Резолютивная часть решения оглашена
"
14
"
июня
2016
г.
В полном объеме решение изготовлено
"
24
"
июня
2016
г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Мерзлякова Н.В. - председатель комиссии, руководитель Управления,
Члены комиссии:
Осипов С.В. - заместитель руководителя Управления, начальник отдела контроля государственных закупок,
Ягольницкая Д.С. - заместитель начальника отдела контроля государственных закупок;
Сучков О.Н. - старший государственный инспектор отдела контроля государственных закупок;
рассмотрев дело N 18-17/16 по признакам нарушения ОАО "ВОЛОГДАМЕТАЛЛООПТТОРГ" (160004, г. Вологда, Ленинградский тупик, д. 18) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в указании географического места поставщика или его филиала (представительства) при проведении запроса котировок на поставку одежды и обуви специального назначения (N 31603329444), в присутствии представителя ОАО "ВОЛОГДАМЕТАЛЛООПТТОРГ" Воронова П.А. по доверенности N 14 от 01.01.2016, установила:
09.03.2016 в адрес Управления поступило обращение ООО "АрхТрэйдингГрупп", в котором заявитель ссылается на незаконное отклонение котировочной заявки при проведении запроса котировок на поставку одежды и обуви специального назначения (N 31603329444). Заказчиком выступает ОАО "ВОЛОГДАМЕТАЛЛООПТТОРГ". Заявитель сообщает, что заказчиком нарушен пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В пункте 5 документации на поставку товара прописано, что поставщик или его филиал (представительство) должен находиться на территории города Вологды, в связи с чем лица, не имеющие такой регистрации, не могут быть допущены к участию в запросе котировок.
Заказчик объяснил установление данного требования необходимостью срочной поставки с учетом специфики производства, а также для ускорения процедуры обмена некачественного товара в кратчайший срок.
Комиссия считает, что положение документации по запросу котировок приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
По части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
На основании части 2 статьи 34 Конституции не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Целями Закона о защите конкуренции признаются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции). Заказчик должен быть объективно заинтересованным в поддержании конкуренции.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Закон N 223-ФЗ как и Закон о защите конкуренции предполагают необходимость обеспечения участия в торгах и иных способах закупок лиц, территориально удаленных от места их проведения. Требование об обязательной регистрации юридических лиц на территории муниципального образования для осуществления предпринимательской деятельности и участия в закупках действующим законодательством Российской Федерации не установлено.
Учитывая организационно-правовые цели проведения торгов, запроса котировок, запроса предложений и иных способов закупок, заказчик должен предусмотреть прозрачный механизм их организации, в том числе обеспечить информационное сопровождение закупки, а также порядок подачи участниками заявок таким образом, чтобы исключить какую-либо неопределенность в правах участников (как более слабой стороны в правоотношениях).
Комиссия считает, что положение документации по запросу котировок приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Доказательством данного нарушения является отстранение участника ООО "АрхТрэйдингГрупп", который находится по адресу: г. Архангельск, проспект Обводный канал, дом 5, офис 221.
Заказчик изначально ограничил количество потенциальных участников запроса котировок лицами, находящимися в территориальной удаленности от места их проведения.
Учитывая нормы действующего законодательства Российской Федерации, комиссия приходит к выводу о нарушении ОАО "ВОЛОГДАМЕТАЛЛООПТТОРГ" части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
Комиссией изучено положение о закупке и установлено следующее.
В силу части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положением о закупке предусмотрены различные способы закупок, при этом описание выбора способа закупки носит субъективный, неоднозначный характер, что влечет за собой не только нарушение принципов равноправия и справедливости (часть 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ), но и не соответствует целям и задачам, определенным названным Законом.
Используемые заказчиком критерии выбора способа закупки должны быть объективными, исчисляемыми, измеряемыми и администрируемыми, что обеспечит гласность и прозрачность проводимой закупки, равноправие всех ее участников, возможность контроля за ходом ее проведения и правильностью выбора победителя такой закупки и, наоборот, будет способствовать исключению субъективного правоусмотрения заказчика.
Комиссия обращает свое внимание на то, что термин "одноименная продукция", фигурирующий в положение о закупке, отсутствует в действующем законодательстве Российской Федерации. Практическое применение несостоятельного понятия не представляется возможным.
Комиссия считает необходимым выдать предписание заказчику о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Заказчику следует внести изменения в положение о закупке, а также комиссия рекомендует применить стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, разработанный ФАС России.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, комиссия решила:
Признать ОАО "ВОЛОГДАМЕТАЛЛООПТТОРГ" нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Выдать предписание.
ПРЕДПИСАНИЕ N |
18-17/16 |
" |
14 |
" |
июня |
|
2016 |
г. |
г. Вологда |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Мерзлякова Н.В. - председатель комиссии, руководитель Управления,
Члены комиссии:
Осипов С.В. - заместитель руководителя Управления, начальник отдела контроля государственных закупок,
Ягольницкая Д.С. - заместитель начальника отдела контроля государственных закупок;
Сучков О.Н. - старший государственный инспектор отдела контроля государственных закупок;
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 14 июня 2016 года по делу N 18-17/16 о нарушении
ОАО "ВОЛОГДАМЕТАЛЛООПТТОРГ" (160004, г. Вологда, Ленинградский тупик, д. 18) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
ОАО "ВОЛОГДАМЕТАЛЛООПТТОРГ" в срок до 08 июля 2016 года прекратить нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части недопущения, ограничения или устранения конкуренции, а именно:
- внести изменения в положение о закупке в отношении выявленных нарушений, указанных в решении;
- проводить закупки без указания требований к месту нахождения поставщика.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии |
|
|
Мерзлякова Н.В. |
|
(подпись) |
|
(Ф.И.О.) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области N 18-17/16 (опубликовано 29 июня 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.6.2016