Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
V. Механизмы реализации деятельности подразделений таможенной инспекции
15. Деятельность подразделений таможенной инспекции реализуется путем проведения проверочных мероприятий, представляющих собой совокупность действий сотрудников подразделений таможенной инспекции, направленных на достижение целей и задач своей деятельности (далее - проверки).
В свою очередь, проверка состоит из стадий:
а) планирование и подготовка;
б) проведение;
в) завершение;
г) оценка результатов.
16. Планирование и подготовка проверки - проведение информационно-аналитической работы, определение объектов, вопросов, общего плана проверки (при необходимости положения проверки могут быть уточнены или пересмотрены в ходе ее проведения), и решение о форме проведения проверки (например, общая или специальная ревизия).
17. Проведение проверки - непосредственное осуществление проверочных действий, в ходе которых из нескольких источников и разными методами выявляются данные, свидетельствующие о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, которые могут служить основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, или отсутствие таких данных.
18. Методами проверки являются:
а) методы документального и фактического контроля (сопоставление характеристик товаров со сведениями, заявленными о них);
б) методы формально-правовой проверки документов, которые заключаются в проверке соблюдения правил их составления;
в) методы экспертизы и исследования;
г) метод сопоставления данных бухгалтерского учета со сведениями, заявленными при таможенном оформлении.
19. Данными, свидетельствующими о признаках административного правонарушения или их отсутствии, являются:
а) информация, документы, сведения, полученные в ходе проверки, как от объекта проверки, так и от третьих лиц (в том числе от лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, налоговых и других контролирующих и правоохранительных органов);
б) информация, полученная в результате анализа сведений и документов, позволяющая оценить достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности организации и их соответствие сведениям, указанным в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении.
20. Завершение проверки - составление акта проверки (итогового документа), в котором фиксируются выявленные нарушения или их отсутствие.
21. Оценка результатов - подготовка решения о направлении материалов проверки для взыскания неуплаченных сумм таможенных платежей в соответствующее подразделение экономического блока таможни; в правоохранительный блок таможенного органа - для совершения дальнейших действий в соответствии с законодательством Российской Федерации при обнаружении признаков преступления или административного правонарушения; при отсутствии нарушений - анализ профиля риска, по которому производился выбор объекта проверки и выработка предложений по доработке профиля риска в Системе Управления Рисками.
22. Результаты проверки вносят в единую базу данных и используются на этапах проведения таможенных процедур, предшествующих декларированию товаров, а также на этапе декларирования.
23. Проверочные мероприятия (проверки) на этапе предварительного контроля
24. Осуществление проверок предусматривает:
1) участие в рассмотрении заявлений о включении юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (ст. 20 ТК РФ), в том числе в реестры:
а) таможенных перевозчиков (гл. 11, статьи 93 - 98);
б) владельцев складов временного хранения (гл. 12, статьи 99 - 118);
в) таможенных брокеров (представителей) (гл. 15, статьи 139 - 148);
г) владельцев таможенных складов (гл. 17, статьи 215 - 233).
2) участие в рассмотрении заявлений лиц, претендующих на применения специальных упрощенных процедур и таможенного оформления в соответствии со ст. 68 ТК России, и заключении соответствующих соглашений с такими лицами в соответствии с положениями нормативных правовых актов ГТК России.
25. Создание и актуализация информационно-аналитической базы результатов проведения инспекционных мероприятий на этапе предварительного контроля для выбора объектов таможенных ревизий.
26. Координация деятельности таможенных органов по использованию информации, содержащейся в центральном реестре субъектов внешнеэкономической деятельности.
27. Проверочные мероприятия (проверки), осуществляемые на этапе таможенного оформления (текущий контроль)
В соответствии со ст. 361 ТК России после выпуска товаров и транспортных средств при обнаружении таможенными органами признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, влияющие на размер подлежащих уплате таможенных платежей или на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут являться недостоверными (или заявленные сведения должным образом не подтверждены), таможенный орган в рамках проведения таможенной ревизии осуществляет проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 ТК РФ в формах: проверка документов и сведений, устный опрос, получение пояснений, таможенный осмотр товаров и транспортных средств, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, проверка маркировки товаров специальными марками, наличие на них идентификационных знаков, осмотр помещений и территорий.
При этом при необходимости проведения в рамках таможенной ревизии таможенного осмотра и/или таможенного досмотра товаров, предъявленных к таможенному оформлению, по мотивированному обращению руководителя подразделения таможенной инспекции сотрудники такого подразделения включаются в состав досмотровой группы подразделения таможенного органа, производящего таможенное оформление товаров.
Подразделения таможенной инспекции в пределах своей компетенции по мотивированным запросам подразделений таможенного оформления представляют имеющуюся информацию об участниках внешнеэкономической деятельности, их внешнеэкономической деятельности (при ее отсутствии или расхождении в центральном реестре субъектов внешнеэкономической деятельности), а также при необходимости осуществляют проверки методами и способами, используемыми при проведении таможенной ревизии.
28. Проверочные мероприятия, проводимые после выпуска товаров (последующий контроль)
29. Проведение таможенной ревизии в формах общей и специальной ревизии в соответствии со ст. 376 ТК РФ с применением системы анализа и управления рисками при выборе объекта проверки.
30. Порядок проведения ревизий регламентируется актами ГТК России.
Таможенная ревизия используется для проверки:
а) факта выпуска товаров на территории России и достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении;
б) деятельности лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела в части учета перемещения товаров и отчетности о них и по соблюдению требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности;
в) соблюдения запретов и ограничений при условном выпуске товаров (ст. 151 ТК России);
г) законности оборота ввезенных товаров на территории России.
31. Контроль системы учета коммерческой документации лиц, применяющих специальные упрощенные процедуры таможенного оформления в соответствии со ст. 68 ТК России.
32. Информационное обеспечение деятельности подразделений таможенной инспекции
Необходимым условием эффективной деятельности подразделений таможенной инспекции является создание, внедрение и использование единой автоматизированной системы информационного обеспечения деятельности подразделений таможенной инспекции (АСТИ).
Указанная система базируется на системе анализа и управления рисками (САУР) с использованием информационных ресурсов таможенных, налоговых, правоохранительных и иных контролирующих органов.
Проверочные мероприятия, проводимые сотрудниками подразделений таможенной инспекции, основываются на информации, полученной с использованием АСТИ при выборе объекта проверки и в процессе его проведения.
Основные цели создания АСТИ:
а) определение приоритетных направлений деятельности подразделений таможенной инспекции;
б) выбор объектов проверок с учетом принципа бюджетной эффективности;
в) ускорение сбора, передачи, хранения и обработки информации;
г) анализа и учета результатов проверочных мероприятий;
д) анализ негативных тенденций, способствующих неуплате таможенных платежей в полном объеме, и подготовка предложений по принятию необходимых управленческих решений.
33. Взаимодействие подразделений таможенных органов при осуществлении деятельности подразделений таможенной инспекции
Взаимодействие подразделений в ходе деятельности подразделений таможенной инспекции осуществляется путем разработки технологий таможенного контроля и таможенного оформления, технологий проведения проверочных мероприятий, определяющих конкретные функции каждого подразделения, формы и методы их реализации.
Организация взаимодействия при подготовке и проведении проверочных мероприятий осуществляется подразделениями таможенной инспекции.
Взаимодействие подразделений таможенных органов при осуществлении проверочных мероприятий строится на принципах:
а) контроля за деятельностью подразделений таможенной инспекции по вертикали;
б) исключения дублирования функций подразделений таможенной инспекции и иных функциональных подразделений таможенного органа (по горизонтали);
в) взаимного обмена информацией и документами, содержащими признаки нарушения таможенных правил или неуплаты таможенных платежей;
г) результативности, то есть получение информации от иных подразделений таможенного органа о привлечении к ответственности объектов проверок деятельности, а также о взыскании таможенных платежей, осуществленных по результатам проверочных мероприятий.
34. Необходимость контроля деятельности подразделений таможенной инспекции по вертикали вызвана нормами ТК России о невозможности повторного проведения проверочных мероприятий (таможенных ревизий) у одних и тех же лиц в отношении одних и тех же товаров. Проведение таможенных ревизий осуществляется подразделениями таможенной инспекции. Выбор объекта производится с использованием системы анализа и управления рисками (САУР). При отсутствии результатов проведения таможенной ревизии, и систематическом выявлении того же объекта проверки в САУР, проверку его деятельности в отношении последующих поставок проводит подразделение таможенной инспекции вышестоящего таможенного органа. Выявление вышестоящим таможенным органом нарушений в деятельности указанного объекта проверки является основанием для назначения служебной проверки.
35. При обнаружении в процессе проведения проверочных мероприятий признаков преступления или административного правонарушения в области таможенного дела, проведение проверки в отношении ее объекта завершается. Полученная информация передается в правоохранительный блок таможенного органа для проведения дальнейших действий в соответствии с законодательством России. При этом взаимоотношения подразделений таможенной инспекции и правоохранительного блока таможенного органа могут регулироваться утвержденными технологическими схемами взаимодействия, утвержденными начальником таможенного органа и согласованными с УТИ ГТК России.
36. При обнаружении в процессе проведения проверочных мероприятий признаков неуплаты таможенных платежей проведение таких мероприятий продолжается. Подразделение таможенной инспекции информирует отдел таможенных платежей таможенного органа о результатах проверки и передает материалы проверки в части расчета подлежащих взысканию (довзысканию) таможенных платежей и оснований для такого расчета. Отделы таможенных платежей таможенного органа выставляют требование об уплате таможенных платежей объекту проверки либо производят необходимые действия по взысканию причитающихся сумм в принудительном порядке. О результатах уплаты или взыскания таможенных платежей отделы таможенных платежей информируют инспекционные подразделения таможенной инспекции. Взаимоотношения этих подразделений и отдела таможенных платежей таможенного органа могут регулироваться утвержденными технологическими схемами взаимодействия, утвержденными начальником таможенного органа и согласованными с УТИ ГТК России.
37. Взаимодействие с налоговыми и иными контролирующими органами
Деятельность подразделений таможенной инспекции во взаимодействии с налоговыми и иными контролирующими органами организовывается в целях обеспечения сквозного контроля за деятельностью организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, создания условий гарантированного поступления в бюджет таможенных и налоговых платежей; предупреждения, выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства и законодательства о налогах и сборах.
Основными направлениями деятельности подразделений таможенной инспекции при взаимодействии с налоговыми и иными контролирующими органами являются:
а) информационный обмен;
б) планирование и проведение одновременных (скоординированных) проверочных мероприятий;
в) разработка проектов межведомственных нормативных правовых актов;
г) проведение координационных совещаний руководителей таможенных, налоговых и иных контролирующих органов на региональном и территориальном уровнях;
д) использование возможностей таможенных, налоговых и иных контролирующих органов для повышения квалификации работников, участвующих в проведении проверочных мероприятий.
38. Цели, задачи и порядок организации взаимодействия таможенных органов с налоговыми и иными контролирующими органами при проведении проверочных мероприятий определяются межведомственными соглашениями, заключенными на федеральном уровне и утвержденными руководителями взаимодействующих ведомств.
39. Специфические вопросы организации взаимодействия на региональном и территориальном уровнях с учетом особенностей местных условий определяются дополнительными соглашениями, утвержденными руководителями соответствующих таможенных, налоговых и иных контролирующих органов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.