Уведомление Минэкономразвития РФ от 22 января 2008 г. "О результатах антидемпингового расследования в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации"

Уведомление
Министерства экономического развития и торговли РФ от 22 января 2008 г.
"О результатах антидемпингового расследования в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации"


В соответствии с требованиями Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (далее - Федеральный закон) Минэкономразвития России провело антидемпинговое расследование в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (далее - расследование).

Под Китайской Народной Республикой (далее - КНР) в ходе расследования понималась территория Китая, включая Тайвань и специальные административные территории Китая - Гонконг и Макао.

Расследование начато 23 ноября 2006 г. по заявлению Ассоциации производителей подшипников и НО Союз "Межреспубликанский Концерн "Подшипник" в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 17 ноября 2006 г. N 380 "О начале антидемпингового расследования в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации". Уведомление о начале расследования опубликовано в "Российской газете" от 23 ноября 2006 г. N 263 (4229).

Объектом расследования являлись подшипники качения (за исключением игольчатых) - изделия, являющиеся основными элементами вращающихся опор машин и механизмов, состоящие из двух колец (наружного и внутреннего), между которыми располагаются тела качения (шарики или ролики) и сепаратор, обеспечивающий равномерное распределение тел качения по окружности (далее - подшипники качения).

В ходе расследования установлено, что подшипники качения, происходящие из КНР, поставляются на таможенную территорию Российской Федерации в собранном и разобранном виде. По состоянию на момент завершения расследования подшипники качения в собранном и разобранном виде классифицировались в соответствии с ТН ВЭД России кодами 8482 10 100 1, 8482 10 100 2, 8482 10 100 9, 8482 10 900 1, 8482 10 900 2, 8482 10 900 3, 8482 10 900 8, 8482 20 000 1, 8482 20 000 2, 8482 20 000 9, 8482 30 000 1, 8482 30 000 9, 8482 50 000 1, 8482 50 000 2, 8482 50 000 9, 8482 80 000 1, 8482 80 000 2, 8482 80 000 9, 8482 91 100 0, 8482 91 900 0 и 8482 99 000 0.

В целях проведения расследования использовались следующие периоды:

для установления демпингового импорта - с 1 июля 2005 г. по 30 июня 2006 г. (далее - период расследования);

для установления наличия материального ущерба отрасли российской экономики - с 1 января 2003 г. по 30 июня 2006 г.

В ходе расследования Минэкономразвития России было установлено наличие демпингового импорта и обусловленного этим материального ущерба отрасли российской экономики.

Неконфиденциальная версия доклада о результатах расследования опубликована на официальном сайте Минэкономразвития России (www.economy.gov.ru) в разделе "Экономика/Внешнеэкономическая политика и торговые переговоры/Защита внутреннего рынка" и направлена участникам расследования. Комментарии на размещенный на официальном сайте и направленный участникам расследования доклад в Минэкономразвития России не поступали.


1. Доказательства наличия демпингового импорта


В соответствии со статьей 2 Федерального закона демпинговый импорт - это импорт товара на таможенную территорию Российской Федерации по цене ниже нормальной стоимости такого товара.

Расчет демпинговой маржи производился в соответствии со статьей 12 Федерального закона.

В период расследования экспорт подшипников качения из Китайской Народной Республики на таможенную территорию Российской Федерации осуществлялся рядом производителей, в числе которых Вафандянская подшипниковая компания, ООО "Подшипники качения Уси", Шанхайская подшипниковая компания, Даляньская металлургическая подшипниковая компания, Муданжанская подшипниковая компания и другие.

Из вышеприведенного списка экспортеров подшипников качения в ходе расследования о своей заинтересованности в проводимом расследовании заявили и были зарегистрированы в качестве участников расследования Вафандянская подшипниковая компания и ООО "Подшипники качения Уси", для которых была рассчитана индивидуальная демпинговая маржа.

Представленные Вафандянской подшипниковой компанией и ООО "Подшипники качения Уси" данные были учтены при проведении расследования и расчете индивидуальной демпинговой маржи. В соответствии с положениями части 2 статьи 28 Федерального закона данные, представленные Вафандянской подшипниковой компанией, были проверены в ходе проверочного визита на указанное предприятие.

1.1. Объем импорта подшипников качения на таможенную территорию Российской Федерации

В период с 2003 по 2005 год на фоне роста общих объемов импорта подшипников качения из всех стран в 1,6 раза (на 17 881 тыс. штук) импорт данного товара из КНР возрос в 10,2 раза (на 12 345,7 тыс. штук). При этом доля импорта подшипников из КНР в общем объеме импорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации увеличилась с 4,7% в 2003 году до 29,5% в 2005 году.

I полугодие 2006 г. по сравнению с I полугодием 2005 г. характеризовалось снижением объемов ввоза подшипников качения из всех стран на 32,7% (на 8878,1 тыс. штук) и из КНР на 31,0% (на 3163,2 тыс. штук).

1.2. Расчет индивидуальной демпинговой маржи для Вафандянской подшипниковой компании

1.2.1. Расчет нормальной стоимости

В соответствии со статьей 2 Федерального закона нормальная стоимость - это цена товара при обычном ходе торговли им на внутреннем рынке иностранного государства, из которого экспортируется товар.

Расчет нормальной стоимости Вафандянской подшипниковой компании произведен на основании данных об объеме и ценах реализации на внутренний рынок КНР независимым покупателям подшипников качения в период расследования, представленных данным предприятием в ответе на вопросник для иностранного производителя и/или экспортера. При этом в соответствии с положениями части 2 статьи 12 Федерального закона продажи подшипников качения Вафандянской подшипниковой компании на внутреннем рынке КНР были проверены на достаточность для расчета нормальной стоимости и на соответствие обычному ходу торговли.

1.2.2. Расчет экспортной цены

В соответствии со статьей 2 Федерального закона экспортная цена - это цена, по которой товар импортируется на таможенную территорию Российской Федерации.

Экспортная цена на подшипники качения Вафандянской подшипниковой компании рассчитана на основании информации о продажах независимым покупателям в Российскую Федерацию, представленной данным предприятием в ответе на вопросник для иностранного производителя и/или экспортера.

1.2.3. Расчет демпинговой маржи

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 и частью 6 статьи 12 Федерального закона на основании показателей нормальной стоимости на внутреннем рынке КНР и экспортным ценам в Российскую Федерацию подшипников качения в период расследования демпинговая маржа для Вафандянской подшипниковой компании рассчитана по следующей формуле:


                                     (NV    - EP   )
                                        EXW     EXW
                                 DM = -------------- х 100%,
                                           EP
                                             CIF

     где
     DM    - демпинговая маржа;
     NV    - нормальная стоимость на условиях EXW;
       EXW
     EP    - экспортная цена на условиях EXW;
       EXW
     E     - экспортная цена  на  условиях  CIF  до  границы   Российской
      CIF    Федерации.

Итоговое значение индивидуальной демпинговой маржи Вафандянской подшипниковой компании рассчитано путем суммирования значений демпинговой маржи для каждой разновидности подшипников качения (определенной согласно приведенной выше формуле), взвешенных по удельному весу стоимости продаж в Российскую Федерацию соответствующей разновидности подшипника в общей стоимости продаж всех принимаемых во внимание поставок подшипников в Российскую Федерацию.

Вафандянская подшипниковая компания была ознакомлена с предварительными результатами расчета индивидуальной демпинговой маржи и предоставила свои замечания к расчетам Минэкономразвития России.

Указанные замечания не были приняты во внимание в связи с тем, что противоречили информации, представленной ранее Вафандянской подшипниковой компанией, а также информации, полученной Минэкономразвития России от других участников расследования.

Индивидуальная демпинговая маржа для Вафандянской подшипниковой компании за период расследования составила 41,5%.

1.3. Расчет индивидуальной демпинговой маржи для ООО "Подшипники качения Уси"

1.3.1. Расчет нормальной стоимости

Расчет нормальной стоимости ООО "Подшипники качения Уси" произведен на основании данных об объеме и ценах реализации на внутренний рынок КНР независимым покупателям подшипников качения в период расследования, представленных данным предприятием в ответе на вопросник для иностранного производителя и/или экспортера. Продажи связанным организациям не принимались во внимание, поскольку, несмотря на неоднократные запросы Минэкономразвития России, связанные организации ООО "Подшипники качения Уси" не представили ответы на антидемпинговый вопросник.

В соответствии с положениями части 2 статьи 12 Федерального закона продажи подшипников качения ООО "Подшипники качения Уси" на внутреннем рынке КНР были проверены на достаточность для расчета нормальной стоимости и на соответствие обычному ходу торговли.

В связи с недостаточной репрезентативностью объема сделок купли-продажи по совпадающим разновидностям подшипников качения при продажах на внутренний рынок КНР на основании абзаца 1 части 2 статьи 12 Федерального закона было произведено конструирование нормальной стоимости с учетом сведений, полученных от другого китайского производителя - Вафандянской подшипниковой компании.

Для этих целей были определены те разновидности подшипников, которые в период расследования одновременно поставлялись Вафандянской подшипниковой компанией на внутренний рынок КНР и ООО "Подшипники качения Уси" в Российскую Федерацию. Нормальная стоимость указанных разновидностей подшипников Вафандянской подшипниковой компании была принята за основу расчета нормальной стоимости для ООО "Подшипники качения Уси".

1.3.2. Расчет экспортной цены

Экспортная цена на подшипники качения ООО "Подшипники качения Уси" рассчитана на основании информации о продажах независимым покупателям в Российскую Федерацию, представленной данным предприятием в ответе на вопросник для иностранного производителя и/или экспортера.

1.3.3. Расчет демпинговой маржи

Расчет индивидуальной демпинговой маржи ООО "Подшипники качения Уси" осуществлен на основе методики определения взвешенной демпинговой маржи для каждой разновидности подшипников по формуле, представленной в пункте 1.2.3 настоящего уведомления.

ООО "Подшипники качения Уси" было ознакомлено с предварительными результатами расчета индивидуальной демпинговой маржи, однако в Минэкономразвития России комментариев не представило.

Индивидуальная демпинговая маржа для ООО "Подшипники качения Уси" за период расследования составила 31,3%.

1.4. Расчет общей демпинговой маржи для КНР

В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона общая демпинговая маржа определена в размере 41,5% от таможенной стоимости (значение рассчитано на основании размера индивидуальной демпинговой маржи для Вафандянской подшипниковой компании).


2. Доказательства наличия материального ущерба отрасли российской экономики


В ходе расследования за анализируемый период с 2003 по 2005 год установлено следующее.

- Сокращение производства подшипников качения в целом по Российской Федерации на 25,9%, в том числе предприятиями-заявителями - на 11,0%, при росте объемов потребления подшипников качения на внутреннем рынке Российской Федерации на 5,0%.

- Сокращение объемов реализации подшипников качения на внутреннем рынке российскими производителями в целом на 10,1%, в том числе предприятиями-заявителями - на 14,9%.

- Уменьшение доли российского товара на внутреннем рынке России на 11,3 процентного пункта.

- Увеличение убытков от реализации подшипников качения на внутреннем рынке в 2,7 раза.

- Показатели рентабельности производства и рентабельности продаж имели отрицательные значения.

- Снижение степени загрузки производственных мощностей, занятых производством подшипников качения, на 2,6 процентного пункта.

- Сокращение численности производственно-промышленного персонала, занятого в производстве и реализации подшипников качения на предприятиях-заявителях, на 19,1% на фоне роста производительности труда при производстве подшипников качения на 10%.

За период расследования (1 июля 2005 г. - 30 июня 2006 г.) установлено следующее.

- Снижение соотношения объема российского производства к импорту из КНР во II полугодии 2005 г. по сравнению со II полугодием 2004 г. на 3,7 процентного пункта и в I полугодии 2006 г. по сравнению с I полугодием 2005 г. - увеличение на 2,1 процентного пункта.

- Цены на российские подшипники качения превышали цены на китайские подшипники качения, однако разница сократилась и составила во II полугодии 2005 г. 27,5%, в I полугодии 2006 г. - 37,1%. Указанная тенденция привела к увеличению доли присутствия российских производителей на внутреннем рынке России во II полугодии 2005 г. на 2,2 процентного пункта по сравнению со II полугодием 2004 г. и на 8,5 процентного пункта в I полугодии 2006 г. по отношению к I полугодию 2005 г.

- Увеличение убытков от реализации подшипников качения на внутреннем рынке во II полугодии 2005 г. по сравнению со II полугодием 2004 г. в 7,1 раза и в I полугодии 2006 г. по отношению к I полугодию 2005 г. - в 2,2 раза.

- Отрицательные показатели рентабельности производства и рентабельности продаж во II полугодии 2005 г. и в I полугодии 2006 г. продолжали снижаться.

- Степень загрузки производственных мощностей, занятых в производстве подшипников качения, снизилась во II полугодии 2005 г. по сравнению со II полугодием 2004 г. на 4,7 процентного пункта, в I полугодии 2006 г. по сравнению с I полугодием 2005 г. данный показатель сократился на 2,3 процентного пункта.


3. Наличие причинно-следственной связи между демпинговым импортом подшипников качения, происходящих из КНР и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, и материальным ущербом отрасли российской экономики


В период демпингового импорта наблюдалось вытеснение с внутреннего рынка российских подшипников качения китайскими. Так, доля подшипников качения российского производства на внутреннем рынке с 2003 по 2005 г. упала на 11,3 процентного пункта, в то время как доля подшипников качения, происходящих из КНР, выросла на 8,4 процентного пункта.

В I полугодии 2006 г. по сравнению с I полугодием 2005 г. на фоне существенного снижения импорта подшипников качения из всех стран доля российских подшипников качения на внутреннем рынке увеличилась на 8,5 процентного пункта, а доля подшипников качения, происходящих из КНР, снизилась на 2,4 процентного пункта. Однако данная тенденция носила временный характер и не сохранилась по итогам 2006 года (в 2006 году на фоне сокращения в целом импорта подшипников качения на 3,3% по сравнению с 2005 годом отмечался рост поставок подшипников качения, происходящих из КНР, на 15,7% с одновременным увеличением доли подшипников качения, происходящих из КНР, на российском рынке на 1,8 процентного пункта).

В течение всего анализируемого периода цены на подшипники качения, происходящие из КНР и ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, были существенно ниже цен на подшипники качения российского производства, что явилось фактором, сдерживавшим рост цен на российском рынке, и вынудило российских производителей реализовывать подшипники качения по ценам ниже себестоимости, что привело к ухудшению их производственно-экономических показателей.

В ходе расследования было установлено, что материальный ущерб отрасли российской экономики не может быть отнесен на счет других факторов. Для этих целей были проанализированы такие факторы, как импорт из третьих стран, цены на сырье, используемое в производстве подшипников качения, экспортная деятельность российских производителей подшипников качения, доминирующее положение ОАО "Европейская подшипниковая корпорация" на российском рынке подшипников качения.

Доля импорта из всех стран, кроме КНР, в общем объеме потребления в период расследования значительно не изменилась. При этом цены на подшипники качения, импортируемые из всех стран, кроме КНР, были существенно выше, чем цены на подшипники качения российского производства.

Существенный рост цен на металл, используемый в производстве подшипников качения, отмеченный в 2004 году, как на российском, так и на европейском и китайском рынках, спровоцировал рост себестоимости производства подшипников качения на отечественных предприятиях. Однако присутствие на внутреннем рынке подшипников качения, импортируемых из КНР по демпинговым ценам, не позволило российским производителям адекватно отразить рост себестоимости в цене конечной продукции, что привело к ухудшению финансово-экономических результатов деятельности предприятий.

Стабильное снижение объемов экспорта российских производителей подшипников качения, происходившее с 2003 по 2005 год, а также в I полугодии 2006 г., негативно сказалось на объемах производства подшипников качения в Российской Федерации, однако не оказывало решающего влияния на результаты деятельности российских производителей при реализации подшипников качения на внутреннем рынке.

Минэкономразвития России не располагает доказательствами в отношении заявленного одним из участников расследования антиконкурентного поведения ОАО "Европейская подшипниковая корпорация" на российском рынке подшипников качения в период расследования. Минэкономразвития России также не располагает информацией о том, что ОАО "Европейская подшипниковая корпорация" в период расследования предъявлялись официальные обвинения в нарушении российского антимонопольного законодательства.

Таким образом, ни один из проанализированных Минэкономразвития России других факторов не признан достаточным для нарушения причинно-следственной связи между демпинговым импортом подшипников качения из КНР на таможенную территорию Российской Федерации и материальным ущербом отрасли российской экономики.

Других факторов, негативно влиявших на состояние отрасли российской экономики одновременно с демпинговым импортом из КНР, в ходе расследования не выявлено.


4. Предложение о введении антидемпинговой меры


На основании результатов расследования и в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона Минэкономразвития России представило Правительству Российской Федерации доклад, содержащий предложение о целесообразности введения антидемпинговой меры сроком на 5 лет в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из КНР, и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации как в собранном, так и в разобранном виде, в форме антидемпинговой пошлины в размере 31,3% от таможенной стоимости для ООО "Подшипники качения Уси" и в размере 41,5% от таможенной стоимости (в размере демпинговой маржи для Вафандянской подшипниковой компании) для остальных китайских производителей и экспортеров.

По результатам рассмотрения предложений Минэкономразвития России Правительством Российской Федерации принято постановление от 13 декабря 2007 г. N 868 "О мерах по защите российских производителей подшипников качения".


Минэкономразвития России проведено антидемпинговое расследование в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию России. В ходе расследования было установлено наличие демпингового импорта и обусловленного этим материального ущерба отрасли российской экономики.

На основании результатов расследования Минэкономразвития России предложило Правительству РФ ввести антидемпинговые меры сроком на 5 лет в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из КНР, и ввозимых на таможенную территорию РФ как в собранном, так и в разобранном виде, в форме антидемпинговой пошлины в размере 31,3% от таможенной стоимости для ООО "Подшипники качения Уси" и в размере 41,5% от таможенной стоимости (в размере демпинговой маржи для Вафандянской подшипниковой компании) для остальных китайских производителей и экспортеров. Это предложение было поддержано Правительством РФ, которое издало 13 декабря 2007 года постановление, предусматривающее введение указанной антидемпинговой пошлины.


Уведомление Министерства экономического развития и торговли РФ от 22 января 2008 г. "О результатах антидемпингового расследования в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации"


Текст уведомления опубликован в "Российской газете" от 22 января 2008 г. N 11


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение