала 400 млн. руб. (без НДС), за 2016 - составила 402 млн. руб. (без НДС).

Отчетность 2017 года подлежит обязательному аудиту, поэтому в течение 2017 года организация не имела права применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам. При этом в 2016 году права на упрощенные учет и отчетность сохранялись.

Каковы критерии отнесения ООО к малым предприятиям? Если ООО не будет соответствовать этим критериям, то как это отразится на порядке ведения кассовых операций, на порядке ведения бухгалтерского учета и составления отчетности? Будет ли потеря статуса субъекта малого предпринимательства основанием для проведения налоговых проверок?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Лишиться статуса субъекта малого предпринимательства ООО может лишь в случае, если значения по численности работников и (или) доходам будут превышать предельные значения в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

Если организация не утратила статус субъекта малого предпринимательства, то она может не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе.

Начиная с 2017 года организация не должна была применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Потеря статуса субъекта малого предпринимательства не является основанием для проведения налоговых проверок.

 

Обоснование позиции:

 

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства

 

Отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ и п. 4 ст. 66 ГК РФ к субъектам малого и среднего предпринимательства могут относиться общества с ограниченной ответственностью (далее также - ООО).

Согласно ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ для признания ООО субъектом малого предпринимательства (СМП) необходимо, чтобы оно одновременно отвечало трем критериям:

1) соответствовало хотя бы одному из условий, указанных в п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ. С учетом заданного вопроса, организация должна отвечать критерию, установленному пп. "а" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, а именно суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале организации не должна превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49%;

2) среднесписочная численность его работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек (пп. "а" п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ);

3) доход ООО от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном НК РФ, не должен превышать 800 млн. руб. (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, п. 1 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".

В рассматриваемой ситуации единственным учредителем организации является физическое лицо, по итогам 2017 года доход от предпринимательской деятельности не превысил 800 млн. руб., среднесписочная численность работников - не превысила 100 человек. Все условия, предусмотренные ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, соблюдаются. Поэтому по состоянию на 01.01.2018 организация отвечает критериям для признания ее СМП.

Частью 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ определено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п.п. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 той же статьи, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено этой статьей. Из приведенной нормы следует, что лишиться статуса СМП ООО может лишь в случае, если значения по численности работников и (или) доходам будут превышать предельные значения в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

В данном случае по итогам 2015, 2016 и 2017 годов предельные значения по доходу и среднесписочной численности работников организацией не превышались, поэтому в 2018 году организация продолжает признаваться малым предприятием. Если же в 2018 году будет превышение, например, показателя доходности, то с учетом ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, организация и в 2019, и в 2020 году будет продолжать оставаться малым предприятием. И только в случае превышения предельных значений доходности или численности работников по итогам 2018, 2019 и 2020 годов статус организации изменится с 2021 года.

С 1 июля 2016 года сведения о юридических лицах и ИП, отвечающих условиям отнесения к малым и средним субъектам предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Единый реестр), за ведение которого отвечает ФНС России (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

Единый реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса СМП хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без введения административных процедур, связанных с предоставлением такими хозяйствующими субъектами дополнительных документов.

Как определено ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ, первое размещение сведений, содержащихся в Едином реестре, в сети Интернет на официальном сайте ФНС России осуществлено 01.08.2016. Дальнейшее размещение сведений, содержащихся в Едином реестре, в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа осуществляется ежемесячно начиная с 10.09.2016.

В соответствии с ч. 4 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и ИП в Единый реестр и исключение таких сведений из Единого реестра осуществляются на основании имеющихся у налоговой службы данных. Каких-либо заявлений для включения в Единый реестр налогоплательщику писать не требуется, представлять дополнительные документы также не нужно.

Таким образом, внесение сведений о юридических лицах и ИП в Единый реестр и исключение таких сведений из Единого реестра осуществляется ФНС России.

Следует учитывать, что Закон N 209-ФЗ не ставит признание организации субъектом малого или среднего предпринимательства в зависимость от факта ее регистрации в Едином реестре, равно как от факта формального признания этого статуса каким-либо органом. Наличие у хозяйствующего субъекта статуса субъекта малого или среднего предпринимательства обусловлено исключительно его соответствием критериям, установленным в ст. 4 Закона N 209-ФЗ.

Соответственно, поименование ООО в Едином реестре является лишь подтверждением его статуса СМП.

Проверить, включено ли ООО в Единый реестр можно в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://ofd.nalog.ru/). Сведения обновляются 10-го числа каждого месяца и сохраняются в течение пяти лет с момента каждого обновления.

Субъекты малого предпринимательства имеют ряд преимуществ перед другими хозяйствующими субъектами. Так, согласно ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), если иное не установлено ч. 2 этой статьи, с 01.01.2016 по 31.12.2018 не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, за исключением организаций и ИП, осуществляющих виды деятельности, перечень которых установлен постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944.

Однако указанная преференция касается не всех видов плановых проверок, поскольку в предмет регулирования Закона N 294-ФЗ попадают не все виды государственных проверок. В частности, Закон N 294-ФЗ не регулирует проверки в рамках прокурорского надзора (п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ), контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере (п. 3 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ), налоговые проверки (п. 4 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ), контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (п. 8 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).

В то же время организация и проведение плановых проверок трудовой инспекцией, санэпиднадзором, органами пожарного надзора осуществляются по правилам, установленным Законом N 294-ФЗ.

 

Лимит кассы

 

Порядок ведения кассовых операций установлен Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание 3210-У).

В отношении СМП установлено единственное исключение из общего порядка ведения кассовых операций-они могут не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе (абзац 10 п. 2 Указания N 3210-У).

При этом под субъектами малого предпринимательства в целях Указания N 3210-У понимаются только юридические лица, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям (абзац 2 п. 1 Указания N 3210-У).

Из формулировки абзаца 2 п. 1 и абзаца 10 п. 2 Указания N 3210-У следует, что пока организация не утратит статус субъекта малого предпринимательства, в том числе с учетом ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, то она может не устанавливать лимит кассы. Например, если по итогам 2018, 2019, 2020 годов доходы организации будут превышать 800 млн. за каждый год, то в 2021 году организации необходимо будет устанавливать лимит кассы.

Субъект малого предпринимательства, не установивший лимит, самостоятельно определяет сумму наличных денег, хранящуюся в кассе по завершении рабочего дня. При этом руководителем должны быть определены мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег (письмо Банка России от 08.12.2014 N 29-1-1-6/9698 "О лимите остатка наличных денег").

Все остальные нормы Указания N 3210-У, включая обязанность оформлять кассовые документы и вести кассовую книгу, а также иные обязанности и ограничения, связанные с оборотом денежной наличности, для юридических лиц, являющихся СМП, сохраняются.

 

Бухгалтерский учет и отчетность

 

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено ст. 6 Закона N 402-ФЗ.

В свою очередь, п. 1 ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ установлено, что упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют, в частности, организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ (информационное сообщение Минфина России от 17.11.2014 "Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии").

Случаи, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, установлены ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ). В частности, в силу п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ обязательный аудит проводится, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) коммерческой организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей.

Таким образом, организация может признаваться СМП, но при этом не иметь права на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Для определения обязанности проводить аудит необходимо брать из отчетности прошедшего года данные по строке 2110 "Выручка" отчета о финансовых результатах (это выручка без НДС (п. 3 ПБУ 9/99 "Доходы организации")), и по строке 1600 "Баланс" бухгалтерского баланса.

Исходя из условий заданного вопроса следует, что отчетность 2017 года подлежит обязательному аудиту, поэтому в течение 2017 года организация не имела права применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам. При этом в 2016 году права на упрощенные учет и отчетность сохранялись. Также организация должна была применять ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах", ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности", которые организации, применяющие упрощенные способы ведения учета могут не применять. Об ответственности за не проведение аудита, неправомерное ведение учета упрощенным способом и составление отчетности по упрощенной форме смотрите материал, приведенный в конце ответа*(1).

 

Налоговый контроль

 

Как мы уже выше отметили, положения Закона N 294-ФЗ не регулируют порядок проведения налоговых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Налоговые проверки проводятся в порядке, установленном нормами НК РФ. Каких-либо специальных положения для субъектов малого предпринимательства в части проведения проверок НК РФ не предусматривает.

Как поясняют представители финансового ведомства, в системе налогового контроля реализуется риск-ориентированный подход к проведению выездных налоговых проверок.

На основе всестороннего анализа всей имеющейся у налогового органа информации и оценки всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика проводится отбор проверяемых лиц для включения в план выездных налоговых проверок в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок (утверждена приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).

Отбираются для таких проверок те налогоплательщики, которые попали одновременно в несколько зон налоговых рисков или в зону с высоким налоговым риском.

Каждый налогоплательщик может самостоятельно проверить, попадает он в зону с высоким налоговым риском или нет, в том числе с использованием общедоступных критериев (приложение 2 к приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).

Финансисты отмечают, что в действующих условиях выездные налоговые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства минимизированы и проводятся в исключительных случаях.

НК РФ в полной мере урегулированы порядок, сроки, глубина, периодичность проведения выездных налоговых проверок.

Необходимость внесения в НК РФ изменений в целях дополнительного ограничения количества проведения выездных налоговых проверок отсутствует (письма Минфина России от 17.06.2016 N 03-02-08/35813, от 15.02.2017 N 03-02-07/1/8547).

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).

При этом потеря статуса субъекта малого предпринимательства не является основанием для проведения в отношении этого налогоплательщика выездных или камеральных проверок (ст.ст. 88, 89 НК РФ).

Поэтому, если организация перестанет быть субъектом малого предпринимательства, на количестве проверок и порядке их проведения этот факт не должен отразиться.

 

Рекомендуем ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Субъекты малого и среднего предпринимательства;

- Энциклопедия решений. Упрощенный порядок ведения кассовых операций субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами;

- Энциклопедия решений. Проверки кассовой дисциплины. Привлечение к административной ответственности;

- Энциклопедия решений. Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

- Энциклопедия решений. Ответственность руководителя и главного бухгалтера в сфере бухгалтерского учета;

- Энциклопедия решений. Представление статистической отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства;

- Энциклопедия решений. Мораторий на проверки субъектов малого предпринимательства;

- Энциклопедия решений. Мораторий на проведение плановых проверок трудовой инспекцией субъектов малого предпринимательства;

- Энциклопедия решений. Плановые проверки Роскомнадзором за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства;

- Энциклопедия решений. Проверки Роспотребнадзора;

- Энциклопедия решений. Плановая проверка органами пожарного надзора.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Вахромова Наталья

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Королева Елена

 

14 февраля 2018 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Вопрос: Организация (ООО) является малым предприятием. Организация составила бухгалтерскую отчетность за 2016 год в полном объеме, со всеми приложениями. Бухгалтерский учет ведется по обычному плану счетов, без упрощений. Сумма активов бухгалтерского баланса превышала 60 млн. руб. по состоянию на 31.12.2015. Соответственно, бухгалтерская финансовая отчетность за 2016 год подлежит обязательному аудиту. Организация не провела аудит и ведёт упрощённый учёт (не применяет ПБУ 18/02 и т.д.). ООО не обязано публиковать свою бухгалтерскую отчетность. Какая ответственность установлена в данной ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2017 г.);

- Вопрос: Организация (ООО) является малым предприятием. Сумма активов бухгалтерского баланса превышала 60 млн. руб. по состоянию как на 31.12.2015, так и на 31.12.2014. По состоянию на 31.12.2013 такого превышения не было. Соответственно, организация не имеет права применять упрощённые способы учёта и подлежит обязательному аудиту. Организация не проводит аудит и ведёт упрощённый учёт (не применяет, например, ПБУ 18/02, сдаёт упрощенную бухгалтерскую отчётность). Какая ответственность установлена в данной ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2016 г.);

- Вопрос: ЗАО не создает резервы по отпускам, по сомнительным долгам и не применяет ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций". Какая ответственность лежит на ЗАО в случае, если организация должна применять ПБУ, но не применяет его? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2017 г.).

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.