Письмо ГТК РФ от 30 ноября 2001 г. N 02-20/47684 О рекомендациях научно-практической конференции ГТК РФ "Роль и место таможенной службы России в развитии экономики и обеспечении экономической безопасности страны в условиях глобализации внешней торговли", состоявшейся 19 октября 2001 г. в Российской таможенной академии

Письмо ГТК РФ от 30 ноября 2001 г. N 02-20/47684


Направляем для ознакомления и использования в работе рекомендации научно-практической конференции "Роль и место таможенной службы России в развитии экономики и обеспечении экономической безопасности страны в условиях глобализации внешней торговли", состоявшейся 19 октября 2001 года в Российской таможенной академии.

Приложение: на 5 л.


Первый заместитель начальника
Главного организационно-инспекторского
управления полковник таможенной службы

С.А.Носов


Рекомендации
научно-практической конференции ГТК России "Роль и место таможенной
службы России в развитии экономики и обеспечении экономической
безопасности страны в условиях глобализации внешней торговли",
состоявшейся 19 октября 2001 г. в Российской таможенной академии


Современная обстановка в мире характеризуется двумя ведущими тенденциями. С одной стороны, это глобализация экономики и внешней торговли, с другой - обострение международного терроризма и разворачивающийся мировой экономический кризис.

Эти тенденции оказывают самое непосредственное влияние на развитие российской экономики, подготовку к вступлению России в ВТО, на деятельность таможенных органов по обеспечению экономической безопасности страны.

В народнохозяйственном комплексе Российской Федерации внешняя торговля товарами и услугами занимает чрезвычайно важное место. В условиях глобализации мировых политических и экономических процессов углубляются процессы международного разделения труда, усиливается взаимная зависимость стран друг от друга; усложняются виды и способы переработки товаров на таможенных территориях государств и за их пределами. Фактически формируется глобальная экономика с мировой системой финансовых рынков, транснациональными капиталами и международными финансово-экономическими институтами наднационального регулирования, направленными на устранение барьеров на путях международного движения капиталов, товаров и услуг.

При глобализации экономики главными условиями выживания государства становятся два фактора - способность производить конкурентоспособные продукцию и услуги, а также умение национальных государств эффективно использовать свои внешнеэкономические связи. Только национально ориентированные внешнеэкономические связи могут способствовать развитию национальной экономики, научно-технического прогресса, повышению качества и конкурентоспособности продукции, услуг и рациональной занятости населения.

В связи с этим роль и значение таможенного администрирования, как совокупности методов и механизмов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации внешней торговли возрастает.

Конференция отмечает, что курс России на либерализацию внешней торговли, не подкрепленный мерами по защите национальной экономики, не обеспечил сбалансированного развития экономики страны. Внешнеторговый оборот России в 2000 г. достиг 134,4 млрд. долл. и увеличился по сравнению с 1999 г. на 32,1%, в том числе экспорт вырос на 43,5%, а импорт на 10,9%. Однако сохранилась тенденция к ухудшению структуры экспорта и импорта продукции. Удельный вес основных видов топливно-энергетических ресурсов в общем объеме экспорта в ноябре 2000 г. составил 56,0% против 47,6% в ноябре 1999 г. Нестабильность экономики и, как следствие, утечка капиталов за границу представляют серьезную угрозу экономической безопасности России. Задачей огромной важности является создание условий для устойчивого экономического роста.

Участники конференции единодушны во мнении, что внешнеэкономическая деятельность страны может и должна стать одним из важнейших факторов структурного изменения национальной экономики, преодоления ее кризисного состояния и вхождения России в мировой рынок при обеспечении экономической безопасности страны. В ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2001 год указано на необходимость коренного изменения системы таможенного администрирования в интересах дальнейшего экономического развития Российской Федерации.

Необходимо повысить роль таможенной службы в обеспечении экономических интересов и безопасности страны, в реализации государством конституционно закрепленных прав собственности на основные виды природных ресурсов - важного источника поддержки экономики и устойчивого развития.

Для практической реализации и достижения заявленных целей участники конференции считают необходимым:

1. В части совершенствования таможенного администрирования:

1.1. В тесном взаимодействии с правительственными и неправительственными организациями разработать долгосрочную программу развития таможенной службы и повышения ее роли в обеспечении устойчивого экономического роста и безопасности страны, определив цели и стратегию ее реализации.

1.2. Разработать систему оперативного информирования таможенных органов о ценах мирового рынка.

1.3. Продолжить работу по унификации ставок таможенных пошлин и повышению их гибкости при крупных изменениях конъюнктуры мировых рынков:

- применять в соответствии с действующим законодательством специальные защитные, антидемпинговые или компенсационные меры;

- обеспечить последовательную реализацию базовых принципов формирования таможенного тарифа в соответствии с приоритетами промышленной и структурной политики;

- осуществить снижение ставок ввозных пошлин на непроизводимые в России машины и оборудование, комплектующие изделия;

- совершенствовать структурный профиль импортного тарифа путем уточнения специфических составляющих комбинированных ставок;

- расширять использование в Таможенном тарифе Российской Федерации сезонных пошлин и тарифных квот для сельскохозяйственных товаров;

- координировать таможенно-тарифную политику с Республикой Беларусь и со странами Евразийского экономического сообщества.

1.4. Своевременно предоставлять участникам ВЭД информацию об изменениях в таможенных правилах.

1.5. Обеспечить надежность первичных таможенных данных о внешнеторговых операциях, а также их своевременную передачу в организации, занимающиеся их обработкой и анализом.

1.6. Расширить работу по прогнозированию динамики внешней торговли, внешнеторговых цен и таможенных платежей с учетом цикличных колебаний мировой торговли и мировых цен; ГТК России своевременно готовить предложения в Правительство Российской Федерации об изменениях ставок таможенных пошлин при существенных изменениях конъюнктуры миров рынка.

1.7. Систематически проводить встречи руководства таможенных органов с участниками ВЭД.

1.8. При доработке новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации согласовать его положения с налоговым кодексом.

1.9. Подготовить предложения по совершенствованию уголовно-правового, уголовно-процессуального, административного и таможенного законодательства, регулирующих деятельность таможенных органов и внести их в соответствующие инстанции.

2. В части совершенствования таможенных технологий:

2.1. Обеспечить эффективное использование информации, внедрение современных технологий автоматизации таможенных процедур и процессов управления таможенной деятельностью с учетом накопленного мирового опыта в данной сфере. С этой целью:

- расширить практику применения предварительного декларирования;

- законодательно закрепить право электронной подписи на ГТД;

- разработать нормативную и методическую документацию по применению электронно цифровой подписи с целью внедрения электронной формы декларирования товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

- законодательно определить статус электронных уведомлений и подтверждений, участвующих в информационном обмене при осуществлении контроля за доставкой товаров.

2.2. Разработать критерии дифференциации участников ВЭД с целью их таможенного обслуживания по зеленому и красному коридорам и разработать соответствующие технологические схемы обслуживания для различных видов транспорта.

2.3. В целях повышения эффективности таможенного контроля последовательно расширять двухстороннюю и многостороннюю передачу данных об объемах экспорта в страны-импортеры, предварительно обеспечив законодательную основу для ее осуществления.

3. В части повышения эффективности использования кадрового потенциала таможенных органов:

3.1. Обеспечить силами РТА, ее филиалов, учебных центров РТУ и таможен профессиональную подготовку и переподготовку сотрудников с использованием современного опыта таможенного дела. Российской таможенной академии разработать спецкурс по проблемам борьбы с коррупцией.

3.2. Главному управлению кадров ГТК России проработать предложения по стимулированию деятельности сотрудников таможенных органов. Обратить внимание на повышение роли воспитательной работы среди личного состава таможенных органов. Подготовить предложения по формированию положительного имиджа сотрудника таможенных органов в средствах массовой информации.

4. В части подготовки к вступлению России в ВТО:

4.1. В целях совместимости процедур таможенного контроля, применяемых в таможенной службе России и таможенных службах стран-членов ВТО, перейти к применению международных стандартов формирования инфраструктуры таможенных органов Российской Федерации.

4.2. Продолжить работу по унификации таможенного законодательства стран-участниц Таможенного союза.

4.3. Провести с участием ученых независимую экспертизу и детальный анализ готовности Российской таможенной службы к работе в условиях вступления России в ВТО. Определить возможные сроки адаптации к новым условиям.

5. В части совершенствования борьбы с таможенными правонарушениями:

5.1. Использовать потенциал международных организаций для усиления взаимодействия в сфере борьбы с правонарушениями во внешнеэкономической деятельности.

5.2. ГУБК ГТК России разработать предложения по организации Главного информационного центра ГУБК ГТК России с локальной сетью для правоохранительных подразделений и служб ГТК России.

5.3. Создать совместно с иными правоохранительными федеральными органами единый банк данных зарегистрированных экономических правонарушителей и лиц к ним причастных.

5.4. Эффективнее использовать информационные массивы ГТК России и, прежде всего, разработанную в ГУБК ГТК России систему "БК-Информ".

5.5. Разработать рекомендации по организации взаимодействия правоохранительных подразделений таможенных органов: органов дознания, подразделений таможенных расследований, оперативно-розыскных подразделений, а также между правоохранительными подразделениями таможенных органов, МВД России, ФСБ России, Генеральной прокуратурой РФ, ФСНП России, Судебной системой РФ, Федеральной пограничной службой РФ и т.д.

5.6. Разработать рекомендации по использованию в борьбе с таможенными правонарушениями информационных массивов Интерпола, других правоохранительных ведомств (МВД России, ФСБ России, ФСНП России и др.).

5.7. Оснастить органы дознания, подразделения таможенных расследований, оперативно-розыскные подразделения современными средствами связи, оргтехники, ТСТК и криминалистическими средствами.

5.8. Продолжить работу по совершенствованию организационной структуры подразделений таможенных расследований, органов дознания, оперативно-розыскных подразделений, кинологической службы, экспертных местах.




Письмо ГТК РФ от 30 ноября 2001 г. N 02-20/47684


Текст письма официально опубликован не был



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение