Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<>
при участии представителей:
ПАО "Совфрахт": <>
ПАО "Газпром": <>
ООО "Газпром флот": <>
рассмотрев жалобу ПАО "Совфрахт" от 14.03.2016 NСФХ-ЮР/51 на действия (бездействие) заказчика ООО "Газпром флот", организатора ПАО "Газпром" при проведении открытого запроса предложении на право заключения договора аренды судов для обеспечения строительства скважин Р1, Р2, Р3 и Р7 Киринского ГКМ (6 лотов) для нужд ООО "Газпром флот" (12626) (извещение N 31603314524) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ПАО "Совфрахт" (далее - Заявитель) от 14.03.2016 NСФХ-ЮР/51 на действия (бездействие) заказчика ООО "Газпром флот" (далее - Заказчик), организатора ПАО "Газпром" (далее - Организатор) при проведении открытого запроса предложении на право заключения договора аренды судов для обеспечения строительства скважин Р1, Р2, Р3 и Р7 Киринского ГКМ (6 лотов) для нужд ООО "Газпром флот" (12626) (извещение N 31603314524) (далее - Запрос предложений).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО "Газпром" от 19 апреля 2012 г. N 1969 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
12.02.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее - Извещение, Документация).
Из текста жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком, Организатором нарушены законные права и интересы Заявителя, а именною, Заказчиком некорректно установлены критерии оценки и проведен на основание данных критериев порядок оценки заявок участников.
Представители Заказчика, Организатора с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса предложений действовали в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Регламента.
Рассмотрев представленные материалы Заказчика, Организатора, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно Протоколу по подведению итогов открытого запроса предложений в электронной форме N 31603314524-01 (далее - Итоговый протокол) заявкам Заявителя присвоено 52,10, 67,10, баллов.
Подпунктом 2.9.1 пункта 2.9 Документации установлено, что анализ, рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе предложений проводится в соответствии с Приложением 3 "Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений".
Приложением 3 к Документации по всем лотам установлено следующее:
"Сравнительная оценка заявок Участников проводится не менее чем по двум из трех критериев:
1. Оценка квалификации Участника.
2. Оценка технического предложения.
3. Оценка коммерческого предложения.
Оценки по критериям заносятся в графу (S) сводного протокола балльной оценки Заявки на участие в запросе предложений Участника, на основе которых формируется общая оценка по данной Заявке на участие в запросе предложений, и в соответствующей графе выставляется балльная оценка. Для каждого критерия указан коэффициент значимости (T). Конечная балльная оценка по каждому критерию (V) определяется как произведение оценки на указанный коэффициент (T x S). Общая оценка Заявки на участие в запросе предложений Участника определяется как сумма соответствующих итоговых оценок по всем критериям (V).
Итоговая оценка Заявки на участие в запросе предложений Участника выводится как арифметическая сумма оценок всех вышеуказанных критериев.
При этом устанавливается следующее долевое соотношение между максимально возможными оценками:
Квалификация Участника |
40% |
Коммерческое предложение |
30% |
Техническое предложение |
30% |
Всего |
100% |
Оценка квалификации Участника
N п/п |
Подкритерии оценки |
Весомость подкритерия |
Предмет оценки |
Принцип учета подкритерия |
Значение показателя (баллы) |
Итоговый результат |
|
|
А |
|
|
В |
S = А х В |
1 |
Успешный опыт выполнения работ/оказания услуг оценивается количеством предоставленных Участником закупки договоров и отзывов к ним Представленные договора оцениваются по следующим параметрам:
Тематика (указана в п. 4.1.21 Документации)
Стоимость договора (не менее 50% от начальной (максимальной) цены закупки)
Наличие копии выполненного договора
|
0,35 |
Количество представленных в заявке участника выполненных договоров и отзывов по ним от Заказчиков. |
где: Д - договор с отзывом (1 балл) договор без отзыва (0,5 балла) k - количество представленных договоров. Максимальное кол-во баллов - 10. |
|
|
2 |
Объем работ выполняемый собственными силами |
0,35 |
При оценке по данному подкритерию оценивается объем работ выполняемый Участником собственными силами |
8 баллов, при выполнении более 75 % работ/оказании услуг Участником без привлечения субподрядчиков/соисполнителей. 4 балла, при выполнении менее 75 %, но более 50 % работ/оказании услуг Участником без привлечения субподрядчиков/соисполнителей. 0 баллов, при выполнении менее 50 % работ/оказании услуг Участником без привлечения субподрядчиков/соисполнителей.
В случае если Участник является Запроса предложений российской организацией малого и среднего предпринимательства, либо привлекает для выполнения работ по предмету Запроса предложений в качестве субподрядчиков /соисполнителей российские организации малого и среднего предпринимательства значение показателя (баллы) увеличивается на 2 балла. |
Объем работ выполняемый собственными силами |
|
3 |
Наличие иных сертификатов, лицензий и других документов, предусмотренных п. 4.1.31 Документации |
0,30 |
Наличие в заявке участника документов, предусмотренных п. 4.1.31 Документации
|
B=Z/Trх10, где: Z - количество предоставленных Участником документов Tr - количество запрашиваемых документов |
|
|
4 |
Общая оценка по группе подкритериев P= S: |
1 |
|
|
|
|
Оценка коммерческого предложения
N п/п |
Подкритерии оценки |
Весомость |
Предмет оценки |
Принцип учета подкритерия |
Значение показателя (баллы) |
Итоговый результат |
|
|
А |
|
|
В |
S = А х В |
1 |
Уровень цены заявки |
1 |
Коммерческое предложение участника |
В= 10 * (Nmin/Ni)
где: N min- минимальная цена заявки участников без НДС. Ni -цена заявки оцениваемого Участника без НДС |
|
|
Оценка технического предложения
N п/п |
Подкритерии оценки |
Весомость |
Предмет оценки |
Принцип учета подкритерия |
Значение показателя (баллы) |
Итоговый результат |
|
|
А |
|
|
В |
S = А х В |
1. |
Качество технического предложения |
1 |
Техническое предложение |
10 баллов. Оценка наилучшего технического предложения из всех технических предложений, представленных участниками по данному предмету закупки 9-0 баллов. Баллы, вычитаемые за отсутствие в техническом предложении участника факторов, присутствующих в наилучшем техническом предложении |
|
|
Заказчиком, Организатором на заседание Комиссии ФАС России представлен подробный расчет баллов при проведении оценки и сопоставлении заявки Заявителя.
Согласно Приложению 3 по критерию "Оценка квалификации участника" успешный опыт выполнения работ/оказания услуг оценивается количеством предоставленных Участником закупки договоров и отзывов к ним, при этом баллы присваиваются пропорционально количеству договоров и отзывов на них.
Учитывая, то что из положения Документации невозможно определить, что подразумевается под "успешным опытом", не представляется возможным определить какие именно договоры необходимо включить в состав заявки для получения максимального балла по подкритерию "Успешный опыт выполнения работ/оказания услуг оценивается количеством предоставленных Участником закупки договоров и отзывов к ним"
Кроме того, согласно Приложению 3 Документации по критерию "техническое предложение" оценивается подкритерий "качество технического предложения", при этом балы присваиваются в следующем порядке:
"10 баллов. Оценка наилучшего технического предложения из всех технических предложений, представленных участниками по данному предмету закупки
9-0 баллов. Баллы, вычитаемые за отсутствие в техническом предложении участника факторов, присутствующих в наилучшем техническом предложении".
Из данного порядка оценки Документации не представляется возможным определить, как начисляются баллы от 9-0, и что относится к термину "наилучшее техническое предложение".
Таким образом, Заказчиком в Документации в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках не установлены надлежащим образом критерии оценки и сопоставления заявок и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений, что не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Пунктом 3.8.1 Документации установлен перечень документов для каждого из субподрядчиков/соисполнителей Участника, выполняющих важные компоненты работ или работы, составляющих более 10 процентов объема работ необходимых для предоставления в составе заявки участника.
Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление о необходимости предоставления в составе заявки участниками закупки документов о субподрядчиках/соисполнителей предполагаемых к выполнению важных компонентных работ или работы, составляющих более 10 процентов объема работ ограничивает количество участников закупки, поскольку привлечение субпоставщиков/соисполнителей предполагается в процессе исполнения договора, и не может являться основанием для отклонения заявки.
Таким образом, установление вышеуказанных требований в Документации противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
3. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
В документации установлены требования к претендентам процедур закупки:
претенденты процедур закупки должны иметь соответствующие производственные мощности, технологическое оборудование, финансовые и трудовые ресурсы, обладать профессиональной компетентностью для производства (поставки) товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом закупки, а также положительной репутацией.
осуществление Претендентами за последние три года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений, поставок товаров, выполнение работ (оказание услуг), аналогичных поставкам товаров, выполнению работ (оказанию услуг), являющихся предметами закупок.
При этом из Документации не представляется возможным определить персонал какой квалификации и в каком количестве, необходимо иметь участнику Запроса предложений, а также какое материально-техническое обеспечение, производственные мощности, технологическое оборудование, финансовые и трудовые ресурсы требуются для исполнения договора, что Заказчиком подразумевается под "профессиональной компетентностью для производства (поставки) товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом закупки, а также положительной репутацией", а также Заказчиком не раскрыто понимание "аналогичности".
Кроме того, согласно пункту 3.6.15 в составе заявки участника должны быть представлены отзывы (при наличии) об оказываемых (оказанных) участником услугах, аналогичных предмету настоящего запроса предложений.
При этом из Документации не представляется возможным определить понятие "аналогичных", что не позволяет участнику, точно определить, наличие каких отзывов будет учтено Заказчиком, как положительный опыт.
Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.1.3 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно пункту 2.4.4 Документации ".организатор обязуется ответить на любой вопрос, связанный с разъяснением Документации, который он получит не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до истечения срока приема заявок на участие в запросе предложений, указанного в Извещении. При этом ответ (без указания источника запроса) размещается на официальном сайте и на сайтах, указанных в пункте 4.1.3 информационной карты, не позднее чем в течение трех дней со дня получения запроса от Претендента".
Вместе с тем, в Документации не установлены дата начала и дата окончания срока предоставления участникам Запроса предложений разъяснений положений Документации, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России. решила:
Признать жалобу ПАО "Совфрахт" от 14.03.2016 NСФХ-ЮР/51 на действия (бездействие) заказчика ООО "Газпром флот", организатора "Газпром" при проведении открытого запроса предложении на право заключения договора аренды судов для обеспечения строительства скважин Р1, Р2, Р3 и Р7 Киринского ГКМ (6 лотов) для нужд ООО "Газпром флот" (12626) (извещение N 31603314524) обоснованной в части ненадлежащим образом установленных критериев и порядка оценки.
Признать ООО "Газпром флот" нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 9, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать ПАО "Газпром", ООО "Газпром флот" обязательное к исполнению предписание.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 24.03.2016 N 223-ФЗ-119/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 марта 2016 г. N 17/20259/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016