Письмо Федеральной таможенной службы от 4 апреля 2006 г. N 17-22/11081 "О правомерности направления запросов, проведения осмотра помещений и территорий"

Письмо Федеральной таможенной службы от 4 апреля 2006 г. N 17-22/11081
"О правомерности направления запросов, проведения осмотра помещений и территорий"


В последнее время возросло количество жалоб, поступающих в ФТС России от лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, на действия должностных лиц подразделений таможенной инспекции, выразившиеся в направлении запросов о предоставлении документов и сведений, проведении осмотра помещений и территорий.

Анализ материалов жалоб показал, что указанные выше действия должностных лиц подразделений таможенной инспекции являются правомерными по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 403 ТК России таможенный контроль является одной из основных функций таможенных органов, направленных на обеспечение соблюдения таможенного законодательства. В соответствии со ст. 360 ТК России товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до момента выпуска для свободного обращения (уничтожения, отказа в пользу государства, распоряжения товарами в соответствии с гл. 41 ТК России, фактического вывоза с территории Российской Федерации).

После выпуска товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем, однако таможенный контроль в отношении них может осуществляться согласно ст. 361 ТК России в течение одного года.

Таким образом, объектом таможенного контроля в равной степени являются товары, выпущенные в свободное обращение, и товары, не приобретшие статус выпущенных в свободное обращение (товары, не прошедшие таможенного оформления, условно выпущенные товары, товары, находящиеся в обороте на таможенной территории Российской Федерации без таможенного оформления). В зависимости от названных категорий товаров предметом таможенного контроля является проверка достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений, факта выпуска товаров либо их целевое использование.

Согласно ст. 366 ТК России таможенный контроль осуществляется таможенными органами в формах, предусмотренных гл. 35 ТК России. Данное положение означает возможность использования всех предусмотренных форм таможенного контроля применительно к любой из вышеуказанных категорий товаров, если иное не следует из существа проводимых мероприятий или характера товаров, являющихся объектом проверки, однако не препятствует реализации таможенными органами иных предусмотренных ТК России полномочий.

Исходя из специфики отдельных категорий подконтрольных товаров, законодатель наделяет таможенные органы дополнительными полномочиями, которые могу быть осуществлены помимо и вне форм таможенного контроля (например, п. 4 ст. 363, ст. 364, гл. 36 ТК России).

Так, п. 4 ст. 363 ТК России прямо предоставляет таможенному органу право запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, - также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами. Данное право не связано с проведением документальной проверки в формах таможенного контроля, предусмотренных статьями 367 и 376 ТК России, равно как не связано с указанными формами таможенного контроля право требовать представления отчетности для целей таможенного контроля у таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных перевозчиков, лиц, пользующихся специальными упрощенными процедурами, а также лиц, пользующихся (владеющих) условно выпущенными товарами, закрепленное ст. 364 ТК России.

Исходя из изложенного, отсутствие в ст. 367 ТК России права требовать документы и сведения в целях подтверждения факта выпуска товаров не может исключать или умалять права таможенных органов проводить таможенный контроль в отношении товаров, являющихся объектом таможенного контроля при наличии прямо предусмотренного ТК России правомочия на запрос таких документов.


Заместитель начальника

Управления таможенной инспекции

М. Сапармурадов


Разъяснен порядок осуществления таможенного контроля в отношении товаров, выпущенных в свободное обращение.

После выпуска в свободное обращение товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем, однако, таможенный контроль в отношении них может осуществляться согласно ст. 361 Таможенного кодекса РФ в течение одного года. Объектом таможенного контроля в равной степени являются товары, выпущенные в свободное обращение, и товары, не приобретшие статус выпущенных в свободное обращение. В зависимости от названных категорий товаров предметом таможенного контроля является проверка достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений, факта выпуска товаров либо их целевое использование.

Отсутствие прямого указания в Таможенном кодексе РФ на право таможенного органа требовать документы и сведения в целях подтверждения факта выпуска товаров не исключает его права запрашивать такие документы в отношении товаров, являющихся объектом таможенного контроля, при наличии прямо предусмотренного Кодексом правомочия на запрос таких документов.

Таким образом, таможенный орган вправе запрашивать необходимые документы и сведения от лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами.


Письмо Федеральной таможенной службы от 4 апреля 2006 г. N 17-22/11081 "О правомерности направления запросов, проведения осмотра помещений и территорий"


Текст письма опубликован в газете "Таможенный вестник", 2006 г., N 9


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.