Письмо ГТК РФ от 4 июля 2003 г. N 02-49/26860 "О направлении проекта Целевой программы развития таможенной службы на 2004-2008 годы"

Письмо ГТК РФ от 4 июля 2003 г. N 02-49/26860
"О направлении проекта Целевой программы развития таможенной службы
на 2004-2008 годы"


В соответствии с решением очередного заседания рабочей группы по подготовке Целевой программы развития таможенной службы на 2004-2008 годы (ЦПРТС 2004-2008), состоявшегося 09.06.2003, направляем вам проект ЦПРТС 2004-2008, включающий текстовую часть (Приложение N 1), в которой сформулированы цели и задачи развития таможенной службы Российской Федерации на пять лет, и перечень комплексных мер (Приложение N 2), для достижения перечисленных целей и реализации поставленных задач.

Просим рассмотреть и представить до 05.08.2003 в Главное организационно-инспекторское управление ваши предложения и замечания по данному проекту.

При подготовке информации необходимо учесть требования к разработке ЦПРТС 2004-2008, указанные в письме ГТК России от 15.01.2003 N 02-49/1172 "О разработке Целевой программы развития таможенной службы на 2004-2008 годы", а так же# обращаем ваше внимание, что реализация комплексных мер ЦПРТС 2004-2008 будет конкретизироваться и осуществляться в рамках выполнения текущих (годовых) задач, поставленных на итоговой коллегии ГТК России и полугодовых планов работы ГТК России.

Приложение:

1) Приложение N 1 на 19 в 1 экз.

2) Приложение N 2 на 11 в 1 экз.


Начальник Главного
организационно-инспекторского
управления генерал-лейтенант
таможенной службы

И.А.Сапьяник


Приложение N 1

к письму ГТК РФ

от 4 июля 2003 г. N 02-49/26860


Проект


Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации
на 2004-2008 годы


  1. Введение                                                            
  2. Содержание  проблемы  и  обоснование   необходимости   ее   решения 
     программными методами                                               
  3. Цель программы                                                      
  4. Задачи  программы  (Основные  направления  модернизации  таможенной 
     системы)                                                            
    4.1. Повышение качества представляемых таможенными органами услуг  и 
         эффективности таможенного контроля                              
    4.2. Обеспечение надлежащей правовой деятельности таможенной  службы 
         Российской Федерации и  единообразного  применения  таможенного 
         законодательства на территории Российской Федерации             
    4.3. Достижение качественно нового уровня информатизации  таможенных 
         органов,  посредством  глубокой   модернизации   информационной 
         системы ГТК  России  и  проведения  технического  переоснащения 
         таможенных органов                                              
    4.4. Совершенствование механизмов таможенно-тарифного  регулирования 
         внешнеэкономической деятельности                                
    4.5. Обеспечение эффективного противодействия нарушениям  таможенных 
         правил и преступлениям в таможенной сфере                       
    4.6. Укрепление кадрового потенциала таможенных органов и  повышение 
         уровня социальной защищенности должностных лиц                  
    4.7. Дальнейшее развитие таможенной инфраструктуры                   
    4.8. Международное сотрудничество и зарубежная деятельность          
    4.9. Оптимизация системы таможенных органов                          
  6. Финансирование Программы                                            
  7. Ожидаемый эффект от реализации Программы                            
  8. Механизм реализации и организации управления Программой             

1. Введение


Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы (далее Программа) разработана в целях осуществления мер, определенных Посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации, Программой социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) и Основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2010 года).

Программа является базовым документом, определяющим действия Государственного таможенного комитета Российской Федерации, его региональных структур в ближайшие пять лет и призвана обеспечить дальнейшее совершенствование инструментов таможенного администрирования и наиболее эффективное их использование при решении следующих социально-экономических и политических задач государства:

- обеспечение устойчивой бюджетной политики;

- содействие развитию внешнеэкономической деятельности, расширение внешнеторговых связей и интеграция российской экономики в мировую экономику;

- защита российского рынка и отечественного товаропроизводителя, стимулирование развития национальной экономики;

- поддержание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата и "здоровой" конкурентоспособной среды;

- содействие проведению структурной перестройки в экономике;

- обеспечение максимальной защиты экономической, социальной, экологической, технологической безопасности.

Программа определяет основные параметры дальнейшего развития таможенной службы и предлагает пути решения существующих проблем с учетом имеющихся бюджетных и общих ресурсных ограничений.


2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Качество таможенного администрирования обусловлено, прежде всего, состоянием нормативно-правовой базы деятельности таможенных органов, таможенных и информационно-коммуникационных технологий, структуры управления, инфраструктуры, профессиональной подготовки кадрового состава.

Выполнение мероприятий, предусмотренных Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2001-2003 годы позволило улучшить качество таможенного администрирования, повысить эффективность функционирования таможенной системы на основных направлениях деятельности.

Таможенные органы научились без излишнего административного давления решать фискальные задачи. Существенно подорваны позиции теневого бизнеса. В легальный сектор экономики выведена значительная часть товарных потоков, традиционно оформлявшихся по скрытым, в том числе криминальным, схемам. Налажен конструктивный диалог с предпринимательскими кругами по основным проблемам таможенного регулирования и таможенного контроля. Существенные результаты достигнуты во внедрении в деятельность таможенных органов современных таможенных и информационных технологий. Служба имеет развитую структуру и инфраструктуру, мощную техническую базу, высококвалифицированный кадровый состав.

Вместе с тем, динамика социально-экономических и политических преобразований в обществе не позволяет остановиться на достигнутом.

В организационном, функциональном, технологическом, кадровом, социальном отношении таможенная служба должна быть адекватной проводимой государственной политике.

Актуальность вопроса качества таможенного администрирования возрастает в связи с вступлением в силу новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации, активизацией переговорного процесса о вступлении России в ВТО, расширением интеграционных процессов в рамках Союзного государства и ЕврАзЭС, подготовкой соглашения о создании единого экономического пространства на территории России, Белоруссии, Казахстана и Украины.

Речь идет о готовности службы к работе по мировым стандартам, главные ориентиры которых содержаться в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Kyoto Convention (1999). Основные из них:

- совершенствование и упрощение правил и процедур таможенного контроля и таможенного оформления;

- ускорение таможенного оформления;

- максимально возможное использование информационных технологий;

- применение современных методов работы, в том числе с использованием системы анализа и управления рисками;

- прозрачность и предсказуемость действий таможенных органов для участников ВЭД;

- партнерский подход в отношениях между таможенной администрацией и торговым сообществом, в том числе создание эффективных процедур разрешения споров.

Основная направленность данных требований - максимальное содействие торговле без ущерба для эффективности таможенного контроля.

Таким образом, требуется серьезная корректировка не только действий, но и самой идеологии таможенной службы, которая должна максимально адаптироваться к новым условиям и стать мостом в торговом сотрудничестве различных стран.

Вместе с тем, существующая система таможенного администрирования не в полной мере выполняет функцию содействия внешнеэкономической деятельности, создает различные препятствия и ограничения на пути движения товаров.

"Рамочные" положения действовавшего до 2004 года Таможенного кодекса Российской Федерации, переизбыточная роль ГТК России в установлении правил поведения при осуществлении внешнеэкономической деятельности, привели к тому, что была создана перегруженная административными методами система правового регулирования внешнеэкономической деятельности.

Низкое качество правовой базы, наличие пробелов в правовом регулировании способствовали образованию разрыва между методологией и практикой осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, появлению и широкому распространению такого явления, как "региональное правотворчество".

Недостаточно использовалось международное законодательство и практика его применения для унификации таможенного законодательства Российской Федерации с общепринятыми международными нормами.

Незаконные действия таможенных органов лиц и низкий уровень правовой подготовки должностных лиц стали причиной негативной судебной практики по некоторым вопросам таможенного дела.

Принимаемые меры по устранению причин и условий, порождающих жалобы организаций и граждан характеризуются низкой эффективностью.

Действующая в настоящее время система организации таможенного контроля и таможенного оформления не соответствует характеру и динамике развития внешнеторговых отношений и зачастую становится непреодолимым барьером на пути движения товаров.

Отсутствуют механизмы системного анализа эффективности применяемых таможенных процедур. Не достаточный# уровень информационно-технического обеспечения таможенных органов не позволяет в короткие сроки привести таможенные технологии в соответствие с международными стандартами.

Дублирование организационных функций в управляющих звеньях, вменение несвойственных функций исполнительским звеньям, дополнительные процедуры согласования при принятии решений о выпуске товаров и транспортных средств, несогласованность организационных мер по усилению таможенного контроля, отсутствие четких правил по дифференцированному подходу к осуществлению таможенного контроля, затягивает процесс таможенного оформления, влечет неоправданные материальным# издержки участников ВЭД.

Не сформированы в полной мере необходимые правовые и организационные механизмы контроля таможенной стоимости, что является причиной неправильной трактовки норм законодательства, приводит к многочисленным нарушениям как со стороны участников ВЭД, так и со стороны таможенных органов.

Недостаточно эффективно используются таможенно-тарифные механизмы для решения текущих и стратегических задач развития экономики страны.

При формировании Таможенного тарифа не всегда учитывается взаимосвязь таможенных пошлин и внутренних налогов, что не обеспечивает оптимальную структуру и уровень налогов в государстве в целом.

Открытость значительной части государственной границы Российской Федерации, расширение транснациональных связей организованной преступности, привлекательность внешнеэкономической сферы для извлечения незаконных доходов криминальными структурами и недобросовестными участниками ВЭД, определяет необходимость повышение эффективности противодействия преступным проявлениям в сфере таможенного дела, активизации и совершенствования оперативно-разыскной, контрольно-аналитической и процессуальной деятельности.

Не ослабевает острота проблемы, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Самого пристального внимания требует ситуация, связанная с контрабандой, оружия, радиоактивных, отравляющих веществ.

Широкие масштабы приобрели такие виды правонарушений, как недекларирование и недостоверное декларирование товаров и транспортных средств с целью уклонения от применения мер тарифного и нетарифного регулирования, незаконные экспортные операции с лесом и лесоматериалами, контрабанда биоресурсов и культурных ценностей, незаконный оборот через таможенную границу Российской Федерации объектов интеллектуальной собственности.

Причинами снижения эффективности работы таможен являются недостаточный уровень анализа оперативной обстановки и прогнозирования ситуации, отсутствие наступательности в действиях правоохранительных подразделении, слабый уровень организации взаимодействия с другими правоохранительными органами при проведении оперативных мероприятий и проверок. Взаимодействие с таможенными службами сопредельных государств носит, в основном, общий характер и осуществляется только в рамках расследования уже совершенных правонарушений, тогда как работа, направленная на упреждение и пресечение ведется на недостаточном уровне.

Декриминализация ряда противоправных деяний и несовершенство отдельных норм КоАП России и УПК России привели к снижению количества возбуждаемых дел об административных правонарушениях и уголовных дел.

Ряд положений КоАП России, регламентирующих порядок привлечения лиц к административной ответственности, нуждается в совершенствовании ввиду наличия существенных пробелов в правовом регулировании, отсутствия некоторых ранее существовавших институтов, несогласованности с положениями других федеральных законов.

Не решена проблема полного взыскания штрафов по административным делам в сфере таможенного дела, а также принудительного взыскания задолженности по таможенным платежам и пеней за просрочку их уплаты.

Значительно выросли требования к качеству работы экспертно-криминалистических учреждений таможенной службы, которые непосредственно связаны с информатизацией, расширением спектра экспертно-исследовательских технологий, разработкой научно-обоснованных методик экспертиз и исследований товаров, таможенных документов и других объектов, в соответствии с федеральным законом "О техническом регулировании".

Сложность новых задач, стоящих перед таможенной службой, непрерывно повышает уровень требований к эффективности функционирования информационной системы таможенных органов к качеству специальной техники.

Требует решения целый комплекс проблем в области информационно-технического обеспечения таможенной службы.

Недостаточная формализация таможенных технологий сдерживает автоматизацию деятельности таможенных органов.

Недостаточными темпами осуществляется ввод в эксплуатацию комплексных автоматизированных систем таможенного оформления и других автоматизированных систем, работы по внедрению в деятельность таможенных органов электронного документооборота.

Неоднозначность критериев выбора и унификации аппаратно-программной платформы ЕАИС ГТК России, отсутствие целостной технологической транспортной подсистемы, а также невысокий уровень технического оснащения функциональных подсистем ЕАИС затрудняет переход на новые информационные таможенные технологии, внедрение автоматизированных систем, обеспечивающих их реализацию.

Отсутствует единая методология построения, технической реализации и развития технологии автоматизированного информационного обмена ГТК России с органами государственной власти и организациями, в том числе зарубежными.

Достигнутый уровень развития ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети, особенно в части приграничных таможенных постов и пунктов пропуска, из-за ограниченного объема финансирования строительства, сдерживает внедрение информационных таможенных технологий.

Обеспеченность таможенных органов специальной техникой остается низкой и составляет 70% требуемого уровня. Из используемых технических средств таможенного контроля 53% - выработали эксплуатационный ресурс, 12,6% - требуют среднего и капитального ремонта. Одной из проблем является отсутствие в таможенных органах технических средств таможенного контроля опасных отходов.

Имеющиеся недостатки в информационно-техническом обеспечении таможенной службы в значительной степени обуславливаются нехваткой средств, выделяемых на развитие ЕАИС ГТК России, оснащение таможенных органов информационно-техническими средствами и обеспечение их функционирования.

Не смотря# на то, что в последнее время удалось значительно повысить темпы обустройства и ввода в эксплуатацию автомобильных пунктов пропуска, вопросы формирования надлежащей таможенной инфраструктуры на границе не теряют своей актуальности. Большинство автомобильных пунктов пропуска на государственной границе обустроено по временной схеме и в настоящее время не отвечает современным требованиям ни по состоянию оснащения информационно-техническими средствами, ни по обеспечению пропускной способности, ни по уровню сервиса.

Наметившиеся в последнее время тенденции экономического развития и укрепление положения России в мире, а также ее активная позиция в вопросах борьбы с международным терроризмом и другими видами правонарушений, позволяют говорить о недостаточности существующей договорно-правовой базы двустороннего таможенного сотрудничества.

От готовности кадрового состава к работе в новых условиях, к работе по международным стандартам, во многом будет зависеть успех проводимых ГТК России реформ.

Изменение условий функционирования таможенной службы требуют особого внимания вопросам комплектования, подготовки и переподготовки кадров таможенных органов.

Перевод отдельных категорий сотрудников таможенных органов на условия федеральной государственной службы привел к обострению вопроса кадрового обеспечения таможенных органов. Ухудшились материальное положение и уровень социальной защищенности большинства должностных лиц таможенных органов и членов их семей, в связи с чем наметился устойчивый отток квалифицированных специалистов.

Требует дальнейшего совершенствования и оптимизации организационно-штатная структура как центрального аппарата ГТК России, так и территориальных таможенных органов.

На недостаточном уровне организована работа с резервом кадров на выдвижение, а также прогнозирование изменений в кадровой ситуации.

Не отработана эффективная система подготовки (переподготовки) должностных лиц таможенных органов по работе на новой, сложной технике и с новыми информационными и таможенными технологиями.

Остается высоким уровень должностных и иных правонарушений со стороны должностных лиц таможенных органов.

Требуется совершенствование законодательной и нормативной базы по вопросам прохождения службы сотрудниками и федеральными государственными служащими таможенных органов.

Существующая в настоящее время система медицинского обеспечения должностных лиц, пенсионеров таможенных органов и членов их семей не отвечает необходимым требованиям, что обусловлено недостаточным уровнем финансирования, несовершенством правовой базы, регулирующей вопросы медицинского обеспечения, невозможностью в рамках договора добровольного медицинского страхования решить ряд вопросов медицинской помощи.


3. Цель программы


Целью Программы является повышение эффективности таможенного администрирования и формирование системы организационных механизмов, позволяющих обеспечить:

- создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации и на этой основе;#

- увеличение сбора таможенных платежей и безусловное исполнение федеральных законов о федеральном бюджете на конкретный год в части обеспечения полного и своевременного поступления в доходную часть федерального бюджета в установленных объемах таможенных и иных платежей, контролируемых таможенными органами;

- повышение роли таможенной службы как инструмента регулирования внешней торговли страны;

- эффективную защиту государства от угроз, представляющих экономическую, социальную, экологическую, техническую, технологическую опасность.


4. Задачи программы
(Основные направления модернизации таможенной системы)


4.1. Повышение качества представляемых таможенными органами услуг и эффективности таможенного контроля


Отказ от избыточного таможенного администрирования является важнейшим фактором формирования нормального делового климата в Российской Федерации, создания благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности.

Достижение положительных результатов в этом направлении не возможно# без системного анализа эффективности применяемых таможенных процедур, использования современных автоматизированных систем и новейших информационных таможенных технологий, владения механизмами управления рисками, использования электронных средств передачи информации, координации работы с другими ведомствами и организациями.

Ключевым звеном этой работы является переход на новую систему организации таможенного контроля и таможенного оформления, реализация которой позволит достичь оптимального соотношения затрачиваемого на проведение таможенного контроля времени и эффективности его проведения, обеспечить максимально быстрое осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Основу системы составляют порядок и условия проведения таможенного оформления и таможенного контроля, которые должны быть максимально понятными и "прозрачными", иметь единое информационное пространство, эффективное информационно-техническую обеспечение, правоохранительную поддержку.

Реализация данной системы предусматривает:

- внедрение информационных технологий, в том числе электронного документооборота в процесс таможенного оформления и таможенного контроля, а также электронного декларирования товаров и транспортных средств;

- дальнейшую дифференциацию применения форм таможенного контроля по субъектам внешнеторговой деятельности и категориям товаров;

- исключение различного рода согласований при принятии решения о выпуске товаров;

- упрощение таможенных формальностей в пограничных таможенных органах;

- перенос основной тяжести таможенного контроля в места таможенного оформления;

- использование для таможенных целей предварительной информации, получаемой из различных источников;

- минимизацию применения фактического контроля товаров.

Для максимального содействия внешней торговле и сокращения времени оформления товаров и транспортных средств необходимо продолжить работу по смещению концентрации контрольно-ревизионных действий с этапа основного таможенного оформления на последующие (после выпуска) этапы обращения товаров, созданию и обеспечению деятельности института законопослушных участников ВЭД.

Постоянное увеличение объемов торговли и повышение сложности торговых операций требует активизации работы по внедрению системы анализа и управления рисками и системы оперативного контроля на основе системы анализа и управления рисками.

Обеспечение национальной безопасности и международные обязательства ставят новые задачи перед системой экспортного контроля и системой контроля за соответствием техническим регламентам товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. Проведение этой работы должно обеспечиваться во взаимодействии с Минэкономразвития России, ФСБ России, МИД России и Минобороны России, Госстандартом России и другими заинтересованными ведомствами.

Требуется создание новой, соответствующей современным требованиями и международным стандартам, системы таможенной оценки, обеспечивающую# максимально удобные условия для работы добросовестным участникам ВЭД и эффективность контроля таможенной стоимости товаров.

Необходимо продолжить работу по совершенствованию порядка уплаты таможенных платежей, предусматривающего расширение применения микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт) и максимальную централизацию учета и контроля таможенных платежей с созданием центрального хранилища операционной информации.

Изменения в законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле потребует реализация соответствующих мер по обеспечению должного контроля за поступлением экспортной выручки и обоснованностью платежей за импортируемые товары, а также снижению уровня непоступления выручки от экспорта товаров по сделкам, на которые в настоящее время не распространяется действие технологий таможенно-банковского валютного контроля.

Дальнейшее улучшение работы научно-технических, криминалистических, экспертно-криминалистических подразделений таможенной службы Российской Федерации невозможно без серьезного совершенствования их структуры, задач и функций, действующих экспертно-исследовательских технологий, внедрения новых информационных технологий, актуализации правовой базы и активизации кадровой политики.


4.2. Обеспечение надлежащей правовой деятельности таможенной службы Российской Федерации и единообразного применения таможенного законодательства на территории Российской Федерации


В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 8 июля 2000 года была поставлена задача обеспечения свободы предпринимательства как условия устойчивого экономического роста.

В этой связи значимость вопроса состояния и перспектив развития таможенного законодательства возрастает, в том числе в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Принятие новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации позволило снять одну из проблем на пути к завершению переговорного процесса по вступлению России в ВТО.

Кодекс соответствует международным стандартам в области таможенного дела, его положения корреспондируются с принятым раннее пакетом федеральных законов, направленных на дебюрократизацию экономики, в нем адекватно отражено новое видение современной таможенной службы и ее взаимоотношения с субъектами внешнеэкономической деятельности, что в полной мере отвечает новым тенденциям и процессам экономического развития Российской Федерации.

Принципиальные изменения в таможенном законодательстве требуют большой работы по формированию единообразного применения таможенного законодательства Российской Федерации таможенными органами и участниками ВЭД на всей территории Российской Федерации.

Для достижения поставленных целей и основных задач имеющиеся негативные тенденции и проблемы в области правовой работы, сложившиеся в период действия предыдущей редакции Таможенного кодекса Российской Федерации, будут решаться за счет:

- создания качественной правовой базы по таможенному делу на основе новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации;

- систематизации нормативных правовых актов в сфере таможенного дела по отдельным направлениям деятельности таможенных органов;

- организации аналитической работы по взаимоувязке права, правоприменения, в том числе судебной практики;

- внедрение международного опыта в практику работы таможенных органов Российской Федерации, изучение международного законодательства и практики его применения на постоянной основе;

- перехода на качественно новый уровень работы по информированию и консультированию, обеспечению единообразного понимания таможенных правил таможенными органами и участниками ВЭД.

Изменения в российском таможенном законодательстве потребуют также унификации законодательств стран - участниц СНГ, Союзного государства и стран - членов ЕврАзЭС.

Будут приняты дополнительные меры по повышению уровня защиты конституционных прав граждан, совершенствованию контроля соблюдения законности в таможенном деле, которые должны включать в себя усиление ответственности руководителей таможенных органов за принимаемые решения, действия (бездействие) должностных лиц, анализ причин и условий допускаемых нарушений и выработку эффективных мер по их предотвращению.

Повышение эффективности исполнительного производства требует установления более жесткого контроля за поступлением неналоговых средств в федеральный бюджет, повышения эффективности взаимодействия с компетентными государственными органами, совершенствования нормативной базы, регулирующей исполнение постановлений по административным делам.


4.3. Достижение качественно нового уровня информатизации таможенных органов, посредством глубокой модернизации информационной системы ГТК России и проведения технического переоснащения таможенных органов


Имеющиеся недостатки в информационно-техническом обеспечении таможенной службы обусловливают необходимость разработки мероприятий на приоритетных направлениях информационно-технического обеспечения таможенной службы Российской Федерации.

Основными направлениями реализации Программы, в части информационно-технического обеспечения таможенной службы Российской Федерации на период 2004-2008 годы#, являются:

- развитие методологической, нормативно-правовой и методической базы по всему комплексу вопросов информатизации таможенных органов;

- внедрение в таможенное дело новых информационных технологий, развитие и совершенствование информационно-технической инфраструктуры таможенных органов, в том числе:

Единой автоматизированной информационной системы ГТК России;

Ведомственной итегрированной телекомуникационной системы ГТК России;

технических средств таможенного контроля, в том числе за делящимися и радиоактивными материалами;

технических средств охраны объектов таможенной инфраструктуры;

информационно-технической службы таможенных органов;

Разработка и реализация принципов, методов и механизмов системной интеграции объектов информационно-технической инфраструктуры таможенных органов;

Совершенствование системы информационного взаимодействия таможенных органов с органами государственной власти и организациями Российской Федерации и зарубежных стран;

- обеспечение информационной безопасности таможенных органов.

Выполнение мероприятий по перечисленным направлениям наряду с общепринятой организацией работ планируется осуществить в рамках Проекта модернизации информационной системы, выполняемого с привлечением кредитных средств Международного банка реконструкции и развития, а также за счет проведения работ по созданию единой государственной автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров# рамках ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)".


4.4. Совершенствование механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности


Важнейшей составляющей частью таможенной политики является таможенно-тарифная политика, которая призвана обеспечить регулирование внешнеэкономической деятельности посредством применения таможенных пошлин.

Необходимо формирование такого таможенного тарифа, который стал бы интегрированной частью налоговой системы государства, способной адекватно выполнять регулятивную, протекционистскую и фискальную функции.

Основными принципами таможенно-тарифной политики России на ближайшую и среднесрочную перспективу должны стать:

- соблюдение системы приоритетов: обеспечение интересов России; обеспечение интересов блока стран, возглавляемого Россией; обеспечение интересов мирового сообщества в целом;

- сочетание интересов государства и интересов отдельных участников внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональных интересов;

- обеспечение внешней безопасности страны - экономической, продовольственной, технологической, научной, экологической и др.;

- содействие улучшению структуры внешнеторгового оборота, улучшению структуры экспорта и импорта;

- соблюдения интересов отечественных производителей товаров.

Кроме традиционных тарифных мер защиты отечественных производителей, более активно следует использовать применения особых видов пошлин: специальных, антидемпинговых, компенсационных.

Основными ориентирами работы с импортным тарифом будут являться:

- приведение номинального уровня тарифной защиты в соответствие с ее сегодняшним эффективным уровнем;

- повышение степени эффективности таможенного тарифа за счет его дифференциации по степени обработки с учетом текущей и желаемой структуры российской экономики;

- повышение инвестиционной привлекательности отдельных отраслей промышленности за счет установления достаточно высокого уровня импортных пошлин на переходный период (5-7 лет);

- сохранение необходимых уровней тарифной защиты отраслей, являющихся слабо конкурентоспособными;

- поэтапная либерализация доступа товаров тех отраслей, которые находятся в стадии модернизации;

- либерализация импортного тарифа на товары, которые в Российской Федерации не производятся или производятся в недостаточном количестве и которые необходимы для модернизации экономики и снижения общеэкономических издержек.

В области применения ставок вывозных таможенных пошлин, основными направлениями работы будут являться снижение и отмена пошлин на продукцию химического, лесобумажного и металлургического комплексов, а с 2005 года уменьшение и отмена вывозных пошлин на энергоносители.

В качестве одного из основных направлений оптимизации таможенного тарифа выходит на первый план уменьшение, вплоть до нулевых значений, размеров ставок пошлин на прогрессивное технологическое оборудование и комплектующие изделия, не имеющие отечественных аналогов.

Данное направление оптимизации тарифа имеет важнейшее значение, поскольку в настоящее время технологическая база отечественной промышленности имеет значительное отставание от мирового уровня и это отставание продолжает увеличиваться.

Другим важным инструментом оптимизации Таможенного тарифа должна стать замена части комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин на специфические, что позволит осуществлять более эффективную защиту отечественных производителей товаров, в частности, сельскохозяйственных товаров.

Для защиты российских производителей товаров, имеющих значительные ценовые диапазоны, и, в то же время, обеспечения приемлемого уровня таможенных платежей в отношении импортируемых товаров, перспективным представляется применение ставок пошлин, дифференцированных по абсолютному значению в зависимости от величины таможенной стоимости товара в сочетании с возможным изменением детализации отдельных товаров.

Следует также отметить, что меры защиты российских производителей товаров, особенно сельхозпродукции, основанные на простом механическом повышении уровня ввозных таможенных пошлин в настоящее время во многом себя исчерпали. Дальнейшее повышение не может быть осуществлено из-за невысокой покупательной способности населения нашей страны, поскольку эти товары, как правило, являются социально значимыми.

В связи с этим важнейшее значение приобретает применение в качестве защитной меры тарифных квот, позволяющих обеспечить защиту российских производителей без дальнейшего повышения уровня цен внутреннего рынка.

В настоящее время проходит очередной (четвертый) цикл пересмотра ГС, который завершится 31 декабря 2006 года. В соответствии со взятыми Россией международными обязательствами к 1 января 2007 года ТН ВЭД СНГ и в# ТН ВЭД России должны быть приведены в соответствие с их международной основой - ГС (четвертое издание).

В процессе данной актуализации необходимо подготовить тексты новых редакций ТН ВЭД СНГ, ТН ВЭД России, ТН ВЭД ЕврАзЭС, систематизировать Таможенный тариф Российской Федерации в соответствии с актуализированной ТН ВЭД России и утвердить его постановлением Правительства Российской Федерации, внести необходимые изменения в ряд нормативных правовых актов, содержащих коды ТН ВЭД, внести необходимые изменения в Пояснения к ТН ВЭД СНГ, ТН ВЭД России, ТН ВЭД ЕврАзЭС. Реализация данных мероприятий позволит обеспечить выполнение международных обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о ГС, межправительственного Соглашения о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 г., Соглашения об общей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического сообщества от 20 сентября 2002 года.


4.5. Обеспечение эффективного противодействия нарушениям таможенных правил и преступлениям в таможенной сфере


Важнейшим фактором эффективности работы правоохранительных органов является организация системного противодействия угрозам экономической безопасности государства, выработка общего замысла и тактики противодействия криминальным проявлениям, координация усилий всех правоохранительных органов и обеспечение их взаимодействия путем существенного расширения информационных ресурсов за счет объединения их возможностей.

Наибольший эффект при пресечении преступлений дает комплексное применение оперативных и технико-криминалистических возможностей всех заинтересованных правоохранительных органов, совершенствования механизмов обмена и реализации информации, поэтому среди первоочередных организационных и практических мер, направленных на активизацию работы по выявлению, пресечению и предупреждению таможенных правонарушений, является активизация взаимодействия с подразделениями МВД России и ФСБ России.

Одной из основных задач является добывание упреждающей оперативной информации о возможной контрабанде товара через таможенную границу Российской Федерации, максимально эффективное использование оперативных сил и средств правоохранительных подразделений таможенных органов в выявлении, предупреждении и пресечении контрабанды и иных таможенных правонарушений, а также налаживанием эффективного взаимодействия с правоохранительными подразделениями таможенных служб зарубежных стран.

Важнейшей задачей остается противодействие незаконному перемещению наркотических средств и психотропных веществ через границу Российской Федерации, в том числе с использованием потенциала международного сотрудничества и взаимодействия, технических возможностей правоохранительной сети ВТО "CEN", а также регионального узла связи по правоохранительной работе ВТО по странам - участникам СНГ "RILO-Москва".

Приоритетом являются повышение эффективности борьбы с правонарушениями в сфере ВЭД, предотвращение ущерба экономическим интересам Российской Федерации, соблюдение законности и обоснованности принимаемых таможенными органами решений в процессе привлечения лиц к уголовной либо административной ответственности.

Одним из важнейших направлений совершенствования правоохранительной деятельности таможенных органов является работа по внесению соответствующих изменений и дополнений в административное и уголовно-процессуальное законодательство, в том числе, в части совершенствования норм, регламентирующих порядок привлечения лиц к административной и уголовной ответственности; ликвидации пробелов и несоответствий норм КоАП России нормам других федеральных законов; уточнения порядка возбуждения уголовных дел и увеличения сроков дознания по разным категориям дел; корректировки положений о подследственности преступлений; наделение таможенных органов правом производства предварительного следствия по уголовным делам в области внешнеэкономической деятельности.

В связи с произошедшими изменениями в уголовно-процессуальном и административном законодательстве и новыми требованиями, предъявляемыми к таможенным органам в их правоохранительной деятельности, приоритетными являются организация, контроль, а также методическая помощь в вопросах единообразного и правильного применения таможенными органами положений КоАП РФ и УПК РФ, повышение показателей раскрываемости таможенных правонарушений и преступлений в таможенной сфере, дальнейшая автоматизация информационного обеспечения правоохранительной деятельности, участие в рамках своей компетенции в осуществлении межведомственных мероприятий, профилактика и предупреждение развития криминогенных тенденций во внешнеэкономической сфере.


4.6. Укрепление кадрового потенциала таможенных органов и повышение уровня социальной защищенности должностных лиц


Повышение эффективности деятельности таможенной службы Российской Федерации невозможно без решения таких задач, как повышение профессионального уровня кадрового состава и подготовка его к работе в новых условиях, улучшение материального положения должностных лиц таможенных органов, повышение социальной защищенности таможенников и членов их семей.

Современный уровень кадровой работы должен предусматривать возможность реальной оценки кадрового потенциала таможенных органов и прогнозирование развития ситуации (в т.ч. кадровые потребности, формирование резерва на выдвижение, оптимальное использование всех штатных единиц, предупреждение негативных процессов и т.д.).

Система подготовки и переподготовки таможенных кадров должна соответствовать быстро меняющимся условиям функционирования таможенной службы и удовлетворять самым высоким профессиональным требованиям.

Обеспечение единого подхода к организации прохождения службы сотрудниками и федеральными государственными служащими обуславливает необходимость совершенствования законодательной базы по вопросам организации и прохождения службы должностными лицами таможенных органов, приведения ее в соответствие с требованиями законодательства, регламентирующего вопросы государственной службы.

Требует совершенствования организационная и правовая база по вопросам подготовки и переподготовки кадрового состава, дисциплины, распределения и использования кадрового состава, ротации кадров, создания действенного резерва подготовленных специалистов в т.ч. руководящего состава, продвижения по службе и стимулирования служебного роста, определения уровня профессиональных требований и квалификации как к кандидатам при приеме на службу в таможенные органы, так и к должностным лицам при продвижении по службе.

В целях повышения ответственности должностных лиц таможенных органов за порученное дело, снижение числа правонарушений и дисциплинарных проступков, улучшение морально-психологического климата в подразделениях требуется разработка и реализация комплекса предупредительно# профилактических мер.

Основные усилия в вопросах социальной политики таможенной службы будут направлены на повышение уровня социальной защищенности должностных лиц таможенных органов и членов их семей, совершенствование системы и уровня оплаты труда, улучшение медицинского, санаторно-курортного, жилищного обеспечения.


4.7. Дальнейшее развитие таможенной инфраструктуры


В настоящее время большая часть из 122 АПП, введенных в эксплуатацию в период с 1992 по 1995 год, сегодня требует коренной реконструкции или нового строительства. Решение этой большой государственной проблемы возможно только при целевой финансовой поддержке государства.

Опираясь на поддержку Совета Безопасности и принципиальное мнение Президента Российской Федерации В.В.Путина о необходимости укрепления государственной границы, Федеральная пограничная служба Российской Федерации при поддержке других министерств и ведомств (в т.ч. и ГТК России) выступила инициатором и координатором разработки Федеральной Целевой Программы "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 гг.)" (далее ФЦП).

Реализация ФЦП и при условии обеспечения ее финансирования в полном объеме позволит качественно изменить подход к осуществлению задачи по обустройству автомобильных пунктов пропуска. Но это, в свою очередь, должно поставить всех участников инвестиционного процесса в жесткие условия обеспечения непрерывного строительства на всем протяжении государственной границы Российской Федерации пунктов пропуска с поэтапным их вводом по годам действия ФЦП следующими темпами:

2003 - 9* АПП; (* - с учетом начатого строительства в предыдущие годы)

2004 - 14 АПП (2 ИДК);

2005 - 10 АПП (2 ИДК);

с 2006 по 2010 - 67 АПП (7 ИДК).

Для достижения положительного результата в решении задачи такого масштаба потребуется координирующая# усилий соответствующих подразделений ГТК России, региональных таможенных управлений, РОСТЭКа, проектных, подрядных и субподрядных организаций, смежных министерств и ведомств, обеспечивающих государственный контроль на пунктах пропуска.

"Совместной целевой программы по обустройству пунктов пропуска на внешних границах государств - участников Таможенного союза на период 2001-2005 гг.", утвержденной решением N 19 Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 года, предусматривается выделение из федерального бюджета Российской Федерации на обустройство автомобильных пунктов пропуска 4,2 млрд.рублей. При условии выделения этих средств в полном объеме, до 2006 года будет обеспечено комплексное обустройство 20 АПП.

Кроме этого не должны остаться без внимания вопросы федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2001-2010 гг.)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848. От подразделений ГТК России требуется более активная и жесткая позиция в работе с Минтрансом России и МПС России, в целях последовательного продвижения линии на решение указанными ведомствами вопросов обустройства государственной границы, в части их компетенции.


4.8. Международное сотрудничество и зарубежная деятельность


Развитие интеграционных процессов и необходимость обеспечения экономической безопасности Российской Федерации определяет актуальность дальнейшей активизации международной деятельности ГТК России, развития и укрепления имеющихся достижений в сотрудничестве с международными организациями, повышение его уровня.

Важнейшей задачей на ближайшую перспективу будет участие ГТК России в мероприятиях по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации.

Предусматривается проведение работы по дальнейшему привлечению средств и ресурсов международных организаций на модернизацию и повышение эффективности деятельности российской таможенной службы.

Приоритетным вопросом международного таможенного сотрудничества России становится дальнейшее расширение правовой базы двустороннего сотрудничества со странами - основными торгово-экономическими партнерами России, приграничными государствами ближнего и дальнего зарубежья, а также странами, входящими в зону риска в отношении контрабанды наркотиков, оружия, легализации доходов от незаконной торговли.

Важным направлением международного сотрудничества является дальнейшая гармонизация таможенного законодательства и унификация таможенных правил государств - участников СНГ, Союзного государства, Евразийского экономического сообщества.

Планируется осуществлять дальнейшее расширение сети представительств ГТК России в зарубежных странах с учетом международных интересов России в таможенной сфере.

Новый этап экономической интеграции - формировании единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана, России и Украины, обуславливает необходимость определения таможенной составляющей будущей организации на основе анализа внутренней и внешней экономической политики сторон.


4.9. Оптимизация системы таможенных органов


Структура системы таможенных органов должна обеспечивать высокий уровень управляемости таможенными органами, соответствовать структуре и характеру внешнеэкономической деятельности и иметь механизмы адаптации к изменяющимся внешним условиям.

Работа по анализу и изменению организационных структур таможенных органов и центрального аппарата ГТК России должна основываться на оценке эффективности административных процессов и существующих структур.

Дальнейшая оптимизация системы таможенных органов продолжит реформирование территориальных таможенных органов в направлении сокращения лишних управленческих звеньев между ГТК России, устанавливающим правила таможенного оформления и таможенного контроля, и таможенными постами, непосредственно реализующими эти правила.

Предполагается привести структуру таможенных органов в соответствие единой вертикали федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.

Итогом реализации указанных мероприятий станут централизация управления таможенными органами в одном регионе, единообразный подход к применению таможенных процедур и принципов таможенного администрирования в отношении участников ВЭД, усиление в значительной степени таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации, более согласованные с другими правоохранительными и контролирующими органами действия, повышение результативности борьбы с контрабандой и иными таможенными правонарушениями.


6. Финансирование Программы

ГАРАНТ:

Нумерация разделов приводится в соответствии с источником


Финансирование мероприятий Программы осуществляется в пределах средств, предусматриваемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.


7. Ожидаемый эффект от реализации Программы


Реализация Программы будет способствовать развитию внешней торговли Российской Федерации, совершенствованию таможенного администрирования, созданию эффективной системы таможенного контроля при действенном упрощении процедур таможенного оформления и на этой основе - увеличению собираемости таможенных платежей.

При этом будет обеспечено:

- устойчивое функционирование таможенных органов и безусловное выполнение стоящих перед ними задач;

- прозрачность и предсказуемость действий таможенных органов для участников ВЭД, партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками ВЭД, создание эффективных процедур разрешения споров;

- укрепление законности и правопорядка в сфере внешнеэкономической деятельности, безусловное соблюдение всеми участниками внешнеторговой деятельности норм национального и международного права;

- гармонизация и унификация российского законодательства в соответствии с мировыми стандартам, сближение российского таможенного законодательства и таможенного законодательства стран ЕЭС, укрепление позиций Российской Федерации в международных организациях таможенной направленности;

- повышение эффективности системы управления кадрами и ее адаптация к современным условиям;#


8. Механизм реализации и организации управления Программой


Реализация Программы будет осуществляться через:

- конкретизацию задач программы на год в решениях заседаний итоговых коллегий ГТК России, выполнение которых будет являться исполнением отдельного года программы;

- формирование конкретных мероприятий по реализации задач программы и решения итоговой коллегии в полугодовые планах работы ГТК России.

Текущее управление Программой осуществляют заместители председателя ГТК России по курируемым направлениям.

Организация выполнения мероприятий Программы возлагается на руководителей структурных подразделений ГТК России и таможенных органов.

Подразделения ГТК России разрабатывают ежегодные планы-графики реализации программы. Мероприятия планов-графиков должны быть направлены на реализацию задач и мер, предусмотренных Программой. Планы-графики утверждаются у курирующих заместителей председателя ГТК России, которые осуществляют контроль их исполнения.

Для выполнения тематических разделов программы могут создаваться проектные группы из числа должностных лиц управления, ответственного за раздел, а также должностных лиц иных подразделений, ответственных за выполнение конкретных мероприятий раздела. Группу возглавляет один из заместителей начальника управления.

Текущий контроль выполнения Программы осуществляет Главное организационно-инспекторское управление.

Общее управление и контроль выполнения Программы осуществляет коллегия ГТК России.


Приложение N 2

к письму ГТК РФ

от 4 июля 2003 г. N 02-49/26860


Меры по реализации целей и задач развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы


Проект


N п/п

Формулировка мероприятия

Исполнитель

Сроки исполнения по годам

2004

2005

2006

2007

2008

I. Обеспечение надлежащей правовой деятельности таможенной службы Российской Федерации и единообразного применения таможенного законодательства на территории Российской Федерации

1

Обеспечение вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию в части компетенции таможенных органов.

ПУ, УВОЗИВ, УМТС, ГУОТК, ГУТНР, УМТС, ГУФТД

+

+

+

+

+

2

Организация работы по присоединению Российской Федерации к Киотской конвенции.

ПУ, УМТС



+



3

Проведение анализа действующей нормативной правовой базы ГТК России, приведение ее в соответствие с положениями нового Таможенного кодекса Российской Федерации и нормами международного права в области таможенного дела.

ПУ, подразделения Комитета

+

+

+

+

+

4

Анализ правоприменительной практики в связи с исполнением нового Таможенного кодекса Российской Федерации.

ПУ

+

+

+

+

+

5

Анализ международной практики и опыта применения международного законодательства в целях совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации.

ПУ, УМТС

+

+

+

+

+

6

Участие в работе Всемирной таможенной организации по вопросам правового обеспечения деятельности таможенных органов государств - участниц ВТО (в части таможенных конвенций под эгидой ВТО).

УМТС, ПУ

+

+

+

+

+

7

Участие в подготовке и сопровождении законопроектов, разрабатываемых в связи с реформированием государственной службы Российской Федерации.

ГУК, ПУ, УВОЗИВ, подразделения Комитета

+

+

+



8

Осуществление мониторинга судебной практики, связанной с применением таможенного законодательства, а также анализа такой практики и обратной связи по вертикали с использованием информационных технологий.

ПУ, УСТАТТ, ГНИВЦ

+

+

+

+

+

9

Обеспечение единообразного понимания таможенного законодательства и соблюдения его требований участниками ВЭД путем их информирования и консультирования по вопросам таможенного

дела.

ПУ, Пресс-служба, УСТАТТ, ГНИВЦ, РТУ, таможни

+

+

+

+

+

10

Систематизация и кодификация нормативных правовых актов по таможенному делу на основе ведомственного рубрикатора правовых актов.

ПУ

+

+

+

+

+

II. Повышение качества представляемых таможенными органами услуг и эффективности таможенного контроля

11

Укрепление взаимодействия с крупными участниками ВЭД для создания благоприятного инвестиционного климата в целях привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

ООДКС и РИИ, УТИ

+

+

+

+

+

12

Совершенствование процедур таможенного оформления и таможенного контроля, декларирования товаров и транспортных средств, применения таможенных режимов, а также внедрение таможенных информационных технологий.

ГУОТК, ГОргИУ, ГУФТД, ГУТНР, ПУ, УВК, УТИ, УСТТАТ, ГНИВЦ

+

+

+

+

+

13

Разработка и совершенствование специальных упрощенных процедур для отдельных категорий лиц

ГУОТК, УТИ, УСТАТТ, ГНИВЦ

+

+

+

+

+

14

Совершенствование таможенных процедур при перевозке товаров под таможенным контролем в целях их приведения в соответствие с международной практикой перевозки грузов под таможенными печатями и пломбами.

ГУОТК, ПУ, УМТС, УСТАТТ, ГНИВЦ

+

+

+

+

+

15

Внедрение в практику деятельности таможенных органов декларирования товаров в электронной форме.

ГУОТК, УСТАТТ, ГНИВЦ

+

+

+

+

+

16

Совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых с применением карнета АТА.

ГУОТК, ПУ, ГУФТД

+

+

+

+

+

17

Подготовка предложений о необходимости корректировки Соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительствами сопредельных государств о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

ГУОТК, УМТС, УДТС

+

+

+

+

+

18

Участие таможенных органов в разработке мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

ГУТНР, УМТС, УДТС

+

+

+

+

+

19

Ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) России, ТН ВЭД СНГ и ТН ВЭД ЕврАзЭС (приведение в соответствие с четвертым изданием Гармонизированной системы).

ГУТНР, УМТС, УДТС

+

+

+

+

+

20

Внедрение в практику таможенных органов процедуры принятия предварительных решений о классификации и стране происхождения товаров и ее дальнейшее совершенствование.

ГУТНР, РТУ

+

+

+

+

+

21

Организация таможенного контроля совместно с таможенными органами Республики Беларусь в отношении транспортных средств, следующих в Российскую Федерацию транзитом через территорию Республики Беларусь.

ГУОТК, УДТС, УСТАТТ, ГНИВЦ


+

+



22

Взаимодействие с таможенными органами государств - участников СНГ по вопросам оптимизации критериев определения страны происхождения товаров.

ГУТНР, УДТС

+

+

+

+

+

23

Совершенствование порядка таможенного контроля товаров и технологий, подпадающих под систему экспортного контроля, в том числе на основе решений многосторонних групп по обеспечению международных режимов нераспространения.

ГУТНР, ГУОТК, УМТС

+

+

+

+

+

24

Формирование системы контроля соответствия товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, техническим

регламентам.

ГУТНР, УСТАТТ, ЦЭКТУ

+

+

+

+

+

25

Расширение спектра экспертно-исследовательских технологий на основе анализа международных нормативных документов по исследованию товаров в таможенных целях.

ЦЭКТУ, УМТС, ЭКС РТУ

+

+

+

+

+

26

Совершенствование таможенного контроля путем проведения контрольно-инспекционных мероприятий с использованием международных стандартов проведения таможенных ревизий, системы учета и контроля за деятельностью участников ВЭД, интегрированной с информационными ресурсами иных правоохранительных и контролирующих органов.

УТИ, ГУОТК, ГУБК, ГУФТД, подразделения Комитета

+

+

+

+

+

27

Совершенствование нормативной правовой базы валютного контроля в соответствии с изменениями в законодательстве Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и валютном законодательстве.

УВК, ГТУ, УВОЗИВ, ГУОТК

+

+

+

+

+

28

Организация автоматизированного учета валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации по договорам, не предусматривающим расчеты непосредственно за перемещаемые товары.

УВК, ГУОТК, УСТАТТ


+

+



29

Разработка совместно с Минфином системы мер, направленных на недопущение ввоза в Российскую Федерацию природных необработанных алмазов, происходящих из зон конфликтов.

УВК, ГУОТК

+

+




30

Организация взаимодействия с крупными участниками внешнеэкономической деятельности по упрощения# процедур валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок.

УВК

+

+

+

+

+

31

Внедрение и совершенствование информационно-расчетной системы контроля таможенных платежей (ИРС "Доход").

ГУФТД, ГНИВЦ

+

+

+

+

+

32

Распространение применения микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт) на территории СНГ и стран Европейского союза.

ГУФТД, УМТС

+

+

+

+

+

33

Развитие информационного взаимодействия с таможенными и компетентными органами иностранных государств, федеральными органами исполнительной власти, иными организациями.

ГУОТК, УТИ, УМТС, УДТС, ГУБК, ГНИВЦ, УСТАТТ

+

+

+

+

+

34

Взаимодействие по обмену информацией по стоимости товаров с зарубежными службами.

ГУФТД, ГУБК, УСТАТТ, ГНИВЦ

+

+

+

+

+

35

Организация применения пластиковых микропроцессорных карт при временном ввозе транспортных средств.

ГУОТК, УСТАТТ, ГНИВЦ



+

+


36

Развитие и внедрение в практику работы таможенных органов на всех уровнях технологий таможенного контроля и таможенного оформления, основанных на анализе и управлении рисками.

ГУОТК, ГУТНР, УТИ, УТСА, ГУФТД, УСТАТТ, ГНИВЦ

+

+

+

+

+

37

Внедрение опыта использования методов анализа и оценки рисков при проведении таможенных ревизий таможенными органами стран ЕС в практику работы инспекционных подразделений таможенных органов Российской Федерации.

УТИ, УМТС, УСТАТТ, ГНИВЦ

+





38

Разработка и внедрение автоматизированной торговой модели вероятностной оценки и прогнозирования рисков.

УТСА, ГНИВЦ, УСТАТТ

+

+

+

+

+

39

Разработка принципов формирования перечня товаров для экспертных исследований, обладающих признаками группы риска и группы прикрытия, и контроль за их прохождением в экспертных организациях.

ЦЭКТУ, ЦТУ, ЭКС РТУ

+

+

+

+

+

III. Достижение качественно нового уровня информатизации таможенных органов посредством глубокой модернизации информационной системы ГТК России и проведения технического переоснащения таможенных органов

40

Развитие и совершенствование методологической и нормативной правовой базы по вопросам информатизации таможенных органов.

УСТАТТ, другие подразделения ГТК России, ГНИВЦ

+

+

+

+

+

41

Создание Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства.

УСТАТТ, УДТС, ГУОТК, ГНИВЦ

+

+




42

Создание третьей очереди Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ГТК России на основе внедрения новых информационных технологий.

УСТАТТ, ГНИВЦ, другие подразделения Комитета, таможенные органы

+

+

+

+

+

43

Внедрение в таможенных органах электронного документооборота.

УСТАТТ, УД, другие подразделения Комитета, ГНИВЦ, таможенные органы

+

+

+

+

+

44

Создание единой государственной автоматизированной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации.

УСТАТТ, ГУОТК, ГУФТД, ГНИВЦ, таможенные органы

+

+

+

+


45

Создание Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) ГТК России.

УСТАТТ, ГНИВЦ, РТУ, таможни

+

+

+

+

+

46

Обеспечение развития сети конфиденциальной связи ГТК России.

УСТАТТ, ЦТУ, РТУ

+


+


+

47

Проведение мероприятий по обеспечению информационной безопасности таможенных органов.

УСТАТТ, СЗГТ и СДС, УСБ, ГУБК, ГНИВЦ, РТУ РЭБОТИ, таможенные органы

+

+

+

+

+

48

Проведение комплекса мероприятий по оснащению таможенных органов Российской Федерации современными информационно-техническими средствами.

УСТАТТ, ГФЭУ, ГУТО, таможенные органы

+

+

+

+

+

49

Разработка и внедрение в таможенных органах технологии таможенного контроля опасных отходов с использованием технических средств.

УСТАТТ, таможенные органы

+

+




50

Организация и проведение работ по системной интеграции информационно-технических средств (средств автоматизации, технических средств таможенного контроля и охраны), размещаемых на таможенном объекте. Создание на этой основе распределенных систем (комплексов технических средств).

УСТАТТ, ГУТО, ГНИВЦ, таможенные органы



+

+

+

51

Проведение мероприятий по совершенствованию системы метрологического обеспечения таможенного контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации.

УСТАТТ, таможенные органы

+

+

+

+

+

52

Наполнение WEB-сервера ГТК России.

Пресс-служба, подразделения Комитета

+

+

+

+

+

53

Организация и проведение информационно-разъяснительной работы о таможенном деле в РФ с привлечением российских и иностранных СМИ, подготовка материалов для выпуска журнала "Таможня", бюллетеня "Таможенные ведомости", рубрики "Таможенные вести" в газете "Экономика и жизнь". Создание и выпуск телепередачи "Открытая таможня" на ТК Россия.

Пресс-служба, УВОЗИВ, ГУП "Ростэк"

+

+

+

+

+

54

Проведение мероприятий по совершенствованию таможенного контроля большегрузных автомобилей и контейнеров. Оснащение автомобильных пунктов пропуска с наибольшей интенсивностью грузоперевозок инспекционно-досмотровыми комплексами для контроля большегрузных автомобилей и контейнеров.

УСТАТТ, ГУОТК, ГУТО, ГУБК, РТУ

+

+

+

+

+

55

Организация технического обеспечения мероприятий по пресечению правонарушений, связанных с недостоверным декларированием. Разработка и внедрение в таможенных органах технических средств идентификации леса и лесоматериалов, а также художественных ценностей.

УСТАТТ, ГФЭУ, ГУТО

+





IV. Обеспечение эффективного противодействия нарушениям таможенных правил и преступлениям в таможенной сфере

56

Совершенствование нормативной базы, регулирующей правоотношения, возникающие в сфере правоохранительной практики таможенного дела.

Подразделения Комитета

+

+

+

+

+

57

Повышение эффективности профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений в таможенной сфере.

ГУБК

+

+




58

Участие в подготовке проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) с целью устранения пробелов в КоАП, препятствующих эффективному производству расследований и исполнению по административным правонарушениям.

ПУ, УТРД, УКСЗТД, УВОЗИВ, ГУФТД

+

+

+

+

+

59

Укрепление и совершенствование межгосударственного сотрудничества таможенных органов, взаимодействия таможенных органов с правоохранительными, контролирующими органами, министерствами и ведомствами в деле усиления борьбы с преступностью в экономической сфере.

ГУБК, УТРД, УСБ, УТИ, УМТС, другие подразделения Комитета, РТУ

+

+

+

+

+

60

Совершенствование форм и методов работы правоохранительных подразделений таможенных органов по пресечению фактов незаконного перемещения через таможенную границу объектов, составляющих национальное достояние России.

ГУБК, УТИ, УСБ, ГУОТК

+

+

+

+

+

61

Организация сквозной системы для учета и работы с имуществом, временно находящимся в распоряжении таможенных органов, с целью осуществления контроля за поступлением неналоговых средств в федеральный бюджет.

ГУФТД

+

+

+

+

+

62

Осуществление мер по инструментальному обеспечению экспертных исследований и созданию программных средств информационно-поисковых систем, необходимых для реализации новых экспертно-исследовательских технологий.

ЦЭКТУ, ЭКС РТУ

+

+

+

+

+

63

Совершенствование работы по повышению уровня защиты конституционных прав граждан в современных условиях.

УКСЗТД, ПУ, УД, УСТАТТ, РТУ, Пресс-служба

+

+

+

+

+

V. Оптимизация системы таможенных органов и таможенной инфраструктуры

64

Разработка и реализация мероприятий по оптимизации организационно-штатной структуры таможенных органов с учетом реформирования государственной службы Российской Федерации, вступления в действие нового Таможенного кодекса и внедрения новых таможенных технологий.

ГОргИУ, ГУК, ГФЭУ, ГУТО, ГУОТК, УТРД, ЦЭКТУ, ГУБК, подразделения Комитета

+

+

+

+

+

65

Организация работ по вводу в действие объектов инфраструктуры и совершенствованию материально-технической базы таможенных органов, при этом основные усилия сосредоточить на обустройстве пунктов пропуска на таможенной границе Российской Федерации и внешних границах государств - участников Таможенного союза.

ГУТО, ГУОТК, УСТАТТ, ГФЭУ

+

+

+

+

+

VI. Укрепление кадрового потенциала таможенных органов и повышение уровни социальной защищенности должностных лиц

66

Совершенствование системы медицинского обеспечения таможенных органов. Формирование ведомственной сети учреждений здравоохранения ГТК России.

МУ, ГУТО, ГФЭУ, ГУК, ГОргИУ, РТУ

+

+

+

+

+

67

Осуществление комплекса мер по решению жилищных проблем должностных лиц таможенных органов и работников организаций бюджетной сферы, назначенных на должности в соответствии с пунктами 7-9 ст.3 Федерального Закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ, в объеме выделенного финансирования, создание нормативной базы и формирование в таможенных органах Российской Федерации жилого служебного фонда.

ГУТО, ГФЭУ, ПУ

+

+

+

+

+

68

Дальнейшее развитие и совершенствование нормативной базы по вопросам продовольственного обеспечения таможенных органов Российской Федерации.

ГУТО, ПУ

+

+

+

+

+

69

Повышение эффективности работы по определению текущей и прогнозируемой потребности в кадрах. Совершенствование системы работы по подбору и расстановке кадров, формирование качественного резерва на выдвижение.

ГУК, ГОргИУ, подразделения Комитета

+

+

+

+

+

70

Совершенствование системы учебных заведений ГТК России с учетом потребности таможенных органов в высококвалифицированных специалистах, организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов, образовательный уровень которых не соответствует квалификационным требованиям по занимаемым должностям федеральных государственных служащих, с учетом модернизации таможенных технологий и принятия нового Таможенного кодекса

ГУК, РТА

+

+

+

+

+

71

Дальнейшее развитие и совершенствование системы подготовки, переподготовки и дополнительного профессионального образования должностных лиц таможенных органов, исходя из задач модернизации таможенной службы.

ГУК, РТА, РТУ

+

+

+

+

+

72

Разработка программы совершенствования воспитательно-профилактической работы, повышения ее эффективности в целях поддержания в коллективах здоровой морально-психологической обстановки и атмосферы нетерпимости к должностным правонарушениям.

ГУК, ГОргИУ, ПУ, РТА, другие подразделения Комитета

+

+




VII. Международное сотрудничество# зарубежная деятельность

73

Активизация взаимодействия с Комиссией Европейских сообществ с целью по# привлечения финансовых средств и консультационных услуг.

УМТС, ГУТО, ГУБК, УТРД

+

+

+

+

+

74

Расширение международной договорно-правовой базы много- и двустороннего сотрудничества со странами - основными торгово-экономическими партнерами России, приграничными государствами ближнего и дальнего зарубежья, а также странами, входящими в зону риска в отношении контрабанды наркотиков, оружия, легализации доходов от незаконной торговли.

УМТС, ГУОТК, ГУБК, ПУ, другие подразделения Комитета

+

+

+

+

+

75

Гармонизация таможенных законодательства# государств - участников СНГ, Союзного государства и ЕврАзЭС.

УМТС, УДТС, подразделения Комитета




+


76

Укрепление двустороннего сотрудничества с таможенными службами зарубежных стран и расширение сети представительств ГТК России в зарубежных странах.

УМТС, УДТС, подразделения Комитета

+

+

+

+

+

77

Участие в работе по формированию единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана, России и Украины.

УДТС, УМТС, подразделения Комитета

+

+

+

+

+

78

Взаимодействие между таможенными службами государств - участников СНГ и стран ЕС по обучению и повышению квалификации сотрудников, в том числе используя ресурс Всемирной таможенной организации.

УМТС, УДТС, ГУК, РТА

+

+

+

+

+




Письмо ГТК РФ от 4 июля 2003 г. N 02-49/26860 "О направлении проекта Целевой программы развития таможенной службы на 2004-2008 годы"


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение