Проект Целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы

Проект Целевой программы
развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы


I. Введение


Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2004 - 2008 годы (далее - Программа) разработана в целях осуществления мер, определенных ежегодным Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и Основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2010 года).

Программа призвана обеспечить дальнейшее совершенствование инструментов таможенного администрирования и наиболее эффективное их использование при решении следующих социально-экономических и политических задач государства:

- обеспечение устойчивой бюджетной политики;

- развитие внешнеэкономической деятельности, расширение внешнеторговых связей и интеграция российской экономики в мировую экономику;

- защита рынка, товаропроизводителя и стимулирование развития экономики;

- поддержание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата и "здоровой" конкурентоспособной среды;

- проведение структурной перестройки в экономике;

- обеспечение экономической, социальной, экологической, технологической безопасности.

Программа определяет основные параметры развития таможенной службы Российской Федерации на ближайшие 5 лет и предлагает пути решения существующих проблем с учетом имеющихся бюджетных и общих ресурсных ограничений.


II. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения
программными методами


В условиях глобализации мировой экономики, решения задачи присоединения России к Всемирной торговой организации, признания России как страны с рыночной экономикой возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Всемирная таможенная организация считает показателями высокого развития таможенной службы наличие современного законодательства, новейших информационных технологий, развитой инфраструктуры и высококвалифицированных кадров.

Выполнение мероприятий, предусмотренных Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2001-2003 годы позволило создать предпосылки для нового этапа модернизации системы таможенных органов Российской Федерации.

Проведена большая работа по оптимизации таможенного тарифа, упорядочению правовой базы деятельности таможенных органов Российской Федерации, упрощению таможенных процедур, внедрению новейших информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля, что позволило повысить административно-правовую и экономическую эффективность деятельности таможенной службы Российской Федерации. Сумма таможенных платежей, перечисленных в доход государства в 2003 году превысила этот же показатель в 2000 году почти на 399 млрд рублей.

Повышение эффективности борьбы с контрабандой, недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости товаров и транспортных средств позволило существенно подорвать позиции теневого бизнеса. Объемы "серого" импорта в последние годы имеют тенденцию к снижению, чему в немалой степени способствовало, с одной стороны, ужесточение контроля со стороны таможенных органов Российской Федерации, а с другой - создание условий для упрощения и ускорения таможенных процедур в отношении законопослушных участников внешнеторговой деятельности.

Новый статус приобрела Российская таможенная академия, на базе которой в 2002 году создан Региональный обучающий центр Всемирной таможенной организации.

Введен в действие с 1 января 2004 года Таможенный кодекс Российской Федерации, который заложил правовую основу для формирования соответствующей мировым стандартам системы таможенного контроля, основанной на управлении рисками, предусматривающей рациональное использование ресурсов таможенных органов с учетом необходимости снижения непроизводственных расходов бизнеса.

Развитие отношений между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности переместилось в плоскость цивилизованного сотрудничества.

В целях существенного упрощения и ускорения процедуры таможенного оформления грузов введен проект "зеленый коридор", разработанный таможенными службами Российской Федерации, Финляндии и Швеции. Проводится эксперимент по электронному декларированию товаров и транспортных средств, в том числе биоресурсов.

Избрание Российской Федерации в июне 2003 года вице-председателем Совета Всемирной таможенной организации - координатором Европейского региона, включающего 49 государств, свидетельствует о признании серьезных достижений таможенной службы России и о росте ее международного авторитета.

Проведенные в государстве за последние годы реформы позволили сформировать необходимый потенциал для дальнейшего развития таможенной службы Российской Федерации.

Необходимость разработки Программы обусловлена изменившимися приоритетами таможенной службы Российской Федерации. С введением Таможенного кодекса Российской Федерации на первый план выдвигается задача регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенная служба Российской Федерации становится одним из важнейших инструментов улучшения эффективности внешней торговли, макроэкономической ситуации в целом. При этом фискальная функция таможенной службы Российской Федерации отодвигается в ряд прочих приоритетов.

Построение эффективной таможенной системы, использующей упрощенные процедуры, будет способствовать не только повышению конкурентной способности страны, но и содействовать притоку инвестиций в экономику, вовлечению в международную торговлю малых и средних предприятий.

Возрастет роль таможенных органов Российской Федерации в деле противодействия нарушениям законодательства и терроризма, обеспечения защиты здоровья граждан и безопасности общества.

Программа является средством построения новой таможенной системы России, соответствующей требованиям XXI века.

Программа имеет долгосрочный потенциал динамичного роста, что позволит существенно модернизировать таможенные информационные системы, добиться эффективности и рациональности таможенных процедур, значительно повысить качество таможенного администрирования, осуществлять деятельность таможенных органов Российской Федерации в соответствии с мировыми стандартами.


III. Основные направления деятельности таможенных органов
Российской Федерации


Цель Программы - повысить эффективность таможенного администрирования и создать благоприятные условия для работы участников внешнеэкономической деятельности за счет повышения качества предоставляемых услуг и на этой основе обеспечить:

- всемерное содействие развитию торговли, ускорение товарооборота и расширение внешнеторговых связей России;

- таможенный контроль за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации в объеме, необходимом и достаточном для соблюдения законодательства Российской Федерации и защиты отечественного товаропроизводителя;

- своевременное и полное наполнение доходной части федерального бюджета Российской Федерации.

Программой определены следующие основные направления деятельности таможенных органов Российской Федерации.

1. Развитие партнерских взаимоотношений с участниками внешнеэкономической деятельности и повышение эффективности таможенного контроля.

2. Обеспечение надлежащей правовой деятельности таможенной службы Российской Федерации и единообразного применения таможенного законодательства.

3. Кардинальная модернизация информационной системы ГТК России и техническое переоснащение таможенных органов Российской Федерации.

4. Обеспечение эффективного противодействия нарушениям таможенных правил и преступлениям в таможенной сфере, проникновению коррупции в таможенную службу Российской Федерации.

5. Укрепление и стабилизация кадрового потенциала таможенных органов Российской Федерации и повышение уровня социальной защищенности должностных лиц.

6. Оптимизация системы таможенных органов Российской Федерации и дальнейшее развитие таможенной инфраструктуры.

7. Развитие международного таможенного сотрудничества.

С целью совершенствования системы таможенного администрирования, по указанным направлениям разработан комплекс мер (приложение).


1. Развитие партнерских взаимоотношений с участниками внешнеэкономической
деятельности и повышение эффективности таможенного контроля


Отказ от избыточного таможенного администрирования является важнейшим фактором формирования нормального делового климата в России для создания благоприятных условий в области внешнеэкономической деятельности.

Достижение положительных результатов в этом направлении невозможно без системного анализа эффективности применяемых таможенных процедур, использования современных автоматизированных систем и новейших информационных таможенных технологий, без владения механизмами управления рисками, использования электронных средств передачи информации, координации работы с другими ведомствами и организациями.

Ключевым звеном в этой работе является переход на новую систему организации таможенного контроля и таможенного оформления (далее - Система), применение которой позволит снизить затраты времени на проведение таможенного контроля, повысить его эффективность и осуществлять максимально быстро таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Работа в этом направлении будет вестись на основе принципов, предусмотренных в концепции управления рисками.

Основой Системы являются порядок и условия проведения таможенного оформления и таможенного контроля, которые должны быть максимально понятными и "прозрачными", иметь единое информационное пространство, эффективное информационно-техническое обеспечение, правоохранительную поддержку.

Применение данной системы предусматривает:

- внедрение информационных технологий в процесс таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе электронного документооборота и электронного декларирования товаров и транспортных средств;

- четкую дифференциацию применения форм таможенного контроля по субъектам внешнеторговой деятельности и категориям товаров;

- исключение различного рода согласований с вышестоящими таможенными органами Российской Федерации при принятии решения о выпуске товаров;

- минимизацию таможенных формальностей в пограничных таможенных органах Российской Федерации и концентрацию основного таможенного оформления во внутренних таможенных органах Российской Федерации;

- использование для таможенных целей в большем объеме предварительной информации, получаемой из различных источников до прибытия товаров;

- активизацию работы по внедрению системы управления рисками и применению системы оперативного контроля;

- минимизацию применения фактического контроля товаров;

- перенос таможенного контроля с этапа основного таможенного оформления на последующие (после выпуска) этапы обращения товаров, осуществление таможенного контроля путем проведения таможенных ревизий.

Взаимодействие таможенных органов Российской Федерации с деловыми кругами будет осуществляться в форме официальных консультаций, в том числе с использованием механизма Консультативного совета по таможенной политике при ГТК России.

Будут приведены в соответствие современным требованиям развития таможенной службы Российской Федерации законодательные акты о таможенной стоимости, которые должны в полном объеме включать в себя методологические нормы Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), 1994.

Необходимость обеспечения национальной безопасности и соблюдение международных обязательств обуславливают необходимость повышения эффективности экспортного контроля товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и контроля их соответствия техническим регламентам.

Будет продолжена работа по совершенствованию порядка уплаты и учета таможенных платежей.

Для повышения эффективности исполнительного производства планируется ужесточить контроль за поступлением неналоговых средств в федеральный бюджет Российской Федерации, разработать дополнительные механизмы взаимодействия с компетентными государственными органами и совершенствовать нормативную базу, регулирующую исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Совершенствование валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок позволит в условиях изменения таможенного законодательства Российской Федерации осуществлять должный контроль за поступлением экспортной выручки и за обоснованностью платежей за импортируемые товары, а также снизить уровень непоступления выручки от экспорта товаров по сделкам, на которые в настоящее время не распространяется действие технологий таможенно-банковского валютного контроля.

Большое значение имеет таможенно-тарифная политика, которая призвана обеспечить регулирование внешнеэкономической деятельности путем применения таможенных пошлин.

Должен быть сформирован такой таможенный тариф, который стал бы интегрированной частью налоговой системы государства, способной адекватно выполнять регулятивную, протекционистскую и фискальную функции.

Основными ориентирами работы с тарифом на импортные товары станут:

- повышение степени эффективности таможенного тарифа за счет его дифференциации по степени обработки товаров с учетом нынешней и оптимальной структуры российской экономики;

- привлечение инвестиций в отдельные отрасли промышленности за счет установления достаточно высоких ввозных таможенных пошлин на переходный период (5 - 7 лет) на импортные товары, являющиеся аналогами продукции, производимой этими отраслями;

- сохранение необходимого уровня тарифных мер защиты неконкурентоспособных отраслей;

- поэтапная либерализация ввоза товаров тех отраслей, которые находятся в стадии модернизации;

- либерализация тарифа на импортные товары, аналоги которых в России не производятся или производятся в недостаточном количестве и которые необходимы для модернизации экономики и снижения экономических издержек.

Кроме традиционных тарифных мер защиты отечественных производителей активнее будут использоваться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые, компенсационные.

В соответствии со взятыми Россией международными обязательствами к 1 января 2007 года ТН ВЭД СНГ и ТН ВЭД России должны быть приведены в соответствие четвертому изданию Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.


2. Обеспечение надлежащей правовой деятельности таможенной службы
Российской Федерации единообразного применения таможенного
законодательства


Принципиальные изменения в таможенном регулировании, предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации, обуславливают необходимость проведения работы по обеспечению единообразного применения таможенного законодательства Российской Федерации должностными лицами таможенных органов и участниками внешнеэкономической деятельности на всей территории России.

Ведение такой работы сопряжено с оптимизацией подзаконной нормативной базы, совершенствованием правового обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации, усилением их правовой службы, внедрением в правовую основу и практическую деятельность международных правил и стандартов, в том числе предусмотренных Киотской конвенцией, 1999, обеспечением транспарентности таможенного законодательства Российской Федерации и практики его применения.

Активную роль в разъяснении положений актов таможенного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны играть правовые службы таможенных органов, на которые возложены функции защиты интересов государства и таможенных органов Российской Федерации в судах, а также информирования и консультирования участников внешнеэкономической деятельности.

Будут приняты дополнительные меры по повышению уровня защиты конституционных прав граждан, усилению контроля соблюдения законности в таможенном деле, предполагающие повышение ответственности руководителей таможенных органов Российской Федерации за принимаемые решения, действия (бездействие) должностных лиц, проведение анализа причин и условий допускаемых нарушений и выработку эффективных мер по их предотвращению.


3. Кардинальная модернизация информационной системы ГТК России
и техническое переоснащение таможенных органов
Российской Федерации


Информационно-техническое обеспечение таможенной службы Российской Федерации должно способствовать достижению качественно нового уровня таможенного администрирования, соответствующего возрастающему объему и многообразию внешнеэкономической деятельности России, международной практике таможенного дела. Для этого необходимы кардинальная модернизация информационной системы ГТК России и техническое переоснащение таможенных органов.

Применение информационных технологий - путь к резкому ускорению процесса таможенного оформления с одновременным повышением эффективности таможенного контроля.

Приоритетными задачами в данном направлении являются:

- внедрение в таможенное дело новых информационных технологий;

- развитие информационно-технической инфраструктуры таможенных органов Российской Федерации;

- совершенствование системы информационного взаимодействия таможенных органов с органами государственной власти и организациями Российской Федерации и других государств;

- повышение уровня информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации.

В качестве дополнительного ресурса для выполнения указанных задач будут использованы средства займа Международного банка реконструкции и развития в рамках проекта "Модернизация информационной системы таможенных органов", а также средства, выделяемые на выполнение Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)".


4. Обеспечение эффективного противодействия нарушениям таможенных правил
и преступлениям в таможенной сфере, проникновению коррупции в таможенную
службу России


Важнейшим фактором эффективности работы правоохранительных органов является организация системного противодействия угрозам экономической безопасности государства, разработка стратегии и тактики противодействия криминальным проявлениям, координация усилий всех правоохранительных органов и обеспечение их взаимодействия путем существенного расширения информационных ресурсов.

Среди первоочередных организационных и практических мер, направленных на активизацию работы по выявлению, пресечению и предупреждению таможенных правонарушений, является укрепление взаимодействия с подразделениями МВД России, ФСБ России, Госнаркоконтроля России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Повышение эффективности использования оперативных сил и средств правоохранительных подразделений таможенных органов, налаживание эффективного взаимодействия с правоохранительными подразделениями таможенных служб других государств обеспечит совершенствование работы по добыванию упреждающей оперативной информации о возможной контрабанде товаров через таможенную границу Российской Федерации.

В целях противодействия незаконному перемещению наркотических средств и психотропных веществ через границу Российской Федерации предполагается шире использовать возможности международного сотрудничества и взаимодействия, технические возможности правоохранительной сети ВТО "CEN" и "RILO-Москва" - регионального узла связи по правоохранительной работе ВТО по государствам - участникам СНГ.

Повышение эффективности борьбы с правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности, соблюдение законности и обоснованности принимаемых должностными лицами таможенных органов решений в процессе привлечения лиц к уголовной либо административной ответственности остаются приоритетными задачами в деятельности таможенных органов Российской Федерации.

За последнее время увеличилось число попыток внедрения в таможенные органы Российской Федерации членов организованных преступных групп и преступных сообществ, имеющих межрегиональные и международные связи и оснащенных современными техническими средствами и оружием. В этих условиях особенно актуальны обеспечение безопасности деятельности таможенных органов Российской Федерации и защиты должностных лиц от противоправных посягательств, в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а также осуществление оперативно-разыскных мероприятий по выявлению фактов коррупции и его предупреждению в таможенных органах.

В связи с изменением уголовно-процессуального и административного законодательства и в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к правоохранительной деятельности таможенных органов, особое внимание будет уделяться единообразному применению положений Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, повышению раскрываемости таможенных правонарушений и преступлений в таможенной сфере, дальнейшей автоматизации информационного обеспечения правоохранительной деятельности, участию, в рамках своей компетенции в осуществлении межведомственных мероприятий, профилактике и предупреждению развития криминогенных тенденций во внешнеэкономической сфере.


5. Укрепление и стабилизация кадрового потенциала таможенных органов
Российской Федерации и повышение уровня социальной защищенности
должностных лиц


Повышение эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации невозможно без роста профессионального уровня кадров, укрепления служебной дисциплины, улучшения материального положения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, повышения их социальной защищенности и членов их семей.

Современный уровень кадровой работы должен предусматривать возможность реальной оценки кадров таможенных органов Российской Федерации и прогнозирования развития ситуации (потребность в кадрах, формирование резерва на выдвижение, оптимальное использование всех штатных единиц, предупреждение негативных процессов и т.д.).

Для обеспечения единого подхода к организации прохождения службы (работы) сотрудниками и федеральными государственными служащими будет вестись работа по приведению законодательной базы по организации прохождения службы (работы) должностными лицами таможенных органов в соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы государственной службы.

Будут совершенствоваться база подготовки и переподготовки кадров, в том числе подготовка кадров высшей квалификации в адъюнктуре (докторантуре) Российской таможенной академии.

Кадровая работа будет направлена на решение задач по рациональному распределению и использованию кадрового потенциала, созданию действенного резерва специалистов, в том числе руководящего состава, стимулированию служебного роста, определению уровня профессиональных требований и квалификации как кандидатов при приеме на службу в таможенные органы Российской Федерации, так и должностных лиц при их продвижении по службе.

В целях повышения ответственности должностных лиц таможенных органов Российской Федерации за порученное дело, снижения числа правонарушений и дисциплинарных проступков, улучшения морально-психологического климата в подразделениях будет осуществляться комплекс предупредительно-профилактических мер по укреплению служебной дисциплины.

Основные усилия в вопросах социальной политики # таможенных органах Российской Федерации будут направлены на повышение уровня социальной защищенности должностных лиц и членов их семей, на совершенствование системы и уровня оплаты труда, улучшение медицинского, санаторно-курортного и жилищного обеспечения.


6. Оптимизация системы таможенных органов Российской Федерации
и дальнейшее развитие таможенной инфраструктуры


Одной из основных задач, стоящих перед таможенной службой Российской Федерации на предстоящие годы, является создание современной таможенной инфраструктуры, обеспечивающей наиболее эффективное выполнение функций таможенного администрирования.

Решение указанной задачи невозможно без комплексного обустройства автомобильных пунктов пропуска, строительства служебно-производственных зданий для таможенных органов, производственно-складских и учебно-тренировочных комплексов, объектов социально-культурного и бытового назначения, жилья.

Большая часть автомобильных пунктов пропуска, введенных в эксплуатацию в период с 1992 по 1995 год, требует коренной реконструкции или нового строительства. Это возможно только при целевой финансовой поддержке государства, в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ.

Принятие и исполнение Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации в период до 2010 г." позволит качественно изменить подход к развитию таможенной инфраструктуры, обеспечить комплексное обустройство автомобильных пунктов пропуска, в первую очередь на наиболее напряженных участках Государственной границы Российской Федерации.

Исполнение совместной федеральной целевой программы по обустройству пунктов пропуска на внешних границах государств - участников Таможенного союза на период 2001-2005 годы позволит обеспечить комплексное обустройство 20 автомобильных пунктов пропуска при условии выделения из федерального бюджета Российской Федерации на их обустройство 4,2 млрд рублей.

Обеспечение жизнедеятельности таможенных органов, решение первоочередных задач и достижение конечных результатов, определенных Программой, будет осуществляться исходя из обоснованного планирования расходов при соблюдении финансово-хозяйственной и бюджетной дисциплины.

Освоение бюджетных средств будет строиться на принципах их равномерного расходования, своевременного внесения изменений в лимиты бюджетных обязательств, что позволит использовать ассигнования рационально и в полном объеме, без образования остатков средств федерального бюджета на лицевых счетах и сверхнормативных материальных запасов на складах таможенных органов.

Финансово-хозяйственная деятельность должна осуществляться с учетом исключения образования кредиторской задолженности, случаев нецелевого и неэффективного использования бюджетных ассигнований.

В целях обеспечения высокого уровня управляемости таможенными органами будет пересмотрена их структура с учетом характера внешнеэкономической деятельности и необходимости наличия механизмов адаптации к изменяющимся внешним условиям.

Работа по изменению организационной структуры таможенных органов Российской Федерации будет основываться на анализе и оценке эффективности административных процессов в рамках существующей структуры, с учетом качества выполнения задач, стоящих перед таможенными органами Российской Федерации.

Изменения организационной структуры таможенных органов Российской Федерации будут заключаться в сокращении лишних управленческих звеньев между ГТК России и таможенными постами, в укрупнении, укреплении и оптимизации их размещения.


7. Развитие международного таможенного сотрудничества


Развитие интеграционных процессов и необходимость обеспечения экономической безопасности Российской Федерации определяют актуальность дальнейшей активизации международной деятельности ГТК России.

Особое внимание будет уделяться сотрудничеству с таможенными службами Союзного государства, государств - членов ЕврАзЭС и государств - участников СНГ, осуществляемому как на двусторонней, так и на многосторонней основе.

Объединяющим фактором процесса интеграции является формирование единого экономического и, соответственно, таможенного пространства.

Создание единого таможенного пространства предполагает отмену таможенных пошлин и других ограничительных мер во взаимной торговле между государствами - участниками СНГ, а в торговле с третьими странами - принятие общего таможенного тарифа, унификацию систем тарифного и нетарифного регулирования, таможенного законодательства и организации таможенного дела на одинаковых принципах.

Результатом комплексного участия ГТК России в интеграционных объединениях - "двойки", "пятерки" и "четверки" - будет максимальная унификация и упрощение процедур таможенного оформления, установление эффективного противодействия таможенным правонарушениям и контрабанде товаров, а в перспективе перенос таможенного контроля на внешние границы.

В течение 2 лет как минимум Россия будет являться координатором деятельности Всемирной таможенной организации в Европейском регионе, который объединяет 49 государств. Важнейшими направлениями деятельности в этот период будут: создание предпосылок для ускорения процесса встраивания системы таможенного транзита России в систему таможенного транзита Европейского союза (ЕС), разработка и внедрение совместно с ЕС единого транзитного документа с целью упрощения таможенных формальностей при перемещении товаров через границы Европейского региона, обеспечение безопасности поставок товаров.

Важнейшей задачей на ближайшую перспективу будет участие ГТК России в процессе присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации.

Предусматривается проведение работы по дальнейшему привлечению средств и ресурсов международных организаций на модернизацию и повышение эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Приоритетные направления международного таможенного сотрудничества России - дальнейшее расширение правовой базы двустороннего сотрудничества со странами - основными торгово-экономическими партнерами России, с приграничными государствами, а также со странами, входящими в зону риска в отношении контрабанды наркотиков и оружия, укрепление сотрудничества в области обеспечения собственной безопасности таможенных служб государств - участников СНГ.

Планируется увеличить число представительств ГТК России за рубежом с учетом международных интересов России в таможенной сфере.


IV. Ожидаемый эффект от выполнения Программы


Выполнение Программы будет способствовать развитию внешней торговли России, совершенствованию таможенного администрирования, созданию эффективной системы таможенного контроля при действенном упрощении процедур таможенного оформления и в итоге - увеличению внешнеторгового оборота и объема таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет.

При этом будут обеспечены:

- повышение роли таможенной службы как инструмента регулирования внешней торговли страны;

- упрощение механизма принятия решения при осуществлении таможенных процедур;

- достижение оптимального соотношения времени, затрачиваемого на проведение таможенного контроля, и его эффективность;

- сокращение объема перемещаемых товаров, подлежащих фактическому контролю, до уровня, принятого в мировой практике;

- максимально быстрое осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

- увеличение пропускной способности автомобильных пунктов пропуска;

- осуществление надлежащей правовой деятельности таможенных органов Российской Федерации и обеспечение единообразного применения таможенного законодательства, понятности и предсказуемости таможенных правил для участников внешнеэкономической деятельности;

- гармонизация и унификация таможенного законодательства Российской Федерации с учетом мировых стандартов, таможенного законодательства государств - участников СНГ, Союзного государства и государств - участников ЕврАзЭС;

- партнерский подход к отношениям таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности;

- достижение качественно нового уровня информатизации таможенных органов;

- укрепление законности и правопорядка в сфере внешнеэкономической деятельности;

- предотвращение коррупции в таможенных органах;

- укрепление кадрового потенциала и повышение социального статуса должностных лиц таможенных органов;

- создание надлежащих условий труда, отвечающих современным требованиям, для таможенных и других государственных контрольных органов, сокращение арендуемых помещений.


V. Финансирование Программы


Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться в пределах средств, предусматриваемых федеральным бюджетом на соответствующий год, с учетом кредитных средств Международного банка реконструкции и развития, выделяемых в рамках проекта модернизации информационной системы таможенных органов Российской Федерации, а также средств, выделяемых на выполнение Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)".


VI. Механизм выполнения Программы


Механизм выполнения Программы как перспективного плана развития таможенной службы предусматривает осуществление организационной и контрольной деятельности, обеспечивающей управление процессом планирования мероприятий текущих и оперативных планов, осуществления предусмотренных мероприятий и контроля за выполнением Программы в целом.

Организационная деятельность по обеспечению выполнения Программы осуществляется посредством:

- конкретизации мер, заложенных в Программе на соответствующий год, в решении итогового заседания коллегии ГТК России (текущих планах);

- разработки системы мероприятий по выполнению Программы и решения итогового заседания коллегии в планах работы ГТК России (оперативных планах).

Для мер Программы, требующих финансирования, подразделение ГТК России - исполнитель (координатор работ) формирует отдельный план, который согласовывает с Главным финансово-экономическим управлением и по необходимости - с другими подразделением ГТК России.

Контрольная деятельность осуществляется путем обеспечения:

- промежуточного (ежеквартального) контроля за ходом исполнения запланированных мероприятий;

- контроля за выполнением Программы за соответствующий год.

Управление процессом выполнения Программы осуществляют заместители председателя ГТК России по направлениям деятельности в соответствии с действующим распределением обязанностей между председателем ГТК России и его заместителями.

Руководители структурных подразделений ГТК России, учреждений, подведомственных ГТК России, Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления разрабатывают мероприятия для формирования текущего и оперативного планов ГТК России, направленные на выполнение Программы.

Руководители региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, разрабатывают планы выполнения Программы в соответствии с мероприятиями, предусмотренными в текущих и оперативных планах ГТК России, и с учетом особенностей регионов деятельности и уровнем своей компетенции.

Текущий контроль за выполнением Программы и подготовку соответствующего доклада руководству ГТК России осуществляет Главное организационно-инспекторское управление ГТК России.

Текущий контроль за использованием финансовых средств осуществляет Главное финансово-экономическое управление ГТК России.

Общее руководство Программой и контроль за ее выполнением осуществляет коллегия ГТК России.



Проект Целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы


Текст программы опубликован в журнале "Таможня", 24 февраля 2004 г., N 4



Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.