Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ Оренбургского УФАС России N283 от 26.12.2011 г.), в составе:
Председателя Комиссии - (_)
Членов Комиссии: (_)
в присутствии представителя заявителя: ООО "Охранное предприятие "Легионер" - директора (_); представителя по доверенности (_)
в присутствии представителя ответчика: ООО "Стоматологическая поликлиника "Ростошь" (_), представителя по доверенности (_)
рассмотрев жалобу ООО "Охранное предприятие "Легионер" на действия заказчика ООО "Стоматологическая поликлиника "Ростошь" при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг охраны объекта (N31603623250), установила:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. N 3395к от 12.05.2016) ООО "Охранное предприятие "Легионер" (460000, г.Оренбург, пер.Матросский, д. 2 (далее -заявитель) на действия ООО "Стоматологическая поликлиника "Ростошь" (г.Оренбург, ул.Газпромовская, д.72) (далее - ответчик, заказчик, организатор торгов) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по охране объекта (N31603623250).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.
В связи с поступлением жалобы ООО ОП "Легионер", Оренбургским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона "О защите конкуренции" заявителю и организатору торгов были направлены уведомления о приостановлении торгов (исх.N 5640 от 13.05.2016, N 5639 от 13.05.2016 г.) до рассмотрения жалобы по существу, информация о жалобе размещена на официальном сайте Оренбургского УФАС России http://orenburg.fas.gov/ru/.
Из содержания жалобы ООО ОП "Легионер" следует:
Заявитель не смог принять участие в запросе предложений в связи с тем, что закупочная документация содержит условия о предоставлении документов, которые приводят к неравенству участников торгов, а также к ограничению конкуренции среди потенциальных участников, создает преимущественные условия для участия в торгах отдельным участникам, что противоречит ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Кроме того, заказчиком при проведении данного запроса предложений были нарушены нормы Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц", в части отсутствия необходимой информации для определения стоимости оказания услуг и требования к лицензии на оказание охранных услуг.
Представитель ответчика в ходе заседания Комиссии вменяемое нарушение не признал, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, предоставил объяснение по жалобе (исх.N 95 от 18.05.2016 г.) и документы, затребованные уведомлением (исх.N 5639 от 13.05.2016 г.) Оренбургского УФАС России.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.
УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно п.1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п. 9.3.11. главы 9 Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром, утвержденного решением Совета директоров ОАО "Газпром" от 19 апреля 2012 г. N 1969 (далее - Положение о закупках), документация о запросе предложений должна содержать, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, предъявляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В приложении N 2 к Документации о запросе предложений на право заключения договора на оказание услуг охраны объекта, утвержденной главным врачом ООО "Стоматологическая поликлиника "Ростошь"(_) 28.04.2016 г., установлены требования, предъявляемые заказчиком к оказанию услуг по охране объекта, имущества, материальных ценностей в пределах объекта; обеспечение на объекте внутри объектового и пропускного режима, в том числе следующие требования:
- наличие опыта не менее трех лет оказания охранных услуг на объектах дочерних обществ и организаций ПАО "ГАЗПРОМ" (не менее пяти организаций) в строгом соответствии с "Концепцией охраны объектов ПАО "ГАЗПРОМ" и его дочерних обществ и организаций (приказ ПАО "ГАЗПРОМ" N 99 от 26.10.2001 г.)
- положительные отзывы от заказчиков (не менее 5-ти от дочерних обществ и организаций ПАО "ГАЗПРОМ").
Исходя из содержания п.2.9.12 Документации запроса предложений, одним из оснований для отказа в допуске для участия в закупке является отсутствие документов, определенных документацией о запросе предложений, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике запроса предложений или о закупаемых товарах (работах, услугах).
Комиссия установила, что к дальнейшему участию в закупки допускаются организации, имеющие опыт оказания охранных услуг на объектах дочерних обществ и организаций ПАО "ГАЗПРОМ" (не менее пяти организаций) в строгом соответствии с "Концепцией охраны объектов ПАО "ГАЗПРОМ" и его дочерних обществ и организаций и имеющие положительные отзывы дочерних обществ и организаций ПАО "ГАЗПРОМ". Участники, имеющие опыт работы и положительные отзывы от иных организаций, к дальнейшему участию в закупке не допускается.
Одними из основополагающих принципов закупки, которыми руководствуются заказчики согласно п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках, является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции установлено требование о том, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Комиссия считает, что установленное требование в Приложение N2 Документации запроса предложений, способно привести к неравенству участников торгов, приводит к недопущению, ограничению и устранению конкуренции (ограничению конкуренции) среди потенциальных участников, создает преимущественные условия для участия в торгах отдельным участникам, ведет к сокращению числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие торгах, что противоречит требованиям ч. 1 ст.17 Закона о защите конкуренции. Довод жалобы является обоснованным.
Согласно Приложению N2 Документации запроса предложений, участник закупки должен предоставить действующую лицензию на право осуществления частной охранной деятельности установленного образца.
Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ предусмотрено, что частная охранная деятельность подлежит лицензированию. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. В документации не конкретизировано, на какой вид охранной деятельности должен быть указан в лицензии, что, по мнению заявителя, может повлечь участие в конкурсе организаций, которые не могут оказывать определенные охранные услуги заказчику.
Комиссия считает, что данный довод жалобы необоснован по следующим основаниям.
Предметом закупки является оказание услуг по охране объекта, деятельность которой подлежит лицензированию. Требование Заказчика о предоставлении лицензии установленного образца является законным и обоснованным. Данное требование обусловлено потребностью Заказчика, и не противоречит нормам Закона о закупках. Кроме того, как пояснил в заседании комиссии заявитель, у него имеется требуемая лицензия со всеми видами охранных услуг.
Согласно Приложению N2 Документации запроса предложений, участник закупки должен иметь возможность экстренного увеличения постов в случае возникновения необходимости. Заявитель считает, что в документации отсутствует информация для определения себестоимости оказания услуг.
В то же время, из раздела 2 п. 2.1 проекта договора, который является неотъемлемой частью документации запроса предложений, следует, что "стоимость оказываемых услуг указана в приложении N 2, в том числе НДС 18%". В приложении N 2 указан объект охраны и режим охраны объекта, с учетом которых участник определяет свое коммерческое предложение. Начальная максимальная цена запроса предложений также определена документацией.
Довод жалобы Комиссия считает необоснованным.
В ходе проведения закупки был составлен журнал регистрации поступления заявок на участие в открытом запросе предложений N 05-02.2016, согласно которому поступило три заявки. Процедура была приостановлена, конверты не вскрывались.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что ООО "Стоматологическая поликлиника "Ростошь" при проведении данной закупки были нарушены требования действующего законодательства, а именно п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц" и ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 -ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьями 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 -ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу (вх. N 3395к от 12.05.2016) ООО "Охранное предприятие "Легионер" (460000, г.Оренбург, пер.Матросский, д. 2) на действия ООО "Стоматологическая поликлиника "Ростошь" (г.Оренбург, ул.Газпромовская, д.72) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по охране объекта (N31603623250), обоснованной.
Выдать предписание закупочной комиссии организатора торгов о внесении изменений в Документацию запроса предложений N 05-02.2016 в части отмены требования о наличии у участника опыта оказания охранных услуг исключительно на объектах дочерних обществ и организаций ПАО "ГАЗПРОМ"; о наличии положительных отзывов от заказчиков исключительно от дочерних обществ и организаций ПАО "ГАЗПРОМ".
Продлить срок подачи заявок на участие в запросе предложений N 05-02.2016, согласно условиям Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Предписание по делу N 07-16-61/2016
о совершении действий, направленных на устранение нарушения
порядка проведения торгов
"19" мая 2016 г. Оренбург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ Оренбургского УФАС России N12 от 14.01.2016 г.), в составе:
Председателя Комиссии - (_);
членов Комиссии: (_)
руководствуясь п. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135 "О защите конкуренции", на основании решения от 24 мая 2016 по делу N 07-16-61/2016 о нарушении порядка проведения торгов ООО "Стоматологическая поликлиника "Ростошь" (г.Оренбург, ул.Газпромовская, д.72) открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по охране объекта (N31603623250), предписывает:
Организатору торгов - ООО "Стоматологическая поликлиника "Ростошь" совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка проведения торгов в течение 5 рабочих дней с момента получения настоящего предписания, для чего необходимо внести изменения в Документацию запроса предложений N 05-02.2016 в части отмены требования о наличии у участника опыта оказания охранных услуг исключительно на объектах дочерних обществ и организаций ПАО "ГАЗПРОМ"; о наличии положительных отзывов от заказчиков исключительно от дочерних обществ и организаций ПАО "ГАЗПРОМ".
Продлить срок подачи заявок на участие в запросе предложений N 05-02.2016, согласно условиям Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-16-61/2016 (опубликовано 25 мая 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016