Порядок уточнения платежных документов на уплату налогов и страховых взносов с 1 декабря 2017 года
ноябрь 2017 г.
1 декабря 2017 года вступает в силу Порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами, утв. приказом ФНС России от 25.07.2017 N ММВ-7-22/579@ (далее - Порядок), который был разработан в целях совершенствования контроля и анализа информации о платежных документах, отнесенных к разряду невыясненных.
Прежний порядок, прописанный в Разделе V приказа ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@, с указанной даты утрачивает силу.
По сути, новый Порядок приведен в соответствие с положениями НК РФ.
Главным нововведением является то, что в нем теперь предусмотрена процедура уточнения платежных документов по страховым взносам.
Несмотря на то, что новый Порядок в первую очередь адресован налоговым органам, ознакомиться с ним необходимо и плательщикам, ведь уточнение платежей будет осуществляться в соответствии с Порядком.
1. Какие платежи относятся к невыясненным?
Как и прежде, речь идет о расчетных документах, в полях которых не указана или неверно указана информация плательщиком либо банком при формировании ЭПД.
К "невыясненным" будут относиться платежи:
- оформленные плательщиками с нарушением Правил, утв. приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н (далее - Правила), что привело к невозможности отражения в карточках расчетов с бюджетом (далее - карточки РСБ);
- которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов;
- платежи, по которым не открыты карточки "РСБ" у налогоплательщиков.
Вся информация о работе с невыясненными платежами подлежит отражению в ведомости невыясненных поступлений (приложение N 1 к Порядку).
2. Процедура уточнения платежей по налогам и страховым взносам
Уточнить платеж можно только в том случае, если допущенная плательщиком ошибка в оформлении поручения на перечисление налогов (страховых взносов), не повлекла их неперечисления в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства (абз. второй п. 7, п. 9 ст. 45 НК РФ, п. 9 ст. 26.1 Закона N 125-ФЗ).
Если в поручении на перечисление суммы налога (страховых взносов) будут неправильно указаны:
- номер счета Федерального казначейства;
- наименование банка получателя,
что явится причиной непоступления этой суммы в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства, уточнение платежа не допускается (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ).
Уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (п. 9 ст. 45 НК РФ).
Процедура уточнения зависит от того, кем обнаружена ошибка, и информации, которую требуется уточнить.
2.1. Ошибка в платежном поручении обнаружена самим налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление платежей по налогам и страховым взносам)
По-прежнему, при обнаружении ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисление этого налога в бюджет, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке.
Заявление представляется в произвольной форме, с просьбой уточнить:
- основание платежа;
- тип и принадлежность платежа;
- налоговый период;
- статус плательщика (п. 7 ст. 45 НК РФ).
В заявлении также следует указать:
- дату, номер платежного поручения, в котором допущена ошибка;
- назначение и сумму платежа;
- реквизит (поле) платежного поручения, заполненный неправильно;
- правильно заполненный реквизит (поле) платежного поручения.
К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие уплату налогов (страховых взносов) и перечисление их в бюджет РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (письмо Минфина России от 19.01.2017 N 03-02-07/1/2145).
Налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит решение об уточнении платежа по форме, утв. Приложением N 3 к Порядку.
2.2. Ошибки в реквизитах расчетного документа выявлены налоговым органом
В этом случае, в целях правильного отражения информации в ресурсах ИФНС, инспекция сама обратится к налогоплательщику с просьбой уточнить платеж, направив ему Информационное сообщение по форме, утв. Приложением N 2 к Порядку.
В сообщении будет указано, что платежное поручение оформлено с нарушением Правил, и вид нарушения в соответствии со справочником, а именно:
- отсутствует, указан несуществующий (неверный) КБК;
- отсутствует, указан несуществующий(неверный) код ОКТМО;
Неверно указанный код ОКТМО можно не уточнять в случае, если ошибка при его написании была допущена в платежном поручении на уплату федеральных налогов, в полном объеме подлежащих зачислению в федеральный бюджет.
- не указан (неверно указан) ИНН плательщика;
- несоответствие ИНН наименованию плательщика;
- отсутствует (неверно указан) КПП плательщика;
- отсутствует, указан несуществующий (неверный) ИНН получателя;
- отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;
- налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;
- уплата налога осуществляется за третьих лиц;
- отсутствие/неверное указание основания платежа;
- неверно указан N счета получателя и наименование получателя;
- отсутствие открытой карточки "РСБ" налогоплательщика;
- отсутствие/неверное указание/статуса плательщика;
- отсутствие/неверное указание/налогового периода.
После получения информационного сообщения плательщик должен написать заявление в инспекцию в произвольной форме об уточнении платежа.
Решение об уточнении выносят не позднее 10 рабочих дней с даты поступления заявления.
Если ошибка при формировании электронного платежного документа возникла по вине банка, то, как и ранее, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком запрашивает банк о предоставлении копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.
Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти рабочих дней со дня получения требования налогового органа (п. 6 ст. 6.1, п. 7 ст. 45 НК РФ).
3. Завершение процедуры уточнения платежа
Решение об уточнении платежа принимается на день фактической уплаты налога в бюджет. При этом пересчитываются пени, начисленные на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
О принятом решении налоговый орган информирует налогоплательщика в течение пяти рабочих дней после его принятия (п. 7 ст. 45 НК РФ).
Форма извещения утверждена приложением N 5 к Порядку.
Направление извещения осуществляется:
- по телекоммуникационным каналам связи - для юридических лиц и ИП, представляющих отчетность в электронном виде по ТКС;
- через Личный кабинет - для юридических лиц, ИП и физических лиц, имеющих Личный кабинет;
- по почте - для юридических лиц, ИП и физических лиц - в случае отсутствия Личного кабинета.
4. Процедура уточнения платежей по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017
Порядок уточнения реквизитов в платежных документах по уплате страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017 и уплаченные в ПФР, отличается от уточнения реквизитов в платежных поручениях по уплате взносов за те же периоды до 01.01.2017, но уплаченные в ФНС (см. таблицу).
Процедура уточнения | Уточнение платежей за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР | Уточнение платежей за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ФНС |
Представление заявления об уточнении платежа | В территориальное отделение ПФР | В налоговую инспекцию |
Рассмотрение заявления и вынесения решения об уточнении платежа | ПФР рассматривает заявление и выносит решение об уточнении в течение 5 рабочих дней | Срок не установлен. Это связано с тем, что налоговый орган принимает решение об уточнении таких платежей не самостоятельно, а только на основании подтверждения, полученного из отделения ПФР. С этой целью налоговый орган направляет в отделение ПФР запрос с приложением копии заявления плательщика и копии платежного документа. При этом до реализации соответствующего программного обеспечения запрос посылается на бумажном носителе. Рассмотреть заявление, подтвердить правомерность уточнения реквизитов в платежном документе и направить сообщение о возможности такого уточнения отделение ПФР должно в течение 5 рабочих дней. Те же 5 рабочих дней установлены и для случая, когда ПФР должен известить инспекцию о невозможности уточнения реквизитов |
Завершение процедуры уточнения платежных документов | 1. Решение об уточнении платежа направляется в налоговый орган. Одновременно сообщается о сумме пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. 2. Полученное решение отражается налоговым органом в лицевом счете плательщика | 1. На основании сообщения, полученного из отделения ПФР, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа. 2. С даты фактического внесения платежа налоговый орган осуществляет перерасчет пеней в автоматизированном режиме |
5. Информационно-разъяснительная работа по заполнению платежных документов
В целях правильного заполнения расчетных документов налоговые органы должны проводить работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для правильного заполнения платежных поручений.
Так, при постановке на учет налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых взносов в соответствии с п. 6 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны сообщать сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства.
Кроме того, в налоговых инспекциях для правильного заполнения платежных документов на стендах необходимо размещать соответствующую информацию, а также информацию об адресе официального сайта ФНС России в сети Internet, где можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.
Титова Елена
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
член Палаты налоговых консультантов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.