Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Статья 12. Налогообложение и маркировка алкогольной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 209-ФЗ) в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 12. Налогообложение и маркировка алкогольной продукции

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

1. Исчисление и уплата налогов и сборов с алкогольной продукции производятся в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ пункт 2 статьи 12 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июня 2015 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются в государственном органе, уполномоченном Правительством Российской Федерации;

алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5.1 настоящей статьи. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.

Маркировка алкогольной продукции не предусмотренными настоящим Федеральным законом марками не допускается.

Информация об изменениях:

Пункт 2.1 изменен с 31 июля 2017 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ

См. предыдущую редакцию

2.1. Для приобретения федеральных специальных марок или акцизных марок организация представляет в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, или в таможенный орган следующие документы:

заявление о выдаче марок с указанием вида алкогольной продукции в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, содержания этилового спирта в алкогольной продукции, объема маркируемой алкогольной продукции, емкости подлежащей маркировке потребительской тары алкогольной продукции, количества испрашиваемых марок;

справка налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах или справка таможенного органа об отсутствии у организации задолженности по уплате таможенных платежей. В случае, если справка налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не представлена организацией, содержащиеся в такой справке сведения представляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по межведомственному запросу лицензирующего органа;

отчет об использовании ранее выданных марок в установленной Правительством Российской Федерации форме;

копия лицензии, предусмотренной настоящим Федеральным законом (для организации, осуществляющей импорт алкогольной продукции). В случае, если указанный документ не представлен организацией, по межведомственному запросу таможенного органа лицензирующий орган представляет сведения о выдаче лицензии, прекращении, приостановлении ее действия или ее аннулировании;

копия договора (контракта) поставки алкогольной продукции (для организации, осуществляющей импорт алкогольной продукции);

подтверждение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака (для организации, осуществляющей импорт алкогольной продукции);

обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

расчет потребности в федеральных специальных марках, определенный в порядке и по форме, которые установлены Правительством Российской Федерации (за исключением организаций, осуществляющих импорт алкогольной продукции).

Не допускается требовать от организации при выдаче марок представление иных документов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.2, вступающим в силу с 1 июня 2015 г.

2.2. Требование о представлении документов, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи, не распространяется на случаи приобретения федеральных специальных марок:

сельскохозяйственными товаропроизводителями;

организациями в целях маркировки винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения.

Информация об изменениях:

Пункт 2.3 изменен с 31 июля 2017 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ

См. предыдущую редакцию

2.3. Для приобретения федеральных специальных марок сельскохозяйственные товаропроизводители и организации, указанные в пункте 2.2 настоящей статьи, представляют в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, следующие документы:

заявление о выдаче федеральных специальных марок с указанием винодельческой продукции, винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, винодельческой продукции с защищенным наименованием места происхождения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, объема подлежащей маркировке соответствующей винодельческой продукции, емкости подлежащей маркировке потребительской тары, количества испрашиваемых марок;

справка налогового органа об отсутствии у заявителя задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. В случае, если заявитель не представил такую справку, лицензирующий орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает и получает соответствующие сведения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

отчет об использовании ранее выданных федеральных специальных марок в установленной Правительством Российской Федерации форме;

обязательство об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

ГАРАНТ:

До 1 января 2020 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя положения абзаца шестого пункта 2.3 статьи 12 (в части обязанности организаций, осуществляющих производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, составлять расчет потребности в федеральных специальных марках на основании сведений, подтвержденных соответствующей декларацией об объеме винограда, использованного для производства винодельческой продукции) настоящего Федерального закона не применяются в отношении:

юридических лиц (лицензиатов или соискателей лицензий на производство и оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ;

юридических лиц (лицензиатов или соискателей лицензий на производство и оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), которые были созданы в Республике Крым или в городе федерального значения Севастополе до 1 января 2015 г. и имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или участником которых является публично-правовое образование, или которые используют на праве аренды основное технологическое оборудование, находящееся в собственности публично-правового образования

расчет потребности в федеральных специальных марках, определенный в порядке и по форме, которые установлены Правительством Российской Федерации, и составленный заявителем или заявителем и саморегулируемой организацией виноградарей и виноделов, на основании имеющихся у заявителя сведений, подтвержденных соответствующей декларацией об объеме винограда, использованного для производства винодельческой продукции, сведений об остатках федеральных специальных марок, виноматериалов.

Не допускается требовать от заявителя при выдаче федеральных специальных марок представление иных документов.

Информация об изменениях:

Пункт 2.4 изменен с 31 июля 2017 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ

См. предыдущую редакцию

2.4. Федеральные специальные марки или акцизные марки выдаются заявителям при наличии у них лицензии на осуществление соответствующего вида лицензируемой деятельности.

Федеральные специальные марки выдаются лицам, указанным в пункте 2.2 настоящей статьи, при соблюдении ими требований, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона, в количестве, позволяющем маркировать винодельческую продукцию, объем которой не превышает объем, установленный абзацем вторым пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Федеральные специальные марки выдаются лицам, указанным в пункте 2.2 настоящей статьи и не имеющим задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.5, вступающим в силу с 1 июня 2015 г.

2.5. Оборот винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, коллекционного коньяка, коллекционного вина, коллекционного ликерного вина, коллекционного игристого вина (шампанского), которые маркированы федеральными специальными марками и требования к которым действовали на дату их нанесения на потребительскую тару, допускается до окончания срока годности такой продукции.

3. Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.

Информация об изменениях:

Пункт 3.1 изменен с 1 июля 2018 г. - Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 433-ФЗ

См. предыдущую редакцию

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ действие пункта 3.1 приостановлено с 4 августа по 30 сентября 2018 г.

С 4 августа по 30 сентября 2018 г. применяются положения настоящего пункта в редакции, действовавшей по состоянию на 30 июня 2018 г.

С 4 августа по 30 сентября 2018 г. сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 5 пункта 3.1 статьи 12, указываются на русском языке

О возможности маркировать алкогольную продукцию федеральными специальными марками и акцизными марками, на которые нанесены сведения о такой продукции, установленные пунктом 3.1 статьи 12 настоящего Федерального закона в редакции, действовавшей до 1 июля 2018 г., см. Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 433-ФЗ

3.1. Федеральная специальная марка и акцизная марка должны содержать двухмерный штриховой код (графическую информацию в кодированном виде), нанесенный организацией - изготовителем указанных марок и содержащий идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы в кодированном виде.

Идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы представляет собой уникальное сочетание букв и цифр, позволяющее идентифицировать федеральную специальную марку и акцизную марку, маркируемую ими алкогольную продукцию, а также иные сведения, зафиксированные в единой государственной автоматизированной информационной системе.

3.2. Утратил силу с 1 июля 2018 г. - Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 433-ФЗ

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.3

3.3. Проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется организациями - покупателями, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется уполномоченными органами визуально, с использованием соответствующих приборов, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 июля 2018 г. - Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 433-ФЗ

См. предыдущую редакцию

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ действие пункта 4 приостановлено с 4 августа по 30 сентября 2018 г.

С 4 августа по 30 сентября 2018 г. применяются положения настоящего пункта в редакции, действовавшей по состоянию на 30 июня 2018 г.

4. Требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Изготовление федеральных специальных марок и акцизных марок, установление их цены, маркировка ими алкогольной продукции осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Утратил силу с 1 января 2006 г.

Информация об изменениях:

См. текст абзаца третьего пункта 4 статьи 12

Утратил силу с 1 января 2006 г.

Информация об изменениях:

См. текст абзаца четвертого пункта 4 статьи 12

Утратил силу с 1 января 2006 г.

Информация об изменениях:

См. текст абзаца пятого пункта 4 статьи 12

Технология изготовления и нанесения федеральных специальных марок и акцизных марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования, обеспечивать возможность считывания двухмерного штрихового кода, содержащего идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы.

ГАРАНТ:

См. Перечень реквизитов и элементы защиты федеральных специальных марок, утвержденный приказом Росалкогольрегулирования от 12 июля 2012 г. N 191

См. Перечень реквизитов и элементов защиты акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 25 января 2006 г. N 12

5. Алкогольная продукция, упаковка которой не позволяет осуществлять маркировку федеральными специальными марками и акцизными марками, освобождается от их нанесения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии полной уплаты акциза.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 296-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.1

5.1. Ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию алкогольная продукция не маркируется в установленном настоящим Федеральным законом порядке акцизными марками в следующих случаях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 182-ФЗ в подпункт 1 пункта 5.1 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

1) при ввозе ее в качестве припасов в соответствии с установленными правом ЕАЭС особенностями совершения таможенных операций в отношении припасов;

2) при помещении ее под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;

3) при помещении ее под таможенную процедуру беспошлинной торговли при наличии на этикетках, контрэтикетках алкогольной продукции надписи на русском языке "Только для продажи в магазине беспошлинной торговли" или надписи аналогичного содержания на английском языке.

6. За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 31 июля 2017 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ

См. предыдущую редакцию

7. Основанием для отказа в выдаче федеральных специальных марок является:

1) несоответствие сведений в заявлении о выдаче марок, расчете потребности в федеральных специальных марках и (или) отчете об использовании ранее выданных марок, представленных заявителем для приобретения федеральных специальных марок, сведениям, зафиксированным заявителем в единой государственной автоматизированной информационной системе;

2) наличие в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти сведений об аннулировании производителем алкогольной продукции извещения об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза в период с даты подачи в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти заявления о выдаче федеральных специальных марок до даты обращения в указанный орган за их получением. В этом случае изготовленные в соответствии с таким заявлением федеральные специальные марки подлежат возврату уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти организации-изготовителю;

3) наличие в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти сведений об аннулировании производителем алкогольной продукции ранее представленного извещения об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза (первичного извещения) и о представлении в налоговый орган нового извещения в связи с уменьшением объема закупаемого этилового спирта в период с даты подачи в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти заявления о выдаче федеральных специальных марок до даты обращения в указанный орган за их получением. В этом случае федеральные специальные марки выдаются производителю алкогольной продукции на основании уточненного расчета потребности в федеральных специальных марках, представленного производителем алкогольной продукции в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в общем порядке. В случае непредставления производителем алкогольной продукции уточненного расчета, указанного в настоящем подпункте, федеральные специальные марки, изготовленные в соответствии с заявлением о выдаче федеральных специальных марок, подлежат возврату уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти организации-изготовителю;

4) наличие в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти сведений о повторном в течение одного года занижении налоговой базы в налоговых декларациях по акцизам на этиловый спирт, алкогольную продукцию и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию по сравнению с объемом отгрузки алкогольной продукции, зафиксированным за соответствующий налоговый период в единой государственной автоматизированной информационной системе, установленных по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, подтвержденных соответствующими решениями о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вступившими в силу. Указанное основание действует до даты исполнения налогоплательщиком своих обязательств по уплате акцизов в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 31 июля 2017 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ

См. предыдущую редакцию

8. Указанные в подпунктах 2 - 4 пункта 7 настоящей статьи сведения представляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по межведомственному запросу лицензирующего органа.