Уведомление Министерства промышленности и торговли РФ от 21 мая 2010 г. "О результатах расследования в целях установления наличия возросшего импорта машиностроительного крепежа на таможенную территорию Российской Федерации и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики"

Уведомление Министерства промышленности и торговли РФ от 21 мая 2010 г.
"О результатах расследования в целях установления наличия возросшего импорта машиностроительного крепежа на таможенную территорию Российской Федерации и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики"


Минпромторг России в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (далее - Федеральный закон) провело расследование в целях установления наличия возросшего импорта машиностроительного крепежа на таможенную территорию Российской Федерации и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики.

Расследование начато 14 мая 2010 г. по заявлению российских производителей машиностроительного крепежа ОАО "ММК-метиз" и ОАО "Северсталь-метиз" (далее - предприятия-заявители) в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 7 мая 2009 г. N 393 "О начале специального защитного расследования в отношении возросшего импорта машиностроительного крепежа на таможенную территорию Российской Федерации".

Уведомление о начале расследования опубликовано 14 мая 2009 г. в "Российской газете" N 85 (4909).

В соответствии с частью 9 статьи 26 Федерального закона и на основании приказа Минпромторга России от 10 февраля 2010 г. N 108 "О продлении специального защитного расследования в отношении возросшего импорта машиностроительного крепежа на таможенную территорию Российской Федерации" срок проведения расследования был продлен на 3 месяца - до 13 мая 2010 г.

Уведомление Минпромторга России о продлении расследования опубликовано 16 февраля 2010 г. в "Российской газете".

Длительность периода, охватываемого расследованием, определена Минпромторгом России в ходе проведения расследования.

Период расследования для установления факта наличия возросшего импорта и для анализа состояния отрасли российской экономики с целью установления серьезного ущерба отрасли российской экономики определен с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2008 г.

В ходе расследования принимались во внимание данные и за последующий период - 2009 год.

На долю предприятий-заявителей за рассматриваемый период приходилось в среднем 70,1% в общем объеме производства машиностроительного крепежа в Российской Федерации.

Объектом расследования являются следующие виды машиностроительного крепежа:

- болты из черных металлов с резьбой, шестигранной или полукруглой головкой и/или усом и/или квадратным подголовником, с диаметром наружной резьбы от 6 до 30 мм включительно, в комплекте с гайками или шайбами или без них, с пределом прочности на растяжение менее 800 МПа, 800 МПа или более 800 МПа, с покрытием или без;

- гайки шестигранные из черных металлов с диаметром внутренней резьбы от 5 до 30 мм включительно с пределом прочности на растяжение менее 800 МПа, 800 МПа или более 800 МПа, с покрытием или без;

- шайбы из черных металлов пружинные одновитковые для болтов, винтов и шпилек, с диаметром от 6 до 42 мм включительно, с покрытием или без.

Машиностроительный крепеж, ввозимый на таможенную территорию Российской Федерации и являющийся объектом расследования, определен как товар, классифицируемый кодами ТН ВЭД ТС 7318 15 810 0, 7318 15 890 0, 7318 15 900 9, 7318 16 910 9, 7318 16 990 0, 7318 21 000 9.

Коды ТН ВЭД ТС приводятся исключительно для информации.

Из объекта расследования исключен машиностроительный крепеж, предназначенный для моторных транспортных средств, для крепления их узлов и деталей.

Машиностроительный крепеж, производимый в Российской Федерации, является непосредственно конкурирующим товаром по отношению к машиностроительному крепежу, ввозимому по вышеприведенным кодам ТН ВЭД ТС на таможенную территорию Российской Федерации, так как сопоставим с ним по своему назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, а также по другим основным свойствам.

В рамках данного расследования заинтересованными сторонами были предоставлены следующие комментарии.

Предприятия-заявители не представляют собой отрасль российской экономики в понимании федерального закона, а также импортный машиностроительный крепеж поставляется на российский рынок в более широком ассортименте (марки стали, виды покрытий), чем российский непосредственно конкурирующий товар. Кроме того, предприятия-заявители не производят высокопрочный крепеж.

По результатам расследования Минпромторгом России на основании полученной информации установлено следующее:

- в соответствии со статьей 25 Федерального закона предприятия-заявители составляют отрасль российской экономики;

- импортные марки стали аналогичны российским маркам стали, при этом одной марке российской стали может соответствовать несколько импортных марок стали, что объясняется использованием различных классификаторов;

- имеющееся у российских производителей оборудование рассчитано на нанесение любых видов металлических покрытий за счет смены растворов и программы. В этой связи российские производители готовы обеспечить требуемый заказчиком вид покрытия;

- в период расследования российские производители осуществляли выпуск высокопрочного крепежа и готовы продолжать производство данного товара в соответствии с потребностями рынка.

На основании вышеизложенного Минпромторг России определяет российский машиностроительный крепеж непосредственно конкурирующим товаром по отношению к машиностроительному крепежу, ввозимому на таможенную территорию Российской Федерации.

Анализ полученной в ходе расследования информации позволил установить следующее.


1. Наличие возросшего импорта машиностроительного крепежа на таможенную территорию Российской Федерации


Общий объем импорта машиностроительного крепежа в Россию за период с 2006 по 2008 год возрос на 62,2%.

Средневзвешенные импортные цены на машиностроительный крепеж выросли в 2008 году по сравнению с 2006 годом на 29,7%.

Основными поставщиками машиностроительного крепежа в период с 2006 по 2008 год являлись Китай и Украина, доля которых в общем объеме импорта в среднем составляла 68,3% и 22,3% соответственно.


2. Наличие серьезного ущерба отрасли российской экономики


Анализ российского рынка машиностроительного крепежа за период с 2006 по 2008 год, проведенный в ходе расследования, позволил констатировать следующее:

- объем потребления машиностроительного крепежа в Российской Федерации увеличился на 20,2%, при этом объемы российского производства и реализации на внутренний рынок сократились на 8,3% и 8% соответственно;

- объемы реализации российского крепежа снизились на фоне роста объема потребления, что привело к сокращению доли российских производителей на внутреннем рынке на 14 процентных пунктов;

- соотношение объема производства машиностроительного крепежа в Российской Федерации и объема импорта на таможенную территорию Российской Федерации за анализируемый период изменилось в сторону уменьшения объемов производства: если в 2006 году объем российского производства превышал объем импорта, то в 2008 году объем российского производства не достигал объема импорта машиностроительного крепежа;

- снижение общего объема экспорта за анализируемый период составило 26,2%;

- сокращение объемов производства предприятиями-заявителями машиностроительного крепежа и реализации на внутренний рынок составило 13,9% и 14,7% соответственно;

- отношение товарных запасов на конец года к объему производства увеличилось с 11,4% в 2006 году до 13,3% в 2008 году;

- производственные мощности предприятий-заявителей за анализируемый период увеличились на 36,2%;

- уровень загрузки производственных мощностей предприятий-заявителей за период с 2006 по 2008 год упал на 18 процентных пунктов;

- опережающие темпы роста цен по сравнению с себестоимостью производства позволили предприятиям-заявителям повысить рентабельность производства на 2,7 процентных пункта, однако показатель рентабельности оставался на низком уровне;

- различие в динамике российских и импортных цен привело к увеличению разницы между ними. Если в 2006, 2007 годах российские цены были ниже импортной цены, то в 2008 году российские цены превышали импортные цены;

- численность персонала, занятого в производстве машиностроительного крепежа, сократилась в 2008 году по сравнению с 2006 годом на 8,6%;

- производительность труда на предприятиях-заявителях за анализируемый период уменьшилась на 5,3%;

- среднемесячная заработная плата персонала, занятого в производстве товара, на фоне сокращения численности увеличилась за анализируемый период на 39,7%;

- объем инвестиций на производство машиностроительного крепежа предприятий-заявителей за анализируемый период вырос в 6,9 раза.

Инвестиционная деятельность российских производителей была направлена на модернизацию, техническое перевооружение и реконструкцию оборудования, увеличение сортамента выпускаемой продукции с учетом требований рынка.

В 2009 году наблюдалось резкое сокращение емкости рынка машиностроительного крепежа и ухудшение финансово-экономических показателей российских производителей.

Общий объем потребления машиностроительного крепежа в Российской Федерации сократился более чем в 2 раза по сравнению с показателем 2008 года.

Объем производства машиностроительного крепежа в целом по Российской Федерации в 2009 году по сравнению с 2008 годом сократился на 40,9%, объем реализации на внутреннем рынке снизился за этот период на 35,9%.

Доля отечественного товара на внутреннем рынке снизилась на 3,6 процентных пункта.

Объем российского экспорта машиностроительного крепежа снизился на 75,7%.

Объем импорта машиностроительного крепежа на российский рынок сократился на 65,1%.

Объем производства машиностроительного крепежа на предприятиях-заявителях снизился на 46,9%, степень загрузки производственных мощностей упала до 16,1%.

Рентабельность производства на предприятиях-заявителях в 2009 году упала до отрицательных значений.


3. Наличие причинно-следственной связи между возросшим импортом и серьезным ущербом отрасли российской экономики


В период с 2006 по 2008 год наблюдалось вытеснение российских производителей с внутреннего рынка: доля реализации российских предприятий в общем объеме потребления машиностроительного крепежа в Российской Федерации сократилась в 2008 году в сравнении с 2006 годом на 14 процентных пункта.

Отпускные цены российских производителей на машиностроительный крепеж росли более быстрыми темпами, чем средневзвешенные импортные цены на указанный товар, и в 2008 году цены на товар российского производства превышали импортные цены.

В анализируемый период импортные поставки машиностроительного крепежа оказывали негативное влияние на российских производителей, что выразилось в ухудшении показателей, характеризующих производственно-финансовое состояние крепежной отрасли российской экономики, таких как сокращение объемов производства и реализации, рост товарных запасов, сокращение численности производственного персонала, сокращение производительности труда.

По результатам анализа информации, полученной в ходе расследования, установлено, что влияние других факторов (уровень состояния технологического оборудования, влияние финансово-экономического кризиса) на отрасль российской экономики в период расследования было незначительно.

На основании результатов расследования и в соответствии со статьей 11 федерального закона предлагается установить специальную пошлину на машиностроительный крепеж, ввозимый на таможенную территорию Российской Федерации и классифицируемый кодами ТН ВЭД ТС 7318 15 810 0, 7318 15 890 0, 7318 15 900 9, 7318 16 910 9, 7318 16 990 0, 7318 21 000 9, сроком на 3 года в размере 11,6%, но не менее 282,4 долл. США за тонну. Действие данной меры не будет распространяться на ввоз машиностроительного крепежа, предназначенного для моторных транспортных средств, для крепления их узлов и деталей, при условии подтверждения целевого назначения указанного товара специальной документацией (конструкторские чертежи или иная техническая документация).

Установление специальной пошлины в предлагаемом размере позволит устранить ущерб, нанесенный отечественным производителям машиностроительного крепежа.

Предлагаемый срок действия специальной защитной меры позволит российским предприятиям осуществить комплекс мероприятий по адаптации отрасли российской экономики к работе в условиях иностранной конкуренции в течение срока действия специальной защитной меры.


Минпромторгом России проведено расследование в отношении возросшего импорта в Россию машиностроительного крепежа. Это касается некоторых видов болтов, гаек и шайб из черных металлов.

Расследование началось 14 мая 2009 г. Затем оно было продлено до 13 мая 2010 г.

Общий объем ввоза за 2006-2008 гг. увеличился на 62,2%. Средневзвешенные импортные цены выросли на 29,7%. В результате отрасли российской экономики нанесен серьезный ущерб. Сократились объемы производства и реализации на внутреннем рынке.

В связи с этим в отношении ввозимого машиностроительного крепежа предложено установить специальную пошлину. Размер - 11,6%, но не менее 282,4 долл. США за тонну. Срок действия - 3 года.

Данная мера не распространяется на ввоз крепежа для моторных транспортных средств, их узлов и деталей. Назначение товара нужно подтверждать специальной документацией.


Уведомление Министерства промышленности и торговли РФ от 21 мая 2010 г. "О результатах расследования в целях установления наличия возросшего импорта машиностроительного крепежа на таможенную территорию Российской Федерации и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики"


Текст уведомления опубликован в "Российской газете" от 21 мая 2010 г. N 109


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение