Письмо Федеральной таможенной службы от 13 ноября 2006 г. N 01-06/39606 "О лицензировании в сфере внешней торговли"

Письмо Федеральной таможенной службы от 13 ноября 2006 г. N 01-06/39606
"О лицензировании в сфере внешней торговли"


В связи с запросами, поступающими из таможенных органов, касающихся отнесения случаев лицензирования в сфере внешней торговли к ограничениям, носящим или не носящим экономического характера, сообщаем следующее.

Согласно статьи 7 Таможенного кодекса Российской Федерации в таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Понятия, предусмотренные пунктом 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации, употребляются в значениях, определенных иным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 1).

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон) определяет понятие нетарифного регулирования как метода государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемого путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных статьями 21-24, 26 и 27 Федерального закона, при соблюдении указанных в них требований. На основании статьи 24 Федерального закона к нетарифным мерам регулирования отнесено лицензирование в сфере внешней торговли товарами, которое допускается в следующих случаях, определенных пунктами 1-4 части первой названной статьи:

- введения временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

- реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

- предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

- выполнения Российской Федерацией международных обязательств.

При рассмотрении вопросов, связанных с применением запретов и ограничений, как мер нетарифного регулирования, необходимо учитывать положения статьи 32 Федерального закона, которые определяют условия введения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и не носящих экономического характера. К таким мерам относится лицензирование, установленное в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 24 Федерального закона. При этом перечень отдельных видов товаров устанавливается международными договорами и иными федеральными законами.

Так, лицензирование лекарственных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим таможенного склада, является ограничением, не носящим экономического характера, применяемым с учетом статей 1, 4, 6 Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" в целях обеспечения безопасности в сфере обращения лекарственных средств.

К мерам экономического или не носящим экономического характера может относиться в зависимости от целей введения лицензирование, устанавливаемое в случаях предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (пункт 3 части 1 статьи 24 Федерального закона), и в зависимости от содержания соответствующего международного договора лицензирование, устанавливаемое в случаях выполнения Российской Федерацией международных обязательств (пункт 4 части 1 статьи 24 Федерального закона).

К таможенным режимам, в рамках которых применяются запреты и ограничения, носящие экономический характер, относятся выпуск для внутреннего потребления, экспорт, переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления. К товарам, помещаемым под иные таможенные режимы, запреты и ограничения, носящие экономический характер, не применяются.

В соответствии со статьей 158 Таможенного кодекса Российской Федерации запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, подлежат соблюдению вне зависимости от заявленного таможенного режима.

Таможенным органам при определении характера запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности Российской Федерации, необходимо учитывать цель их установления.


Заместитель руководителя Службы
генерал-майор
таможенной службы

Т.Н. Голендеева


В целях осуществления контроля таможенными органами за соблюдением запретов и ограничений, не носящих экономического характера, при помещении товаров под таможенные режимы в соответствии со ст. 158 Таможенного кодекса РФ разъяснены отдельные вопросы, связанные с отнесением случаев лицензирования в сфере внешней торговли к ограничениям, носящим или не носящим экономического характера.

Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" определены случаи введения лицензирования в сфере ведения внешней торговли товарами.

Согласно разъяснениям, лицензирование, применяемое в случае реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, не носит экономического характера. К случаю такого лицензирования можно отнести лицензирование лекарственных средств, ввозимых на таможенную территорию РФ и помещаемых под таможенный режим таможенного склада.

Лицензирование, применяемое в случаях предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, относится к мерам экономического или не носящим экономического характера в зависимости от целей введения данного лицензирования, а в случае выполнения РФ международных обязательств - в зависимости от содержания соответствующего международного договора.

К таможенным режимам, в рамках которых применяются запреты и ограничения, носящие экономический характер, относятся выпуск для внутреннего потребления, экспорт, переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления. К товарам, помещаемым под иные таможенные режимы, запреты и ограничения, носящие экономический характер, не применяются.

Требование о лицензирования, введенном как мера нетарифного регулирования, не носящая экономический характер, подлежит соблюдению вне зависимости от заявленного таможенного режима.


Письмо Федеральной таможенной службы от 13 ноября 2006 г. N 01-06/39606 "О лицензировании в сфере внешней торговли"


Текст письма опубликован в газете "Таможенный вестник", январь 2007 г., N 1, в Бюллетене "Таможенные ведомости", 2007 г., N 2


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.