Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, в составе: <_>
рассмотрев дело N 156-05-1/2015 по признакам нарушения части 1 статьи 28, пункта 4 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе), выразившихся при распространении рекламы КПК "Четвертак" в сети Интернет посредством сервиса "Яндекс.Директ";
в отсутствии законных представителей КПК "Четвертак", ООО "Четвертак", в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявителя - <_> уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, установила:
В адрес Рязанского УФАС России поступило заявление <_> (вх. N 1019э от 18.03.2015 г.) о распространении ненадлежащей рекламы, вводящей в заблуждение потенциального потребителя.
Из заявления следует, что 18.03.2015 г. в сети Интернет посредством сервиса "Яндекс.Директ" распространялась реклама КПК "Четвертак" следующего содержания: "Вклады под 25% годовых в Рязани! 25% годовых. Вклады застрахованы. Выплаты ежемесячно. 10 лет на рынке. Сберегательные программы. Оформить заявку Калькулятор вкладов Контакты sberezheniya.zaim25.ru Адрес и телефон". К заявлению был приложен скриншот страницы с рекламой КПК "Четвертак", подтверждающий распространение рекламы по адресу http://pogoda.yandex.ru/ryazan/.
По мнению заявителя, КПК "Четвертак" не является банком и соответственно не имеет права предлагать услуги по вкладам для населения. Сочетание слов "вклады застрахованы" также относится к банкам и ассоциируется у потребителя с участием банка в системе страхования вкладов. Указание в рекламе "10 лет на рынке" не соответствует фактическому сроку деятельности КПК "Четвертак", который зарегистрирован 30.12.2013 г.
Поскольку в рекламе указан сайт sberezheniya.zaim25.ru, на котором предлагаются услуги КПК "Четвертак", в ходе рассмотрения заявления Рязанским УФАС России 26.03.2015 г. (исх. N 1160) был направлен запрос в адрес КПК "Четвертак" о необходимости представить копию договора с компанией, осуществляющей страхование вкладов, а также договор на распространение рекламы на сервисе "Яндекс.Директ".
В адрес Рязанского УФАС России 06.04.2015 г. (вх. N 1312) ООО "Четвертак" представило оферту на оказание услуг по размещению рекламы в сети Интернет с ООО "Яндекс", платежное поручение N 615 от 03.03.2015 г., подтверждающее оплату услуг за размещение рекламных материалов на проекте "Яндекс.Директ" в марте 2015 г., а также договор страхования ответственности кооперативов за нарушение договоров передачи личных сбережений серия 49 N 013/14 от 19.09.2014 г., заключенный с ЗАО АСК "Инвестстрах".
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно пункта 6 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).
Таким образом, "вклад" - является финансовой услугой.
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В соответствии со статьей 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
2. В рекламе КПК "Четвертак" указано "вклады под 25% годовых", однако при обращении к сайту, указанному в рекламе, установлено, что чистая доходность от вложенных сбережений составляет 22,64%. Сайт компании устроен таким образом, что потребитель может рассчитать свой доход, выбрав сумму и срок. При выборе различных показателей чистая доходность от сбережений не меняется и составляет 22,64%.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
3. В соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц КПК "Четвертак" зарегистрирован 30.12.2013 г. за ОГРН 1136229004010 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N2 по Рязанской области.
Поскольку рекламируется финансовая услуга "вклады", то указание "10 лет на рынке" воспринимается потребителем с финансовой деятельностью, осуществляемой компанией на протяжении 10 лет, о чем и указано в заявлении <_>.
В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
4. По информации Центрального Банка Российской Федерации, размещенной на официальном сайте http://www.cbr.ru, КПК "Четвертак" состоит в Государственном реестре саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов.
Деятельность кредитных потребительских кооперативов регулируется Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации".
Согласно пункту 1 статьи 116 Гражданского кодекса РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 1 ФЗ "О кредитной кооперации" кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).
Пунктом 6 части 1 статьи 6 ФЗ "О кредитной кооперации" предусмотрено, что кредитный кооператив не вправе привлекать денежные средства лиц, не являющихся членами кредитного кооператива, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ "О кредитной кооперации". Так, согласно пункту 21 части 3 статьи 1 ФЗ "О кредитной кооперации" допускается привлечение кредитным кооперативом денежных средств от лиц, не являющихся членами кредитного кооператива, только от юридических лиц.
Из вышеизложенных норм следует, что целью кредитного кооператива является привлечение денежных средств для удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) за счет паевых взносов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" к банковским операциям относится привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).
В силу статьи 36 Закона N 395-1 вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.
Вклады принимаются только банками, имеющими такое право на основании лицензии, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов. Банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.
Также согласно пункту 1 статьи 835 ГК РФ право на привлечение денежных средств во вклады имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в порядке, установленном в соответствии с законом.
Из вышеизложенных норм следует, что организация, которая не является банком, имеющим соответствующую лицензию, не вправе привлекать денежные средства физических лиц.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Из пункта 15 счета-договора (оферты), представленной ООО "Четвертак" Заказчик в полном объеме несет ответственность за соблюдений всех требований законодательства, в том числе законодательства о рекламе, об интеллектуальной собственности, о конкуренции, но не ограничиваясь перечисленным, в отношении содержания и формы рекламных материалов, выбор ключевых слов, использование сайта (доменного имени сайта), на который установлена ссылка, иные действия, осуществляемые им в качестве рекламодателя и/или рекламопроизводителя (в том числе за отсутствие в рекламных материалах обязательной информации, предусмотренной законодательством).
Определением о возбуждении дела N 156-05-1/2015 по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" у ООО "Четвертак" и КПК "Четвертак" были затребованы документы и сведения, необходимые для рассмотрения дела, в том числе мотивированное объяснение по факту предъявленного нарушения. В указанный в определении срок - до 06.05.2015 г., а также на дату рассмотрения дела - 12.05.2015 г. в Комиссию не поступило необходимой информации.
По сведениям официального сайта "Почта России" www.russianpost.ru почтовое отправление N 39097185061324 с определением о возбуждении дела N 156-05-1/2015 не вручено ООО "Четвертак" по юридическому адресу, указан атрибут операции "Временное отсутствие адресата". Почтовое отправление N 39097185061348, направленное в адрес КПК "Четвертак", также не вручено адресату, указан атрибут операции "Временное отсутствие адресата".
В связи с неявкой на рассмотрение дела законных представителей ООО "Четвертак" и КПК "Четвертак", а также не представлением Комиссии документов и сведений, затребованных определением о возбуждении дела N 156-05-1/2015 в соответствии с абзацем 4 пункта 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссией 12.05.2015 г. было принято решение об отложении данного дела до 15.06.2015 г.
В соответствии с определением об отложении рассмотрения дела N 156-05-1/2015 ответчики 22.05.2015 г. представили затребованные документы без мотивированного письменного объяснения относительно предъявленного нарушения.
К документам КПК "Четвертак" было приложено письмо, свидетельствующее о том, что заказчиком распространяемой в сети "Интернет" информации является КПК "Четвертак". В указанном письме председатель правления КПК "Четвертак" просит генерального директора ООО "Четвертак" разместить рекламу в сети "Интернет" на сервисе "Яндекс.Директ", по выполнению работы заказчик обязался оплатить расходы, связанные с данным поручением в полном объеме.
Рассмотрев представленные в материалы дела документы и сведения по обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела, Комиссия по рассмотрению дела N 156-05-1/2015 пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространяемая в сети Интернет посредством сервиса "Яндекс.Директ" информация является рекламой и соответствует требованиям установленным пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе".
Реклама, распространяемая КПК "Четвертак" в сети Интернет посредством сервиса "Яндекс.Директ" не содержит наименования лица с указанием на его организационно-правовую форму, оказывающего услугу по привлечению денежных средств во вклады, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Информация в рекламе "вклады под 25% годовых" является недостоверной, поскольку фактически доходность от вкладов составляет 22,64%, а не 25% как указано в рекламе, что подтверждается информацией сайта, указанного в рекламе и является нарушением пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Информация в рекламе "10 лет на рынке" не соответствует фактическому сроку действия КПК "Четвертак", что является нарушением пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
КПК "Четвертак" не является банком, имеющим соответствующую лицензию и не вправе привлекать денежные средства физических лиц во вклады. Реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений является нарушением пункта 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
В силу пункта 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28, частью 3 статьи 5, пунктом 20 части 3 статьи 5, пунктом 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28, пунктом 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламодателем является КПК "Четвертак" (ИНН 6229070760, адрес юридического лица: 390013, г. Рязань, Первомайский проспект, д. 40, корпус 1, помещение Н3).
Рекламораспространителем ООО "Четвертак" (ИНН адрес юридического лица: 390013, г. Рязань, Первомайский проспект, д. 40, корпус 1, помещение Н3).
КПК "Четвертак" и ООО "Четвертак" не предприняли никаких действий по соблюдению требований ФЗ "О рекламе" в результате чего произошло распространение рекламы с нарушением требований части 1 статьи 28, пункта 4 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
Представленное в материалы дела письмо, в котором КПК "Четвертак" поручает ООО "Четвертак" размещение рекламы, подписано <> который является председателем правления КПК "Четвертак" и генеральным директором ООО "Четвертак", а также заверено печатями данных организаций.
В ходе рассмотрения дела - 15.06.2015 г. Комиссия установила, что распространение ненадлежащей рекламы на сервисе "Яндекс. Директ" прекращено о чем свидетельствует отсутствие рекламы КПК "Четвертак" на сервисе "Яндекс. Директ". В связи с данным обстоятельством у Комиссии отсутствуют основания для выдачи рекламодателю и рекламораспространителю обязательных для исполнения предписаний о прекращении нарушений рекламного законодательства.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу КПК "Четвертак": "Вклады под 25% годовых в Рязани! 25% годовых. Вклады застрахованы. Выплаты ежемесячно. 10 лет на рынке. Сберегательные программы. Оформить заявку Калькулятор вкладов Контакты sberezheniya.zaim25.ru Адрес и телефон", распространяемую ООО "Четвертак" 18.03.2015 г. в сети Интернет посредством сервиса "Яндекс.Директ", поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28, пункта 4 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Рязанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 18 июня 2015 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 15 июня 2015 г. N 156-05-1/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016