Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступили жалобы ООО "Рубитал", ООО "Стройинвест", ООО "СтройИндустрия" на действия заказчика в лице Государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республика Башкортостан, при осуществлении закупки N 0101200009516001141 Электронный аукцион [g010147210/1849g] на право заключения государственного контракта на выполнение генеральной подрядной организацией строительно-монтажных, пусконаладочных работ по объектам: "ГБОУ БКК ПФО г.Ишимбай РБ. Теплые переходы" (корректировка), "ГБОУ БКК ПФО г.Ишимбай РБ. Столовая (литер Б1)" (корректировка), "ГБОУ БКК ПФО г.Ишимбай РБ. Наружные сети и благоустройство" (корректировка).
ООО "Рубитал" в своей жалобе указывает, что заказчиком в аукционной документации установлены требования которые делают невозможным исполнения данного контракта в силу несоответствия аукционной и сметной документации.
ООО "Стройинвест" в своей жалобе указывает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
ООО "СтройИндустрия" в своей жалобе указывает, что в аукционной документации необоснованно установлено требование о представлении участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Жалобы поданы в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, уполномоченным органом была представлена информация по электронному аукциону N 0101200009516001141.
Комиссия Башкортостанского УФАС России изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п. 1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, установила следующее:
Уполномоченным органом в лице Министерства экономического развития Республики Башкортостан на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0101200009516001141 Электронный аукцион [g010147210/1849g] на право заключения государственного контракта на выполнение генеральной подрядной организацией строительно-монтажных, пусконаладочных работ по объектам: "ГБОУ БКК ПФО г.Ишимбай РБ. Теплые переходы" (корректировка), "ГБОУ БКК ПФО г.Ишимбай РБ. Столовая (литер Б1)" (корректировка), "ГБОУ БКК ПФО г.Ишимбай РБ. Наружные сети и благоустройство" (корректировка).
По доводам жалобы ООО "Рубитал" было установлено, что стоимость композитных алюминиевых панелей указана в соответствии с проектом. Класс конструктивной пожарной защиты КО указан в примечаниях на листе общих данных раздела АР. Так же указано, что возможна замена материала на другой аналогичный материал с сохранением технических характеристик в пределах общей сметной стоимости.
Так же представителями заказчика было сделано пояснение, что раздел КЖ полностью соответствует разделу АР. Так же были представлены чертежи раздела АР из которых видно, что при наружной отделке используется кровля из оцинкованного листа.
Таким образом доводы заявителя ООО "Рубитал" являются необоснованными.
Доводы жалобы ООО "Стройинвест" так же являются необоснованными по следующим основаниям:
1. Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса определены функции лица, осуществляющего строительство. Так, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Положения статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не предусматривает обязательное установление данного требования непосредственно к участнику закупки, а лишь указывает на тот факт, что определенный вид деятельности, в том числе при исполнении контракта, осуществляется лицом при наличии соответствующего разрешения.
Пунктом 5.1 проекта контракта предусмотрена возможность привлечения генеральным подрядчиком при исполнении контракта субподрядных организаций, которые могут иметь необходимые для выполнения работ лицензии.
В аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (код 33, 33.3).
При наличии этого требования обязательное установление требования о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений непосредственно к участнику закупки не требуется, так как, имея допуск СРО к работам по организации строительства (на генеральный подряд), он вправе привлечь субподрядную организацию, имеющего лицензию на указанные работы.
2. В соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в пункте 3.3 проекта государственного контракта (Раздел N 3 документации об электронном аукционе) включено обязательное условие о порядке и сроках оплаты работы.
Частью 8 статьи 30 Закона N 44-ФЗ предусмотрено обязательное условие об оплате заказчиком выполненной работы (её результатов), отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, только в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В извещении данной закупки такое ограничение не установлено. В соответствии со статьёй 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе, пунктом 3.3 проекта государственного контракта (Раздел N 3 документации об электронном аукционе) заказчиком предусмотрен срок оплаты работ в течение 60 дней после выполнения работ на основании подписанных актов о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3).
Установление данного срока оплаты является равнозначным для всех участников закупки.
3. В соответствии с пунктом 5 Постановления N 190 от 14.03.2016 "О случаях и порядке предоставления заказчиков в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) должно осуществляться только в порядке, установленном соответствующим финансовым органом. Согласно письму Министерства финансов Республики Башкортостан N 23-06-173 от 07.12.2015 правой акт, устанавливающий этот порядок списания, в Республике Башкортостан не принят. На данном основании в документации об электронном аукционе заказчиком не установлена отсрочка уплаты неустоек в соответствии с Постановлением.
4. В соответствии с частью 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации пунктом 18.2 проекта государственного контракта (Раздел N3 документации об электронном аукционе) предусмотрено, что в случае принятия Правительством Республики Башкортостан решения об уменьшении лимитов бюджетных обязательств, Государственный заказчик в 10-дневный срок уведомляет об этом Генерального подрядчика. В 5-дневный срок со дня получения уведомления Государственного заказчика Стороны заключают дополнительное соглашение к Контракту об изменении условий Контракта либо расторгают Контракт в связи с невозможностью его исполнения. В случае изменения условий контракта изменяется срок действия контракта. Согласно пункту 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 16.6 проекта государственного контракта включено условие об обязанности генерального подрядчика предоставить государственному заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения контракта на тех же условиях в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным, закончило своей действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение генеральным подрядчиком своих обязательств по контракту. Данное требование не нарушает положений Закона о контрактной системе.
Доводы жалобу ООО "СтройИндустрия", Комиссией Башкортостанского УФАС России признаны обоснованными по следующим основаниям:
вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1статьи 31 Федерального закона, или копии этих документов: о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики (рекомендуемая форма прилагается отдельным файлом).
Кроме того, в аукционной документации содержится Рекомендуемая форма документа, подтверждающего соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1статьи 31 Федерального закона: о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, уполномоченным органом нарушено положение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как установленные требования влекут за собой ограничение количества участников данного аукциона или ограничение доступа к участию в настоящем аукционе.
Однако представителем уполномоченного органа было представлено письмо Министерства экономического развития Республики Башкортостан от 31.05.2016 г. N37-4120 о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики носит рекомендательный характер, и его отсутствие в составе второй части заявки, основанием для отклонения участника служить не может.
Принимая во внимание, данные доводы уполномоченного органа и руководствуясь пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссией Башкортостанского УФАС России принято решение предписание не выдавать, так как допущенные нарушения не повлияли на результаты определения подрядчика.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99 требованиями Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рубитал" на действия заказчика в лице Государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республика Башкортостан необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика в лице Государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республика Башкортостан необоснованной.
3. Признать жалобу ООО "СтройИндустрия" на действия уполномоченного органа в лице Министерства экономического развития Республики Башкортостан обоснованной.
4. Признать в действиях уполномоченного учреждения нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 1 июня 2016 г. N ГЗ-375/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2016