Приказ ГТК РФ от 27 декабря 2002 г. N 1420 "О решении коллегии ГТК России "О перспективах развития Российской таможенной академии и ее филиалов"

Приказ ГТК РФ от 27 декабря 2002 г. N 1420
"О решении коллегии ГТК России "О перспективах развития Российской таможенной академии и ее филиалов"


Объявляю для руководства и исполнения прилагаемое решение коллегии ГТК России от 20 декабря 2002 года "О перспективах развития Российской таможенной академии и ее филиалов" (прилагается).

Приказываю:

1. Российской таможенной академии (Л.А.Лозбенко), начальникам главных управлений и управлений ГТК России, начальникам региональных таможенных управлений и таможен обеспечить безусловное выполнение в установленные сроки поручений, предусмотренных решением коллегии ГТК России.

2. РТА (Л.А.Лозбенко) совместно с Главным управлением кадров (В.П.Кудрявцев) ежегодно до 20 декабря направлять в секретариат коллегии ГТК России обобщенную информацию о проделанной работе по выполнению данного решения.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.


Председатель Комитета
действительный государственный
советник таможенной службы

М.В.Ванин


Приложение

к приказу ГТК РФ

от 27 декабря 2002 г. N 1420


Решение коллегии ГТК России от 20 декабря 2002 года
"О перспективах развития Российской таможенной академии и ее филиалов"


Заслушав и обсудив доклад и.о. начальника Российской таможенной академии Л.А.Лозбенко коллегия отмечает.

За время существования Академии для системы таможенных органов России подготовлено более 2,5 тыс. специалистов с высшим образованием, 10 докторов и 61 кандидат наук, более 10 тыс. сотрудников таможенных органов повысили свою квалификацию. Контингент обучающихся в текущем учебном году по всем формам обучения составляет 2100 человек. В адъюнктуре обучается 293 человека.

В 2001 году РТА и ее филиалы успешно прошли аттестацию и аккредитацию Минобразования России, на базе Академии создано учебно-методическое объединение (УМО) по специальности "Таможенное дело", объединяющее 27 вузов России.

В 2002 году Академия признана головным учебным заведением таможенных служб стран-участников ЕврАзЭС и получила международный статус - стала четвертым в мире региональным учебным центром Всемирной таможенной организации. В настоящее время Российская таможенная академия представляет собой динамично развивающийся учебно-научный комплекс.

Вместе с тем, РТА и ее филиалы не в полной мере удовлетворяют потребности таможенных органов России в квалифицированных специалистах. В значительной мере это связано с тем, что до сих пор подразделениями ГТК России не сформирован единый госзаказ на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов таможенной службы, отсутствует Концепция образовательной политики ГТК России.

Большинство кафедр Академии и ее филиалов в последние годы не разрабатывают новые курсы, спецкурсы и факультативы, необходимые для таможенной системы России. Не обеспечено единство требований к учебному процессу в Академии, ее филиалах и вузах, входящих в учебно-методическое объединение по специальности "Таможенное дело" на всей территории Российской Федерации. Недостаточно оперативно разрабатываются новые и совершенствуются имеющиеся учебные планы и программы. Развитие нормативно-правовой, научно-методической и материальной базы РТА отстает от требований времени.

По-прежнему отсутствует взаимодействие в работе Академии и ее филиалов с подразделениями ГТК России и региональных таможенных управлений. Профессорско-преподавательский состав и сотрудники научных подразделений Академии недостаточно динамично реагируют на изменения в деятельности таможенных органов. Подлинной проблемой становится организация практики слушателей и стажировки преподавателей в таможенных органах.

Недостаточное внимание уделяется контролю работы вузов, входящих в учебно-методическое объединение по специальности "Таможенное дело". Пассивная позиция Академии на рынке образовательных и научно-исследовательских услуг позволяет занимать эту нишу фирмам и учебным заведениям, не имеющим отношения к таможенной системе, создает поле деятельности для организаций, не гарантирующих качество этих услуг.

Не в полной мере используется научный потенциал Академии, большая часть средств на науку инвестируется в научно-исследовательские организации, не входящие в систему ГТК России.

Стремление России интегрироваться в мировую экономику, вступить во Всемирную торговую организацию, присоединиться к другим международным и региональным организациям ставит задачу научного осмысления актуальных проблем таможенного регулирования и подготовки специалистов для таможни на уровне мировых требований с учетом специфики России и готовности работать в условиях формирования единого таможенного пространства на территории стран-участников ЕврАзЭС и СНГ.

Академия должна в ближайшие годы создать условия для модернизации учебной и научной школы подготовки специалистов для таможенной службы России, стран участников региональных объединений и Всемирной таможенной организации, сформировать для этой цели необходимый интеллектуальный кадровый потенциал и соответствующую материально-техническую базу.

В связи с этим, все сферы деятельности Академии должны стать динамично развивающимися в рамках модернизации таможенной службы России и конкурентоспособными на рынке образовательных и научно-исследовательских услуг.

Коллегия ГТК России решила:

1. Утвердить "Основные направления развития Российской таможенной академии и ее филиалов на 2003-2008 г.г." (прилагаются).

2. В целях обеспечения опережающего развития подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в ходе модернизации таможенной службы провести в первом полугодии 2003 года обсуждение этого вопроса на коллегиях региональных таможенных управлений с участием специалистов подразделений ГТК России, Минобразования России, Российской таможенной Академии и ее филиалов, руководителей вузов, входящих в учебно-методическое объединение по специальности "Таможенное дело".

3. РТА (Л.А.Лозбенко) совместно с управлениями ГТК России в течение 2003 года разработать методический и информационно-технический инструментарий мониторинга качества профессионального таможенного образования, на базе которого формировать и ежегодно обновлять типовые учебные программы и планы подготовки переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе по проблемам гармонизации таможенного законодательства и таможенных процедур (технологий) стран-участников СНГ.

4. Контроль выполнения настоящего решения оставляю за собой.


Председатель коллегии,
председатель ГТК России
действительный государственный
советник таможенной службы

М.В.Ванин


Основные направления
развития Российской таможенной академии и ее филиалов на 2003-2008 годы


В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В этих условиях Академия и ее филиалы, а также вузы, входящие в учебно-методическое объединение по специальности "Таможенное дело", совместно с подразделениями ГТК России и региональных таможенных управлений должны эффективней решать задачи научного осмысления актуальных проблем таможенного регулирования и подготовки специалистов для таможни на уровне мировых требований с учетом специфики России и готовности работать в условиях формирования единого таможенного пространства на территории стран-участников ЕврАзЭС и СНГ.

Основные направления развития Академии строятся на принципах образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы с учетом обсуждения проекта нового Таможенного кодекса.

В переходный период своего развития таможенные органы Российской Федерации призваны осуществить модернизацию таможенной службы на основе опережающего развития подготовки, переподготовки и повышения квалификации своих сотрудников и работников.

Основными направлениями развития РТА и ее филиалов являются:

повышение качества учебного процесса на основе сохранения его фундаментальности и научной обоснованности, соответствия актуальным и перспективным потребностям России и мирового сообщества, внедрения современных информационных технологий, ориентации не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей;

обеспечение эффективности научных исследований и разработок, оказывающих влияние на учебный процесс и совершенствование деятельности таможенных органов, интеграция фундаментальной, академической и отраслевой науки;

воспитание нравственных, инициативных будущих специалистов, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны;

создание системы обеспечения профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава, предусматривающей повышение эффективности управления кафедрами, их роли в учебном процессе и научных исследованиях, усиление специализации в соответствии с основными направлениями подготовки специалистов для таможенной службы, обеспечение выполнения "Типового положения о структурных подразделениях подведомственных высших учебных заведений, осуществляющих дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) преподавателей высших и средних специальных учебных заведений", утвержденного приказом Минобразования России от 20.11.1996 г. N 344, проведение стажировки не реже одного раза в пять лет в таможенных органах России и центрах Всемирной таможенной организации;

систематическое обновление учебных планов и программ, учебной, учебно-методической литературы и программного обеспечения ПЭВМ специализированных учебных классов, исходя из задач модернизации таможенной службы по мере изменения нормативно-правовой базы таможенного регулирования, постоянный контроль за выполнением "Комплексного плана учебно-методического и образовательно-технологического обеспечения учебного процесса по программам высшего профессионального образования на факультетах РТА в 2001-2004 г.г.";

создание эффективной системы экспертизы и контроля качества учебно-методической литературы, организации и проведения конкурсов среди авторов на создание учебников нового поколения;

ежегодное обновление по согласованию с ГТК России "Комплексной тематики перспективных научных исследований Российской таможенной академии на 2001-2010 г.г.", обеспечивая актуальность тематики исследований и ее ориентации на повышение эффективности функционирования таможенных органов и повышения качества обучения слушателей РТА и ее филиалов;

формирование нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных средств, расширение дополнительных платных образовательных услуг, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования Академии и ее филиалов, стимулирования инновационных образовательных процессов;

усиление взаимодействия с таможенными органами, федеральными и региональными институтами государственной власти, органами местного самоуправления, профессионально-педагогическим сообществом, научными, коммерческими и общественными организациями;

создание совместно с таможенными органами системы постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций;

организация мониторинга уровня организации и качества подготовки специалистов во всех вузах, обучающих студентов по специальности "Таможенное дело", ежегодная коррекция состава членов УМО;

повышение социального статуса и профессионализма сотрудников и работников Академии и ее филиалов, усиление их государственной и общественной поддержки;

укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры, оснащение Академии и филиалов современным оборудованием, приборами, материалами, что призвано обеспечить как повышение качества учебного процесса, так и поддержку вузовской науки.

В целях дальнейшего развития РТА и ее филиалов поэтапно осуществить следующие мероприятия:

1. На первом этапе в 2003 году:

1.1. ГУК (В.П.Кудрявцев) и РТА (Л.А.Лозбенко) до 30 июня 2003 года разработать Концепцию образовательной политики ГТК России на основе "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" с учетом проектов нового Таможенного кодекса, "Комплексной программы модернизации таможенной службы на 2004-2008 г.г.", опыта вузов России по созданию систем управления качеством образовательных услуг на принципах МС ИСО серии 9000;

1.2. ГУК (В.П.Кудрявцев), ГОРГИУ (Н.А.Сапьяник) и РТА (Л.А.Лозбенко) разработать до 30 августа 2003 года методические рекомендации по формированию единого госзаказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов таможенной службы и предложения по госзаказу на 2003-2004 учебный год;

1.3. ГУК (В.П.Кудрявцев), РТА (Л.А.Лозбенко) до 30 ноября 2003 года разработать программу структурной и институциональной перестройки профессионального образования в РТА с учетом оптимизации сети ее филиалов и подразделений, организации инженерного факультета, отработки модели интеграции среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования, реальной системы многоуровневой подготовки кадров для таможенных органов и создания учебно-научно-производственных комплексов на базе региональных таможенных управлений под единым методическим руководством РТА;

1.4. РТА (Л.А.Лозбенко) до 30 декабря 2003 года совместно с управлениями ГТК России разработать методический и информационно-технический инструментарий мониторинга качества профессионального таможенного образования, на базе которого сформировать, а затем ежегодно обновлять типовые учебные программы и планы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, в которых предусмотреть введение новых специализаций в рамках формирования единого таможенного пространства ЕврАзЭС, гармонизации таможенного законодательства и таможенных процедур (технологий) стран-участников экономического сообщества;

1.5. РТА (Л.А.Лозбенко) создать в 2003 году систему воспитательной работы со слушателями, адъюнктами, преподавателями, сотрудниками и работниками как одного из важных приоритетов подготовки кадров для таможенной службы, включающей критерии оценки воспитательной работы, должностные обязанности персонала и мотивационный механизм воздействия на объекты воспитания, использовать подготовку и празднование 10-летия образования РТА для повышения эффективности воспитательной работы;

1.6. ГУК (В.П.Кудрявцев, РТА (Л.А.Лозбенко) подготовить и до 1 марта 2003 года внести в ГТК России предложения по приведению организационно-штатной структуры Института повышения квалификации в соответствие с возложенными на него функциями головного учебно-методического и информационного центра системы дополнительного профессионального образования таможенных кадров;

1.7. ГУК (В.П.Кудрявцев), РТА (Л.А.Лозбенко) до 30 апреля 2003 года выработать и представить в Организационно-структурную комиссию ГТК РФ предложения по совершенствованию структуры и штатной численности РТА и ее филиалов исходя из задач развития, определенных настоящим решением;

1.8. УСТАТТ (Л.М.Ухлинов), РТА (Л.А.Лозбенко) и ГФЭУ (А.В.Авдонин) разработать и в 2003 году внести на рассмотрение ГТК России проект обеспечения информационной безопасности РТА, ГНИВЦ (С.Л.Гусев) установить порядок использования научно-исследовательскими подразделениями Академии имеющихся в ГТК информационных ресурсов базы данных для проведения научных исследований;

1.9. РТА (Л.А.Лозбенко) совместно с ГТК России внести до 30 марта 2003 года предложения в ВАК России по организации в Академии докторских диссертационных советов с правом защиты кандидатских диссертаций по экономическим и юридическим специальностям;

1.10. РТА (Л.А.Лозбенко), УСТАТТ (Л.М.Ухлинов) до 20 мая 2003 года установить порядок внедрения результатов НИР в практику работы таможенных органов России;

1.11. РТА (Л.А.Лозбенко) обеспечить в 2003 году создание в РТА системы дистанционного обучения и повышения квалификации на 300 пользователей;

1.12. РТА (Л.А.Лозбенко) до 30 октября 2003 года разработать необходимые для дистанционного образования учебные планы, программы, учебно-методические пособия, курсы по всем дисциплинам специальности "Таможенное дело" и тестирующие инструменты, подготовить преподавателей и администрацию к работе в новых условиях;

1.13. РТА (Л.А.Лозбенко), ГФЭУ (А.В.Авдонин) в течение 2003 года обеспечить создание и развитие единой системы образовательных и научно-исследовательских услуг с полной компенсацией затрат;

1.14. РТА (Л.А.Лозбенко), УСТАТТ (Л.М.Ухлинов) предусмотреть в планах обучения сотрудников таможенных органов в институте повышения квалификации Академии (ИПК) на 2003 и последующие годы проведение учебно-методических сборов с сотрудниками (работниками) информационно-технической службы ГТК (АСУ, связи, ТСТК, ТКДРМ, технических средств охраны, информационной безопасности, метрологического обеспечения);

1.15. РТА (Л.А.Лозбенко), Северо-Западному таможенному управлению (В.И.Вьюнов), Дальневосточному таможенному управлению (В.П.Вугляр), Южному таможенному управлению (С.Г.Курдюмов) создать в Академии и ее филиалах в 2003 году лаборатории для отработки будущими специалистами и слушателями ИПК навыков практической работы по таможенному оформлению и таможенному контролю. УСТАТ (Л.М.Ухлинов) обеспечить лаборатории образцами устройств и оборудования для осуществления контроля на современном уровне;

1.16. РТА (Л.А.Лозбенко), ГУК (В.П.Кудрявцев), Правовому управлению (Г.В.Баландина) подготовить и внести до 30 января 2003 года через соответствующих субъектов права законодательной инициативы в Государственную Думу РФ проекты изменений и дополнений к законам "О службе в таможенных органах РФ" и "О всеобщей воинской обязанности в РФ", связанные с условиями обучения и статусом слушателей РТА, а также их отношением к воинской обязанности после окончания обучения в период работы, госслужбы, либо службы в таможенных органах;

1.17. РТА (Л.А.Лозбенко), ГУК (В.П.Кудрявцев), ГФЭУ (А.В.Авдонин), ГУТО (А.Л.Страхов) внести до 30 января 2003 года предложения по совершенствованию материального обеспечения и социальной защиты слушателей, адъюнктов, преподавателей и работников бюджетной сферы Академии с привлечением как бюджетных, так и внебюджетных источников;

1.18. ГУТО (А.Л.Страхов), РТА (Л.А.Лозбенко) до 30 августа 2003 года обеспечить завершение строительства библиотечного корпуса в г.Люберцах с реконструкцией актового зала;

1.19. ГФЭУ (А.В.Авдонин) до 30 мая 2003 года предусмотреть выделение средств на оборудование актового зала и двух поточных аудиторий на 90 мест в библиотечном корпусе аппаратурой для синхронного перевода;

1.20. РТА (Л.А.Лозбенко) завершить разработку проектно-сметной документации строительства и оборудования учебно-лабораторного корпуса N 2 РТА (УЛК N 2) площадью 25 тыс. кв.м. и внести ее на рассмотрение ГТК до 30 июня 2003 года.

2. На втором этапе в 2004-2005 годах:

2.1. ГУК (В.П.Кудрявцев), РТА (Л.А.Лозбенко) до 30 января 2004 года внести в ГТК РФ предложения по корректировке "Основных направлений развития РТА и ее филиалов на 2003-2008 г.г." с учетом нового Таможенного кодекса Российской Федерации;

2.2. ГУК (В.П.Кудрявцев), РТА (Л.А.Лозбенко) изучить целесообразность организации Сибирского и Уральского филиалов РТА и внести до 1 мая 2004 года необходимые предложения в ГТК России;

2.3. РТА (Л.А.Лозбенко) обеспечить в 2005 году расширение в РТА системы дистанционного обучения и повышения квалификации до 1000 пользователей;

2.4. РТА (Л.А.Лозбенко) до 30 октября 2005 года разработать необходимые для дистанционного образования учебные планы, программы, учебно-методические пособия, курсы по всем дисциплинам профессиональной учебы таможенников и тестирующие инструменты, подготовить преподавателей и администрацию к работе в новых условиях;

2.5. РТА (Л.А.Лозбенко), ГУК (В.П.Кудрявцев), УСТАТТ (Л.М.Ухлинов), ГФЭУ (А.В.Авдонин) в целях расширения масштабов и повышения эффективности научных исследований подготовить и представить в 2004 году в ГТК России комплект правоустанавливающих документов по организации в 2005 году в составе РТА научно-исследовательского института (НИИ) проблем таможенного дела;

2.6. РТА (Л.А.Лозбенко), ГУК (В.П.Кудрявцев) осуществить в 2004 году подготовку научно-исследовательского комплекса Академии к аккредитации в качестве научного учреждения в Минпромнауки России;

2.7. РТА (Л.А.Лозбенко), ГФЭУ (А.В.Авдонин) внести в 2004 году предложения по созданию на базе редакционно-издательского отдела Российской таможенной академии в 2005 году Издательства научной и учебно-методической литературы;

2.8. ГТК России и руководству РТА (Л.А.Лозбенко) обеспечить ввод в эксплуатацию первой очереди УЛК N 2 30 декабря 2005 года;

2.9. РТА (Л.А.Лозбенко), Северо-Западному таможенному управлению (В.И.Вьюнов), Дальневосточному таможенному управлению (В.П.Вугляр), Южному таможенному управлению (С.Г.Курдюмов) создать в Академии и ее филиалах в 2005 году полигоны для отработки будущими специалистами и слушателями ИПК навыков практической работы по таможенному оформлению и таможенному контролю. УСТАТ (Л.М.Ухлинов) обеспечить лаборатории и полигоны образцами всех устройств и оборудования для осуществления контроля на современном уровне.

3. На третьем этапе в 2006-2008 годах:

3.1. РТА (Л.А.Лозбенко), ГУК (В.П.Кудрявцев) совместно с заинтересованными управлениями ГТК России в 2006 году внести предложения по преобразованию Российской таможенной академии в Российский таможенный университет с образованием инженерного факультета;

3.2. РТА (Л.А.Лозбенко) совместно с руководителями региональных таможенных управлений внести в 2006 году в ГТК РФ предложения по созданию учебно-научно-производственных комплексов на базе региональных таможенных управлений под единым методическим руководством РТА;

3.3. ГТК России и руководству РТА (Л.А.Лозбенко) обеспечить ввод в эксплуатацию второй очереди УЛК N 2 30 августа 2006 года;

3.4. ГУТО (А.Л.Страхов), ГФЭУ (А.В.Авдонин), РТА (Л.А.Лозбенко) обеспечить в 2006 году завершение следующих работ:

- в Ростовском филиале РТА - реконструкцию учебного корпуса по проспекту Буденновскому 20;

- в Санкт-Петербургском филиале - реконструкцию учебного корпуса по ул. Софиевская 52;

- во Владивостокском филиале выкупить часть здания под учебный корпус и выполнить капитальный ремонт существующих зданий.



Приказ ГТК РФ от 27 декабря 2002 г. N 1420 "О решении коллегии ГТК России "О перспективах развития Российской таможенной академии и ее филиалов"


Текст приказа официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение